РОЛЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Абрамова Е.Б. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контроль – одна из функций управления, существующая в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, педагогического анализа, регулирования и коррекции. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, нормативным документам.

Авторы трудов (Н.А. Виноградова, Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк), посвященных проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении. Н.А. Виноградова считает, что «контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности» [2, с.98].

Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

Важность функции контроля в единой системе образовательной работы определяется следующими положениями:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков;

  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;

  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в реализации воспитательно-образовательного процесса;

  • контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Л.М. Денякина рассматривает контроль как услугу, «... которую руководитель должен оказывать своим подчиненным, ведь контроль, предполагая выявление недостатков, ошибок в работе, направлен на анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, а также на признание результатов успешной работы, заслуг тех, кто хорошо работает» [3, с.221].

Необходимость осуществления контроля как стадии единой системы методической работы в ДОУ подчеркивают Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, выделяя среди функциональных обязанностей старшего воспитателя его деятельность по осуществлению контроля [5, с.118].

Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля, но в основном его представляют в виде внешнего и внутрисадовского контроля:

  • внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона;

  • внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. [3, с.119].

При контроле необходимо:

  • разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

  • наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

  • фиксировать результаты наблюдений;

  • анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей;

  • делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

  • осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов и разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в их работе;

  • обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным. При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм осуществления:

  1. Определение цели и объекта контроля.

  2. Разработка программы (плана) контроля.

  3. Сбор информации.

  4. Первичный анализ собранного материала.

  5. Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

  6. Проверка исполнения рекомендаций.

Присоединяясь к мнению С.В. Кузнецовой, можно сделать вывод, что функции контроля и педагогического анализа не только взаимосвязаны, они тесно переплетаются и взаимодействуют в процессе осуществления контроля [4, с.18].

По мнению многих авторов (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.), существуют три самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяются предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика и т. д. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков [1, с.58].

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел по конкретному направлению работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса [5, с.268]

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчетного периода (полугодие, год). Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты коллектива дошкольного учреждения [4, с.58]

Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, с их мнением необходимо считаться.

В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

Список использованных источников:

  1. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ / К.Ю.Белая // М. : Сфера, 2005. – 253 с.

  2. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М. : Айрис – пресс, 2008. – 192 с.

  3. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л.М.Денякина – М. : Новая школа, 1997. – 392 с.

  4. Кузнецова, С.В. Проектирование развития ДОУ: методическое пособие / С.В. Кузнецова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.

  5. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием : уч. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 432 с.

Просмотров работы: 2043