Проблема построения карьеры приобретает особую актуальность в современных социокультурных условиях. В эпоху информационной культуры, социальной мобильности и поливариантности векторов саморазвития перед профессионалами, как будущими, так и действующими, встают проблемы осознанного карьерного выбора, соответствующего личностным ценностям и придающего жизни смысл и равновесие в постоянно меняющемся мире. Карьерные ориентации представляют собой смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своего профессионального развития, это индивидуальное сочетание и последовательность реализации профессиональных замыслов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни.
Можно сказать, что, планируя своё профессиональное будущее, намечая конкретные события – цели, планы, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии «карьерных якорей», представленной в его сознании. Карьерные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне карьерным целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. На основе анализа научных подходов к рассмотрению профессиональной карьеры и карьерных ориентаций выделяются следующие основные виды карьерной ориентации субъекта: вертикальная (стремление к социально-должностному росту) и горизонтальная (стремление к профессиональному мастерству). Например, А. А. Жданович рассматривает карьерную ориентацию как элемент структуры профессиональной Я-концепции субъекта, «смысловой диспозиции, отражающей приоритетное направление профессионального продвижения. Имея для субъекта устойчивый жизненный смысл, она проявляется в эффектах смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности» [1, с. 18]. Под Я-концепцией понимается система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Другими словами, Я-концепция представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция – результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими [2].
Перечисленные карьерные ориентации как смысловые диспозиции сопряжены с моральной оценкой субъекта: «горизонтальная карьерная ориентация воспринимается позитивно вне зависимости от культурных и концептуальных оснований, вертикальная, испытывая влияние культурного контекста, дифференцирована в зависимости от преобладания стратегий поведения» [3, с. 37].
Из типологий карьерных ориентаций в отечественной практике управления персоналом наиболее широко известны две: Б. Дерра и Э. Шейна.
Б. Дерр выделил пять типов карьерных ориентаций:
Продвижение по службе. При данной ориентации работнику свойственно стремление к достаточно быстрому продвижению в должностной иерархии или статусной системе. Ориентация продвижения по службе тесно связана с усилением влияния на окружающих и развитыми лидерскими чертами.
Стремление к независимости (свободе). Идеалом для человека, строящего стратегию своего поведения на этой установке, является достижение личной автономии, создание собственного «пространства», обеспечивающего необходимое количество «степеней свободы» при минимальном контроле со стороны руководства и ответственности за результат своей деятельности.
Стремление к безопасности свойственно работникам с чувством устойчивой принадлежности к организации, необходимости ощущения общего порядка и стабильности. Чаще всего – это аккуратные исполнители, делающие карьеру за счет лояльной позиции к руководству, преданности и готовности выполнять трудную и кропотливую работу.
Стремление к профессионализму – создание карьеры за счет профессионального роста. Для таких сотрудников важно, чтобы процесс работы носил увлекательный характер, был вызывающим и захватывающим (эмоциональным).
Стремление к равновесию – достижение баланса между работой, отношениями и саморазвитием. Данная ориентация требует существенной гибкости.
Большей известностью в настоящее время пользуется типология карьерных ориентаций Э. Шейна. Этот автор выделил восемь основных карьерных ориентаций:
Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей в определенной области. Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.
Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, принятие ответственности за конечный результат деятельности группы сотрудников или организации в целом. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти.
Автономия. Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать когда, над чем и сколько работать.
Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, желанием, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность местаработы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет сотрудников), заботится о своих работниках после увольнения и, выглядит более надежной в своей отрасли.
Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше» и т. д.
Вызов. Основные ценности при ориентации данного типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.
Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на то, чтобы в жизни было все сбалансировано, он не хочет, чтобы доминировала только семья, или только работа, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все было сбалансировано.
8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Эти две классификации не противоречат друг другу, но типология Э. Шейна представляется более полной и логичной (таблица 1).
Таблица 1
Сопоставление типологий карьерных ориентаций
Типология Дерра |
Типология Э. Шейна |
Продвижение по службе |
Менеджмент |
Стремление к независимости |
Автономия |
Продолжение таблицы 1 |
|
Стремление к безопасности |
Стабильность работы |
Стремление к профессионализму |
Профессиональная компетентность |
Стремление к равновесию |
Интеграция стилей жизни |
Стабильность места жительства |
|
Служение |
|
Вызов |
|
Предпринимательство |
В целом проведенное исследование показывает, что карьерные ориентации, которые формируются в процессе социализации, являются базовыми социальными установками, отражающими значимость карьеры для человека и предпочитаемый им тип карьеры. Как социальные установки, карьерные ориентации отражают готовность индивида реализовать тот или иной карьерный путь. Карьерные ориентации отражают ценности карьеры и способ достижения успеха при ее построении; это система оценки личностью этих способов достижения успеха в карьере; это регулятор поведения личности в социальных условиях. Карьерные ориентации обусловлены личностными особенностями, являются частью Я-концепции профессионала.
Выводы
Карьерные ориентации определяют профессиональный путь человека, отражают ценности карьеры и способ достижения успеха при ее построении. Карьерные ориентации обусловлены личностными особенностями, являются частью Я-концепции профессионала.
Удовлетворенность жизнью – оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Удовлетворенность жизнью определяется через оценку благополучия реализации физических, духовных и социальных потенций человека.
Удовлетворенность жизнью обуславливают факторы социальной среды (материальное положение, уровень безопасности, экологии и т. п.) и социально-психологические факторы (самооценка, наличие осмысленности жизни, ценности, активность, познавательный интерес и т. п.).
Студенческий возраст это возраст формирования карьерных ориентаций, которые характеризуются еще недостаточной осознанностью и отражают социально-экономическое состояние общества, и зависят от направленности, периода профессиональной подготовки. Низкая осознанность карьерных ориентаций, неопределенность профессионального будущего может негативно влиять на формирование психологического благополучия студентов, снижать их удовлетворенность жизнью, в то время как ориентация на реализацию в карьере, предпринимательство, характерные для волевых, активных создают предпосылки для удовлетворенности жизнью студентами.
Литература
Акбиева З. С. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста (коллективная монография) / З. С. Акбиева, О. П. Терновская, Л. Б. Шнейдер. – Москва: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 327 с.
Я-концепция [Текст]. – (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Я-концепция) (дата обращения 09.01.2015).
Жданович А. А. Отношение студентов к профессиональной карьере / А. А. Жданович // Психологический журнал. – 2005, № 4. – С. 37 – 43.