ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ

Носова А.А. 1
1Воронежский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность организации психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на длительном лечении в онкологическом отделении определяется тем, что формирование основных показателей здоровья детского населения характеризуется негативными тенденциями.

Проблема диагностики и лечения онкологической патологии в России не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени. Хотя, по данным Международного Агентства по Изучению Рака (МАИР) заболеваемость злокачественными новообразованиями в нашей стране находится примерно на среднемировом уровне, значительно уступая экономически развитым странам Запада, сложившаяся ситуация быстро меняется. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в России за последние 30 лет утроилась. Так, в 1971 г. она составляла 157 случаев на 100 000 населения, тогда как в 2010 г. – 457 случаев [16].

Ежегодно более 42 000 жителей Российской Федерации заболевают каким-либо злокачественным новообразованием. На начало 2010 г. на диспансерном учете по поводу злокачественного новообразования находилось почти 250 000 человек, что составило более 2% ее населения. Мы наблюдаем неуклонный рост заболеваемости в среднем на 3% в год. Тенденция к росту заболеваемости злокачественными новообразованиями будет сохраняться, чему будут способствовать рост продолжительности жизни в нашей стране и увеличение влияния факторов риска заболеваемости раком. По данным Министерства здравоохранения России количество онкологических больных составляет 14-15 человек на 100 тысяч детского населения, и эти показатели с каждым годом увеличиваются [15].

В Воронежской области показатели смертности от онкологических заболеваний в целом диктуют необходимость усовершенствования механизмов организации онкологической помощи, поиска новых форм и методов психологического сопровождения детей с онкологическим заболеванием.

В связи с этим особое внимание уделяется изучению психологических особенностей детей, находящихся на длительном лечении в стационаре больниц.

Теоретические и практические основы использования арт-терапии в работе с онкобольными детьми является важной темой исследования в работах отечественных психологов: М.В. Киселевой [6], Л.Д. Лебедевой [8] и др.

М.В. Киселева [6] утверждает, что творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельности. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Ребенок творит и развивает свою фантазию.

Творческую фантазию Ф. Калгрен [7] рассматривает как одну из важных внутренних способностей, играющих важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и – через свою собственную деятельность – для достижения того, что будет.

Рост числа детей с онкологическими заболеваниями обусловил необходимость разработки как теоретических, так и практических аспектов психолого-педагогического их сопровождения.

Для решения данной проблемы нами была разработана программа «Радость творчества».

Целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях онкологического отделения.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

1) выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение ребенком укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

2) самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля своих действий);

3) социальное познание (познание других людей, разнообразия характеров и стилей поведения человека, механизмов эффективных взаимоотношений с людьми в условиях болезни);

4) развитие воображения (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам, у ребенка появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет более конструктивно решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

Контингент программы: дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет), которые находятся на лечении в онкогематологическом отделении ОДКБ №1, г. Воронежа.

Показаниями к прохождению программы «Радость творчества» является наличие тревоги, стресса, поведенческих нарушений в условиях больницы.

Противопоказаний к прохождению программы нет.

Нами были выделены принципы реализации программы:

  1. Принцип доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – учебную, а также игровую, трудовую и творческую.

  2. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

  3. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

  4. Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.

  5. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно- развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с онкологическим заболеванием. На всех занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

  6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

  7. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?

  8. При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста в условиях онкологического отделения включает в себя взаимосвязанные направления.

Данные направления отражают её основное содержание:

  1. диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями;

  2. коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в сопровождении детей в условиях онкологического отделения;

  3. консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей и их семей по вопросам воспитания, коррекции, развития и социализации;

  4. информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с психологическими особенностями детей, их родителей в трудной жизненной ситуацией.

Оценку результатов и динамики реализуемой программы возможно отслеживать с помощью наблюдения, авторских опросов, анкет для родителей, а также психологических методик:

  1. тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина [12];

  2. тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации в модификации Н.В.Тарабриной [4];

  3. методика определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн [3];

  4. методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина [6];

  5. рисуночная методика «Кактус» М.А. Панфиловой [6].

