К ВОПРОСУ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УСИЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УСИЛЕНИЯ

Хабиров Р.Р. 1
1Башкирская Академия Государственной Службы и Управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России органам прокуратуры отводится особая роль в системе государства. Это связанно, прежде всего, с теми функциями, которые воплощаются в повсеместной жизнедеятельности людей. Реализуя их по принципу гласности, органы прокуратуры своими действиями охватывает довольно широкий круг общественных отношений, что находит свое отражение в необходимости оптимизировать организацию прокурорского надзора, создавая потребность в акцентировании основного внимания на достаточно важных и значимых направлениях, характеризующихся высокими показателями нарушений прав граждан, а в равной мере и законодательства. Одним из таких направлений, на мой взгляд, служит прокурорский надзор в области землепользования.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что каждый гражданин и его объединение вправе иметь в частной собственности землю. Данное положение вытекает из статьи 36 Конституции Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником свободно, без принуждения, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Следовательно, право на землю принадлежит к той ведущей категории прав граждан, которое требует исполнения и защиты от государственных органов, включая и Прокуратуру Российской Федерации.

Обратимся к информации о состоянии законности в сфере использования земельного законодательства. Анализируя практику прокурорского надзора, Генеральная прокуратура Российской Федерации пришла к выводу, что наиболее распространенными нарушениями в этой сфере являются превышение полномочий либо бездействие органов государственной власти при принятии нормативно правовых актов регулирующих данные правоотношения – это во многом говорит об отсутствии эффективного механизма наказания, по которому бы органы государственной власти и местного самоуправления несли более высокую ответственность перед обществом.

Становится возможным сказать, что надзор в области исполнения за осуществлением права на землю и иных прав в области землепользования находит свое применение в Приказе Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Из которого мы видим, что его действие равным образом распространяется и на надзор за исполнением законодательства в области землепользования.

Исходя из данного Приказа, проверки по поводу полной реализации законов подлежат выполнению на основании поступивших сведений в органы прокуратуры (обращения граждан, средств массовой информации и т.п.), и равным образом иных материалов о допущенных правонарушениях, требующих прибегнуть к прокурорским полномочиям, прежде всего преследующих цель защиты признанных интересов всего многонационального государства и его граждан.

Для осуществления контроля со стороны органов прокуратуры необходим повод и он прописан в настоящем Приказе. В соответствии с ним обязательному исследованию подлежат материалы, как уголовных, так и гражданских и административных дел, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики и иные материалы, которые содержат полноценные сведения о нарушений закона.

Следует также сказать, что применительно к пункту 8 Настоящий Приказ устанавливает «в сфере экономики направить усилия за контролем над исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, налогового, бюджетного, банковского, таможенного и иного законодательства», а в пункт 9 гласит, что с учетом экологической обстановки в каждом регионе необходимо привести в порядок действующий контроль за исполнением и соблюдением законов об охране природы и целесообразном применении природных ресурсов. Ввиду того, что земля причисляется к разновидности природных ресурсов, действие данного пункта не может обойти стороной надзор за исполнением земельного законодательства в области целесообразного применения природных ресурсов.

Организации прокурорского надзора в области землепользования уделяется особое внимание. Об этом говорит и тот факт, что правонарушениям в этой сфере посвящены нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, предназначенные для усовершенствования организации прокурорского надзора в отдельных сферах. Например, в сфере осуществления приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье».

На сегодняшний день совершенствованию прокурорского надзора в области землепользования свойственно повышенное внимание, как и всему прокурорскому надзору в целом. Особому вниманию подвергается качество организации, поскольку от этого во многом зависит общий результат, а также степень эффективности применяемых ресурсов как информационных, так и материальных Современное законодательство не стоит на месте и постоянно подвергается динамичному развитию. В силу этого, закономерно было бы предположить информационное обеспечение в области прокурорского надзора. Безусловно, в этой области, как равным образом в любой другой сфере существуют свои проблемы. И это отражается на эффективности в деятельности органов прокуратуры.

В связи с этим, представляется возможным образование специальной информационной сети «Прокурорский надзор» - это в наибольшей степени позволит усовершенствовать организацию прокурорского надзора. Данная сеть будет направлена на решение ряда следующих задач: Во-первых, обеспечить быстрый и эффективный обмен информации между сотрудниками о нарушениях в области землепользования. Во-вторых, обеспечить ускоренный обмен сведениями и отойти от привычной традиционной документации. И в-третьих, объединить в единую информационную систему компьютеры сотрудников, реализующих контроль в данной сфере. При этом необходимо ограничить доступ посторонним лицам, данного рода информация должна предоставляться только уполномоченным на то сотрудникам. Стоит предусмотреть и меру ответственности за распространение такой информации третьим лицам.

Еще одним составляющим звеном организации прокурорского надзора в области землепользования служит составление кадровой основы для исполнения прокурорского контроля в данной сфере. Возможно, допустить вариант, по которому бы проходило обучение специализированных сотрудников в области землепользования, который являлся бы профильным направлением их деятельности. Помимо этого, представляется приемлемым создание специального делопроизводства для прокурорского надзора в области землепользования.

В данной ситуации, документы, содержащие сведения о нарушениях в области землепользования, будут оперативно доходить к сотрудниках прокуратуры, специализирующихся на прокурорском надзоре в области землепользования и будут приняты соответствующие меры.

В качестве образца приводится Приказ генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности (в ред. от 10.12.2014 года). Прокуроры, заместители прокуроров в федеральных округах, а также прокуроры субъектов Российской Федерации вправе назначать из числа подчиненных работников уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Из приведенного закона, мы видим, что допускается закрепление за прокурорами специализированного направления прокурорского надзора, что явным образом создает условия для более эффективного распределения круга обязанностей между сотрудниками прокуратуры.

Одним из компонентов организации прокурорского надзора в сфере землепользования должен стать мониторинг средств массовой информации ставящей задачу выявление сведений о нарушений прав граждан в области землепользования. Ввиду того, что аналогичные нарушения ординарно подвергаются вниманию со стороны репортеров (как правило, преимущественно на местном и региональном уровнях), разумно будет применить подобного рода источники для принятия сведений, которые могут стать основанием для принятия прокуратурой Российской Федерации надлежащих мер реагирования. Возможно, стоит создать информационный ресурс, на котором бы граждане могли свободно проявлять свои инициативы связанные с усовершенствованием прокурорского надзора в сфере земельных отношений, которые в последующем могли бы выйти на федеральный уровень.

Стоит сказать о том, что процедура усовершенствования прокурорского надзора в сфере землепользования и принятия Приказа специального назначения Генеральной Прокуратурой Российской Федерации по новому запустило бы тот механизм реализации, который действует в настоящее время. Однако вносимые новшества плодотворно сказались бы на результатах прокурорской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

  2. Статистика Генеральной Прокуратуры РФ «О состоянии законности в сфере исполнения земельного законодательства» по состоянию на 2014 год.

  3. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

  4. Приказ генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2011 года №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности (в ред. от 10.12.2014 года).

Просмотров работы: 1837