ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА «НАПРАСНО» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА «НАПРАСНО»

Наделяева А.А. 1
1Краснодарский Краевой Базовый Медицинский Колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Напрасно!

Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу.И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно:Тебе улыбаюсь, а внутренне) горько я плачу.Напрасно.

Разлука!

Душа человека какие выносит мученья!А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.Стою как безумный, еще не постиг выраженья:

Разлука.

Свиданье!

Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.

Она-то продлит и она-то усилит страданье.И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться

Свиданье.

Не нами

Бессилье изведано слов к выраженью желаний.

Безмолвные муки сказалися людям веками.Но очередь наша, и кончится ряд испытаний

Не нами.

Но больно.

Что жребии жизни святым побужденьям враждебны:В груди человека до них бы добраться довольно...Нет! вырвать и бросить: те язвы, быть может, целебны.-

Но больно.

Рождению стихотворения всегда предшествуют жизненная личнаяистория поэта, его переживания, боль или радость. Лирическоестихотворение А.А. Фета «Напрасно» в этом смысле также не являетсяисключением. Написано оно было в 1848 году, когда поэт вступил в порузрелой молодости, ему было 28 лет. Жизнь Фета, как известно, быланепростой, наполненной борьбой за законные права «имени»,восстановления чувства собственного достоинства.

Ещё в детстве будущий поэт лишился дворянского звания и наследства.Именно по этой причине не смог стать учёным, как ему всегда хотелось. Втечение многих лет Фет добивался справедливости, мечтал вернуть права наутраченное когда-то родовое имение, добиться материального благополучия.

Эта мечта стоила ему личного счастья. Мария Лазич - любовь Фета, котораятак и осталась несбыточной мечтой. Жениться на любимой женщине и бытьне в силах содержать семью - это казалось молодому человеку верхомбезумия. Но перестать или продолжать любить - не вопрос нашего выбора.А. Фет продолжал, мучаясь, любить свою избранницу. В последние неделиперед разлукой они много времени проводили вместе. Именно тогда иродилось в порыве тоскливых, безнадежных предчувствий стихотворение«Напрасно», занимающее в творчестве Фета важнейшее место. Оно само посебе весьма характерно для творчества поэта в целом, типично для егопоэтической манеры, глубокой трагической натуры. Анализ этогопроизведения, его оценка дают представление нам, читателям, о том, какаясложная духовная жизнь, какие тяжелейшие сердечные терзания томилидушу молодого поэта. Это стихотворение позволяет заглянуть в глубину,понять суть мировоззрения и устремлений А.А. Фета.

Ведущей темой стихотворения является любовь к женщине. Афилософские проблемы, которые затрагивает автор, глубоки и актуальны не

только для самого Фета, но и для многих читателей. В стихотворении мыопределяем проблему выбора. Очень тяжелого, мучительного, даженевозможного. Выбора между любовью и благосостоянием. Звучит проблемавынужденной лжи в отношениях: родители девушки, кстати, ужеготовящиеся к свадьбе, даже не ведали о предстоящей разлуке молодых.Проблема неизбежности страданий, сожалений и боли, связанной сутраченными надеждами, красной нитью проходит через всё стихотворение.«Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу», - отмечает поэт, признаваясь,что вынужден лгать своей избраннице и её близким. Однако встречи слюбимой причиняют поэту сильную душевную боль, поэтому он и проситдевушку: «Разбей этот кубок: в нём капля надежды таится». Значит ли это,что Фет до конца не уверен в своём выборе и даже боится его изменить?Думаю, что это так...

Лирический герой - художественный "'двойник" автора-поэта,вырастающий из текста лирической композиции в данном стихотворениипрактически сливаются воедино. Моё мнение на этот счёт подкрепляетсябиографической основой произведения и индивидуальностями судьбы автора.Лирический герой решает сложную жизненную задачу, которая, как он сампредчувствует, обречена на провал в будущем. Так и случается, к сожалению.Пройдёт совсем немного времени, и Мария Лазич трагически погибнет, аФет до самой смерти будет обращаться к ней в стихах, надеясь вымолитьпрощение, за то, что отказался от любви ради благосостояния. Лирическийсюжет тесно связан с центральным событием в жизни поэта, глубокораскрывая особое эмоциональное состояние героя.

Композиция поэтического текста А.Фета чётко обозначена. Стихотворениеразделено на смысловые части, что позволяет увидеть смену душевного на-строения лирического героя, преобладающе тоскливое, подавленное.Основным, метафорически обозначенным, образом стихотворения (кроме

лирического героя, естественно) является образ самого страдания, боли,преследующей молодого поэта.