Содержание программы

Арт-терапевтическая программа «Радость творчества» представляет собой цикл из 10 занятий, каждое из которых логически связано друг с другом, составляя последовательную систему психологической коррекции. Занятия проводятся в малой группе из 4-6 человек, что позволяет уделять достаточно внимания каждому участнику и групповым процессам в целом (тому, как взаимодействуют и общаются дети друг с другом в группе). Каждое занятие длится 20 - 30 минут, частота занятий – 2 раза в неделю, в течении 5 недель.

Кроме того, перед началом групповых занятий по программе «Радость творчества», для каждого родителя и ребенка проводится первичная консультация, на которой родитель и ребенок ознакомятся с ведущим психологом программы, расскажут о своей проблеме и совместно сформулируют цели посещения программы для ребенка. Также на первичной консультации родитель и ребенок получат подробную информацию о групповых занятиях, ее форме и содержании.

Программа «Радость творчества» является краткосрочной, что позволяет внедрять ее в несколько учреждений данного типа одновременно. Преимуществом является то, что результаты программы можно отслеживать в течение каждого занятия и составить динамику изменений.

Условия реализации

Программа «Радость творчества» психолого-педагогического сопровождения реализуется в условиях онкологического отделения ОДКБ№1.

Требования к помещению: просторное, теплое помещение с местом для индивидуального и группового творчества, место для динамических упражнений;

Требования к специалисту: отсутствие вирусных инфекций, высокий уровень профессиональной подготовки по специальности «Педагог-психолог», взаимодействие с медицинскими и педагогическими работниками отделения.

Требования к занятию: занятие должно быть непродолжительным (20 – 30 минут), разнообразным, построено в соответствии с целями и задачами программы.

Оптимальное количество участников – 4 – 6 детей.

Программа рассчитана на работу с родителями детей, которые находятся на лечении. Родители присутствуют на занятиях вместе с детьми, выполняют упражнения и игры, помогают справиться с заданиями. Возможны индивидуальные консультации родителей, а также проведение мини-лекций на темы психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в условиях онкологического отделения. Реализация программы осуществляется в условиях стационарного отделения, под присмотром медицинского персонала.

Методы и средства оценки результативности программы

Для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы: беседа; арт-терапевтические техники; социально-психологические игры и упражнения; релаксационные упражнения.

Каждое занятие состоит из 3 частей: организационный момент; групповая арт-терапевтическая деятельность; рефлексия.

Оценка эффективности программы психологической программы сопровождения детей, находящихся на длительном лечении осуществляется с помощью:

1) Контрольной диагностики эмоциональных состояний детей;

2) Беседы с детьми и их родителями;

3) Анкеты родителей об эмоциональном состоянии детей.

4) Наблюдение за поведением детей;

Основными прогнозируемыми результатами реализации программы «Радость творчества» является снижение уровня тревожности у детей с онкологическим заболеванием, развитие творческого потенциала, как средства самовыражения детей, а также формирование положительных представлений о будущем у детей.

Практическая значимость. Представленная арт-терапевтическая программа психологического сопровождения детей с онкологическим заболеванием «Радость творчества» может быть использована, психологами, педагогами, студентами педагогических специальностей при работе с детьми с онкологическим заболеванием.

Тематический план занятий, программы «Радость творчества», представленный в Таблице 1, может быть расширен.

Таблица 1

Тематический план занятий

Тема, цель занятия

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1

«Это Я»

Цель:формирование представлений о себе

1. Обсуждение ожиданий участников.

2. Установление правил занятий.

3. Упражнение «Автобиография» [6].

4. Изготовление куклы «Это Я»[6].

5. Рассказ истории от лица куклы «Это Я».

6. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Ткань, толстая нить, пластика, клей

2

«Давайте общаться»

Цель: выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний

1.Упражнение «Приветствие» [6].

2. Упражнение «Что мне в себе нравится» [6].

3.Рисунок гуашью с помощью пальцев на любую свободную тему или выбранную всей группой.

4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» [10].

5. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Карандаши, листы картона формата А4; краски гуашь, листы бумаги формата А3; салфетки для рук или полотенца.

3

«Мой мир»

Цель: расширение представлений ребенка о себе

1.Упражнение «Приветствие» [6].

