К ПРОБЛЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ АДЫГЕИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ПРОБЛЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ АДЫГЕИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Морозова Н.А. 1
1Адыгейский государственный университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями этого воздействия.

Кризисных точек, как в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.

Обычно говорят о загрязнении почвы, воды, воздуха, растительных и животных организмов, что, в конечном счете, отражается на человеке. Темпы роста отрицательных последствий человеческой деятельности ставят под сомнение не только способность природы справиться с ними, но и адаптационные возможности самого человека.

Современными учеными получено много данных о роли загрязнения природной среды в возникновении различных заболеваний. Загрязнение воздуха в промышленных центрах, по заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, – главная причина распространения хронических бронхитов, катаров верхних дыхательных путей, пневмонии и других болезней.

В Адыгее на сегодняшний день очень сложная экологическая обстановка. Практически исчезли хищные млекопитающие, только в заповеднике остались единичные рыси, выдра, горностай, лесная кошка и др. Достаточно сказать, что в Адыгее, по предварительным данным, подлежат занесению в Красную книгу 44 вида животных и птиц.

Адыгея – это республика в составе Российской Федерации. Майкоп является административным центром Республики Адыгея.

Экологическое воспитание и образование как самостоятельная область педагогической теории и практики получило широкое признание во всем мире. Оно рассматривается как одно из наиболее эффективных средств преодоления экологического кризиса на глобальном и национальном уровнях.

Особое внимание в экологической подготовке отводится детскому саду как основному звену воспитания молодого человека.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине. Для этого нужно обязательное изучение своей «малой родины». Знание экологических особенностей родного края и организация в зависимости от возможностей дошкольного учреждения внутренней (экологический кабинет, уголки живой и неживой природы, зимний сад) и внешней (дендрарий, сад, огород, теплица, экологическая тропа, зона отдыха детей, «птичья столовая» и др.) приведет к действительному познанию своего города, района, округа, наполнит не только память и ум, но и обогатит душу, сердце. И поэтому нам стоит не только внимательно присматриваться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые существуют тысячелетия и которые так бережно хранит народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь.

В настоящее время объем обязательного для всех детских садов минимума знаний и умений, зафиксированных в стандартах по дошкольному образованию, очень большой, и включение дополнительного предлагаемого нами регионального компонента часто не представляется возможным. Если уж и включать региональный компонент в стандарт дошкольного образования, то надо подумать о том, как значительно сократить объем обязательного для всех регионов минимума. Это не нанесет ущерба базовому содержанию дошкольного образования, так как в этом минимуме по большинству разделов представлено немало учебного материала, имеющего значение лишь для отдельных регионов, в первую очередь, для Центральной России.

Человечество прошло долгий путь в определении целей, задач, методов, способов, форм в экологическом воспитании, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу экологическое сознание. Фундаментальные педагогические и психологические исследования говорят о возможностях дошкольников усваивать определенные элементы теоретических знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности. Кроме того, изменения, происходящие в социальной среде, связанные с научно-техническим прогрессом, развитием средств информации, приводят к интеллектуальной акселерации.

Исследование А. В. Запорожца показало, что дошкольника характеризует высокий уровень мыслительной деятельности, что ребенок шести-семи лет имеет достаточно развитые представления о физических явлениях в области механики, теплоты, электричества и оптики.

Работы исследователей П.Я.Гальперина, Т.В.Зеленовой, Л.Ф.Обуховой, К.В.Назаренко показывают, что дошкольников можно знакомить с движением тел и его основными компонентами, с шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, со свойствами воздуха, с агрегатными изменениями веществ, с прямолинейностью распространения света и т. п. [1].

Региональная программа «Я и мой мир» (составители программы - преподаватели АГУ: Панеш Б.Х., Петрова Н.В., научный руководитель проекта Цеева Л.Х.) разработана с позиции гуманистической педагогики, личностного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Отличительным признаком программы «Я и мой мир» является наличие регионального компонента, что обусловлено реализацией рекомендаций по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ.

Из всего сказанного мы можем сделать следующие выводы – реализация современных технологий и программ по экологическому воспитанию детей дошкольников позволит детям: лучше узнать окружающий мир; беречь природу; любить свою Родину, Землю; формировать у ребенка знания о самом себе, о людях, своих правах и обязанностях, поможет социализации ребенка в обществе.

В ходе эксперимента каждому ребенку предлагалось заполнить макет, на котором дошкольник должен разместить экосистемы нашего края и их обитателей (лес – растительный, животный мир, река – растительный, животный мир, болото – растительный, животный мир) и предлагалось обосновать свой выбор. В макет входили изображения экосистем: поле, сад, лес, река, болото, пустыня и представители основных классов животных (птицы, рыбы, звери, насекомые, паукообразные); растения (деревья – фруктовые, хвойные, лиственные); кусты, кустарники, травянистые. Все приложенные изображения живых организмов и животных были детям хорошо знакомы.

