ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Ларюхина Н.Г. 1
1Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — многосоставное, одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

Понятие «социальная перцепция» включает:

  • собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

  • интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;

  • эмоциональную оценку;

  • построение стратегии собственного поведения.

Традиционно принято выделять три составляющие социально-перцептивного процесса: субъект, объект и ситуация восприятия или же партнер-наблюдатель, партнер-наблюдаемый и ситуация (контекст)

В процессе восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) в наблюдаемом, как правило, доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества и «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма приписанных свойств дает необходимую возможность сформировать определенное отношение к наблюдаемому, которое чаще всего носит эмоциональный характер. На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.

Так, процесс социальной перцепции может быть представлен в виде последовательности этапов, сопровождающихся оценкой со стороны наблюдателя:

  1. Восприятие внешнего облика и поведения наблюдаемого.

  2. Создание представлений о психологических особенностях и состоянии наблюдаемого.

  3. Создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения.

  4. Создание стратегии собственного поведения.

Таким образом, социальная перцепция — это важный психологический процесс, включающий восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель.

Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей и зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений, а также от возраста человека. Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление» облика; младшие школьники придают наибольшее значение особенностям внешнего вида собеседника – росту, цвету глаз, прическе, одежде; подростки – мимике, жестикуляции, тону голоса; взрослые – особенностям поведения. Дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности. Школьники, оценивая учителя, строят умозаключения о нем, основываясь на наблюдении его внешнего облика и поведения. Особое значение они придают оформлению внешности учителя (прическа, одежда) и совершаемым действиям, экспрессивным реакциям. Основываясь на полученной при восприятии информации, у учащихся формируется определенное отношение к учителю.

На особенности восприятия влияет также и профессия человека. Так, учителя, воспринимая и интерпретируя другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко — на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические данные. Существенно влияют на результат социальной перцепции и психологические особенности наблюдателя.

В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения.

В качестве наиболее важных для восприятия человека «крючков» в европейских и американских исследованиях выделяют:

  • Человеческое лицо как наиглавнейший источник информации о воспринимаемом человеке. При этом из всех параметров для восприятия важнейшими являются мимика и глаза. Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную» информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены. Не менее информативным является и взгляд.

  • Жесты и позы человека

  • Походка человека

  • Голос и речь человека

Среди качеств, помогающих воспринять и понять наблюдателю истинное внутреннее состояние, чувства и намерения другого человека, М. Битянова выделяет:

  • Высокий культурный уровень, позволяющий на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может стоять».

  • Высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать».

  • Высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины».

  • Высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же».

  • Обширный репертуар поведенческих реакций, позволяющий реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации».

Познание и понимание людьми друг друга происходит на основе взаимопонимания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию. Зачастую люди не знают реальных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением другого человека, либо на основе собственных мотивов поведения, которые могли возникать в аналогичных ситуациях. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Такая интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей представляет собой каузальную атрибуцию.

Рассматривая особенности реализации функции социальной перцепции, необходимо помнить о том, что в педагогической практике часто встречаются ошибки в восприятии учащегося, достаточно сильно затрудняющие общение и деятельность учителя.

Восприятие может сопровождаться процессом стереотипизации, представляющим восприятие и оценку социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов) и проявляющимся в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип, способный порождать новую реальность, получил общее название «стереотип ожидания». Механизм, обеспечивающий работу этого стереотипа, заложен в сам процесс социальной перцепции: наблюдатель на основе своих «перцептивных» изысканий формирует собственную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому и реализует ее. Наблюдаемый, строя собственное поведение, отталкивается от этой стратегии, а следовательно, и от субъективного мнения о нем, которое сложилось в голове наблюдателя. Если наблюдатель — авторитетный человек, наблюдаемый будет стараться вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили. «Пророчество» (субъективная оценка, сделанная наблюдателем) начнет действовать.

Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но и весьма активно в его поведении. Ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения. Связано это не только с необъективностью учителей, ставших жертвой собственных стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». То есть обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, срабатывает, по словам Р. Бернса, как «самоактуализирующееся пророчество».

Профессия учителя в целом относится к «рискованной», с точки зрения стереотипизации представлений о самом себе и учениках, деятельности. Вещание «вечных» истин, возможность опереться на авторитет — все это создает питательную среду для развития стереотипов. Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании учителя образа идеального ученика. Это такой ученик, который поддерживает учителя в роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как «хороших» учеников, но и в целом как хороших людей, приятных во всех отношениях. Дети, подходящие под противоположный образ — «плохих» учеников, воспринимаются в целом как безразличные, агрессивные, как источники отрицательных эмоций.

В целом стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее. В целом три фактора определяют результат влияния на ребенка стереотипа ожидания:

  • представление учителя о способностях ученика;

  • представление самого школьника о своих возможностях;

  • значимость мнения учителя для школьника.

Соответственно можно ждать результатов в тех случаях, когда учитель авторитетен для ребенка, когда он и сам ученик высокого мнения об учебных возможностях. А также в тех, когда учитель крайне низкого мнения о способностях ребенка, а у последнего уже не находится слов для самоподдержки. Особенно мощно и губительно стереотип ожидания может работать в начальной школе.

Заканчивая рассмотрение социально-перцептивных аспектов общения, можно подвести некоторые итоги.

  • Социальная перцепция — многофункциональный психический процесс, который предполагает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

  • В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов влияет на успешность социально-перцептивного процесса.

  • Среди наиболее важных, с точки зрения успешности, характеристик наблюдателя выделяются: возраст, профессия, состояние самооценки и содержание «Я-образа», социально перцептивные умения и навыки.

  • Наблюдаемый — автор перцептивного сообщения, он формирует его с помощью набора экспрессивных средств, имеющих культурное и индивидуальное значение: мимики, дистанции, контакта глаз, пантомимики и др.

  • В соответствии с социальной ситуацией общения для осуществления социальной перцепции наблюдателем могут быть использованы различные механизмы социального познания.

  • В ситуации межгруппового восприятия используются типовые схемы первого впечатления, стереотипизация.

  • В ситуации межличностного понимания — идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия.

  • В ситуации непонимания для решения проблем, возникающих в совместной деятельности, используется механизм каузальной атрибуции. Это механизм причинного приписывания, задающий определенные схемы и типовые ошибки восприятия поступков партнера по общению. Он выполняет важные адаптивные функции.

  • Для наблюдаемого процесс его восприятия партнером по общению предстает как действие самоподачи, которая в зависимости от целей общения может быть искренней или управляемой и манипулятивной.

  • Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель внимателен к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. За внешними проявлениями поведения и состояний ребенка учитель «видит» его мысли и чувства, предугадывает намерения, моделирует личностные особенности ученика.

Список литературы:

  1. Митина, JI. M. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л. М. Митина. – М.: Феникс, 2010. – 215 с.

  2. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения [Электронный ресурс] – http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002707

Просмотров работы: 4144