2. Упражнение «Здравствуй, песок!» [14].

3.Рисунок песком «Мой мир»

4. Игра «Песочные строители» [14].

5. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Кисти, листы картона формата А3, клей, цветной кварцевый песок.

4

«Посмотри на меня»

Цель: расширение представлений ребенка о себе

1.Упражнение «Необычное приветствие»

2. Упражнение «Кто я» [6].

3. Изготовление «Картины из шерсти».

4. Обсуждение занятия

5.Домашнее задание: принести на следующее занятие небольшое количество фотографий.

1 час

Групповая

Листы картона формата А4, цветная шерсть, фоторамки.

5

«Твоя карта»

Цель: установление адекватной самооценки ребенка

1.Упражнение «Фото образ» [6].

2. Упражнение «Сказка по кругу» [6].

3.Выполнение «Фото коллаж»

4. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

фотографии, листы картона А4, краски гуашь, карандаши, клей, кисти.

6

«Ты, да я, да мы с тобой»

Цель: развитие коммуникативных навыков

1.Упражнение «Необычное приветствие» [6].

2. Игра «Снежинки» [11].

3.Рисование в парах

4. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Краски, кисти, листы бумаги формата А4.

7

«Я создаю сам»

Цель: повышение чувства собственной значимости

1.Упражнение «Проснись и пой» [6].

2.Упражнение «Испорченный телефон» [6].

3. Тестопластика

4. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Краски, кисти, соленое тесто.

8

«Мои чувства»

Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства.

1.Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Мое настроение» [6].

3. «Рисунок на воде»

4. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Краски для мармарирования, кисти, листы картона формата А3.

9

«Мои способности»

Цель: расширение представлений ребенка о себе

1.Приветствие

2. Проигрывание сказки «Цветы способностей» [2].

3.Изготовление «Цветов способностей».

4. Упражнение «Я могу» [6].

5. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Гофрированная бумага, клей

10

«Кукла-оберег»

Цель: повышение уверенности в себе, своих действиях.

1.Упражнение «Кукла» [11].

2.Изготовление народной «Куклы оберега»

3. Упражнение «Я могу сделать» [6].

4. Обсуждение занятия

1 час

Групповая

Ткань, вата, нитки, колокольчик.

Эффективность данной программы подтверждается как результатами контрольной диагностики, так и многочисленными отзывами участников о позитивных изменениях в настроении, отношении и поведении детей.

Список литературы,

использованной при разработке программы

и рекомендованной к использованию

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 138 с.

  2. Вачков И. В. Психология для малышей / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось», 1998. – 108 с.

  3. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос, 2001. — 160 с.

  4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб., 2002 – 236 с.

  5. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе/ Ф. Карлгрен. – М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1995. – 238 с.

  6. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми/ М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. – 156 с.

  7. Лебедева Л. Д. Способ экспресс-коррекции эмоционального состояния: Патент на изобретение РФ № 2420233 // Изобретения. Полезные модели. - Официальный Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. М., 2011. № 16.

  8. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Лебедева. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

  9. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг / Г.Б. Монина, СПб.: Речь, 2013. – 224 с.

  10. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова М.: Гном, 2000. –325 с.

  11. Панфилова М.А Игротерапия общения / М.А. Панфилова М.: Гном, 2012. – 153 с.

  12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. – 672 с.

  13. Ратникова Е.В. Игры на песке / Е.В. Ратникова, А.В. Гаврик, СПб.: Речь, 2013. – 134 с.

  14. Сакович Н.А. Технология игры в песок / Н.А, Сакович, СПб.: Речь, 2008. – 170 с.

  15. Якимович Г.В. Необходимость и перспективы развития паллиативной медицинской помощи пациентам с онкологической патологией // Евразийский онкологический журнал. 2014. №3 (03). С. 891-900.

  16. Данные и статистика [Электронный ресурс]: данные содержат сведения о вопросах здравоохранения Европы. — Электрон. дан.. — ВОЗ, 2013. — Режим доступа: http://www.euro.who.int/en/health-topics/noncommunicable-diseases/cancer/data-and-statistics — Загл. с экрана. — Текст на экране англ.

Просмотров работы: 2493