После выполнения задания детям задавались вопросы:

  1. Почему рыбу ты поместил в реку, а не в болото?

  2. Почему фруктовые деревья ты не поместил в тайгу?

  3. Почему на макете нет поля, сада, а есть болото?

  4. Почему жираф и обезьяна остались невостребованными?

Ответы на эти вопросы требовали от детей умения видеть:

  1. Основные условия для жизни и развития отдельных представителей флоры и фауны.

  2. Особенности природы Адыгеи.

Второе задание имело целью определить возможность освоения детьми дошкольного возраста опыта коренного населения по воспитанию бережного отношения к природе через художественную литературу. Для этого детям читались художественные произведения Д.Чуяко: «Черепаха», «В саду», «Детям», «Снеговик», «Волшебник», «Зайка», «Песик», «Стук весны»; Х.Беретаря «Гроза»; Х.Панеша «Малыш и скворец»; П.Паранук: «Бей, дубинка»; адыгские сказки: «Хитрый воробей», «Охотник и жаворонок», «Комар и дуб», «Овца и коза» и др.

Наблюдение показало, что дети по-разному откликаются на различные моменты побед или неудач героев произведения. Здесь имеют место индивидуальные особенности эмоционального поведения детей. Взяв за основу методику эмоционального развития Л.Х.Цеевой, мы видим, что вначале дети сосредоточивают свое внимание на содержательных моментах сюжета и постепенно входят в сказочную действительность. Этот процесс сопровождается такими моментами, как застывание в одной позе (замирание), двигательное беспокойство (ерзание на стуле и т.д.), неосознанные (положил локоть на плечо товарища, и оба не замечают этого) или неожиданные действия (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в самом неподходящем месте и сама вздрагивает от произведенного звука).

Далее по мере развития сюжета появляется уже более определенное сопереживание и сочувствие персонажам:

а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажа, превращается иногда в копирование их действий (у девочки, когда кот съел полевую мышь в сказке «Домашняя мышь и полевая мышь», уголки губ опустились, лицо страдающее и т.д.; повторение слов персонажей, часто беззвучно, одними губами и т. д.);

б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов произведения, вероятно, связанное с сопереживанием ее персонажам (например, шевелят большими пальцами, когда читается сказка «Сильнее кошки нет».

По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы проверяя их на своих сверстниках (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям-слушателям). О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах уже не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, то есть, и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т. д. Когда персонажу грозит опасность, имеет место эмоция испуга, страха: расширяются глаза, дети вскрикивают, вздрагивают.

Однако у некоторых детей появляются смех, улыбки, усмешки, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение. Выяснялось, хорошо ли они поняли содержание, для чего просили их пересказать произведение. Если ребенок не разобрался в содержании, еще раз прочитывали ему произведение, а затем опять предлагали пересказать то, что он запомнил, и расспрашивали его о причинах и результатах поступков героев. Если же содержание ребенку понятно и он хорошо пересказывает основные моменты произведения, но при этом выражение его лица говорит о том, что ему никого не жалко или он даже радуется бедам персонажей, тут намечалась и планировалась работа коррекционной педагогики с привлечением специального педагога и психолога.

Когда дети ведут себя во время спектакля, кукольного театра активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и направленность их чувств обычно не вызывает сомнений. Но есть дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг. Совершенно очевидно, что они захвачены событиями, но что они чувствуют конкретно, сказать достаточно трудно. С такими детьми занимались специально, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к определенным моментам, раскрыть их чувства, которые оказывались порой очень сильными и глубокими. В реализации программы «Я и мой мир» мы использовали принципы отбора и систематизации, позволившие упорядочить знания в достаточно простые системы и технологии, центральным звеном которых выступали общие знания, отражающие особенности Адыгеи, в котором живет ребенок. Детей знакомили лишь с простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играло наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Так, при систематизации знаний о живой природе Адыгеи в качестве центрального звена использовали знание, в образной форме отражающее зависимость внешнего строения животного от условий его существования; приспосабливаемость людей, животных и растений к условиям Адыгеи.

Существенных результатов удалось добиться при разработке одного из главных вопросов экологического воспитания – это пробуждение интереса к природе, которая окружает ребенка, в данном случае к Адыгее.

Литература:

1. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куменкова. – М., 2004. – 207 с.

2. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 42-46.

3. Цеева Л.Х. Программа «Я и мой мир: программа для детей младшего и старшего дошкольного возраста». – Майкоп, 2005г.

4. Цеева Л.Х. Театрализованные игры по мотивам сказок разных народов (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2014.

Просмотров работы: 901