Обратим внимание на ключевые слова: «напрасно», «тягостно», «разлука»,«плачу», «страданье», «муки», «больно»...

В первой строфе поэт переживает о напрасности, несбыточности своеймечты, сожалеет о необходимости лгать. Во второй - уже мучаетсявынужденной разлукой, в порыве жалуется на острые душевные страдания,их необходимость. В третьей строфе, словно искра надежды на мигвозгорается в сердце героя, но тут же гаснет в четвёртой части: «Безмолвныемуки сказалися людям веками, Но очередь наша...». И, наконец, взаключительной части стихотворения А.Фет сокрушается о том, что «святыепобуждения жизни», то есть личные желания враждебны её «жребию», рокусудьбы. С этим ничего поделать невозможно, «но больно»! В лирическомтексте явно прослеживается конфликт героя с самим собой! Всего встихотворении 5 пяти строчных строф, связанных между собой развитиемлирического сюжета и изменением эмоциональных чувств автора. Основнымметафорически обозначенным образом стихотворения (кроме лирическогогероя, естественно) является образ самого страдания, боли, преследующеймолодого поэта.

Лексика стихотворения «Напрасно» имеет свои особенности, как и любыедругие произведения великих классиков литературы. Язык насыщенпоэтически возвышенными словами: «тягостно», «лгать», «всечасно»,«таится», «изведаны», «жребии», что говорит, конечно, не об «украшении»стиха, а повышенной его эмоциональности, тонкой душевной организациипоэта, чистоте и искренности его чувства. Сравнение «стою, как безумный»объясняет глубину переживаний автора, он словно не в себе от горя.Встречаем в тексте и антитезы: «улыбаюсь», но «горько плачу», «внешне» -«внутренне», синтаксические антонимы «надежда-страдание». Эти средствавыразительности показывают неустойчивое, противоречивое эмоциональноесостояние поэта. Метафоры «капля надежды», «бессилье слов», «вырватьязвы» создают цельный художественный образ страдания и боли. Эпитеты«туманная» жизнь, «святые» побужденья, «целебные» язвы позволяютпередать сложные, но искренние чувства лирического героя.

Поэтический синтаксис стихотворения обращает к себе особое внимание.Он построен на синтаксическом параллелизме, мощнейшем средствепридания поэтической речи выразительности. Я заметила, что ощущениедраматизма любовных переживаний усиливается здесь благодаря избраннойФетом особой, - закольцованной форме, когда каждая строфа начинается изаканчивается одним и тем же словом. Кроме того, первые 3 строфыначинаются и заканчиваются восклицательными предложениями, апоследние - уже нет. Поэт словно смирился со своей участью, лишилсянадежды на счастье.

В анализе лирического стихотворения любая деталь раскрывает егообразы и идейное содержание произведения. Фонетика стихотворения«Напрасно» имеет свою особенность. Отмечается аллитерация - обилие

шипящих, свистящих звуков, «неудача», «всечасно», «плачу», «мученья»,«очередь». Словно шум сердца, бьются «тревожные» слова: «неудача»,«всечасно», «плачу», «мученья», «очередь» - сквозь поэтические строки.

В работе над анализом поэтического текста важно отметин, истихотворный размер. Ведь не только содержание, но и формастихотворения, то есть ритм, рифма, размер звучание имеют первостепенноезначение. Стихотворение написано трёхсложным стихотворным размером -анапестом. Автором использована перекрёстная рифмовка и абсолютнаярифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу.Необходимо обратить внимание на чередование рифм и окончаний строк.Схема рифмовки - АБАБ - (а именно она используется в стихотворении«Напрасно») означает, что первая строка рифмуется с третьей, а вторая с 4-ой. Это наиболее распространённая схема рифмовки поэтических текстов,что не умаляет, конечно, оригинальности и ценности прекрасного, грустногостихотворения поэта.

Несомненно, стихотворение А.А. Фета оставило глубокий след в миремоих собственных эмоциональных переживаний. Мы все периодическивыходим на жизненный перекрёсток Выбора, и как часто он оказываетсяочень не прост! Мне понятны душевные переживания пола, его боль,терзания и страхи. В этом стихотворении Фет, как на исповеди, открываетсяперед читателем, раскрывает своё сердце в момент наибольшегоэмоционального напряжения, в очень тяжёлый момент своей жизни. Этодостойно уважения, сострадания и сочувствия. И, кроме того, заставляетзадуматься каждого о том, насколько важно сделать правильный жизненныйшаг, чтобы горько потом не пожалеть о собственном решении.

Просмотров работы: 3409