КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СОБЛЮДАЕМЫЕ НАРОДАМИ ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СОБЛЮДАЕМЫЕ НАРОДАМИ ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА

Гребенчукова Е.А. 1, Толокнеева Е.И. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Наиболее ранние известия о семейных обычаях и обрядах чеченцев н ингушей содержатся в статье А. М. Шегрена . Кроме того, этнографические сведения о семье и семейных обрядах можно почерпнуть и в работах И. Ф. Дубровина, Ф. И. Леонтовича, Н. Семенова, В. В. Сокольского

Дородовой период

Большой радостью и жизненной удачей считалось (а кое-где считается и до сих пор) рождение в семье ребенка мужского пола при заметном равнодушии к появлению девочки, которая порой даже возбуждала недоброжелательность со стороны мужа и всей родни по отношению к «неудачливой» матери. Напротив, женщина, ставшая матерью мальчика, могла рассчитывать на прочность своего положения в семье.

Женщина, у которой много детей и внуков, считалась самой счастливой и удачливой. Известие о беременности молодой женщины у чеченцев и ингушей приносило большую радость семье. Радовалась и сама женщина, так как она становилась настоящим членом семьи мужа, а любая просьба ее’ и пожелание в период беременности выполнялись. По народному поверью считалось, что отказ в этой ситуации может отразиться на жизни будущего ребенка, а также и самого человека, отказавшегося выполнить просьбу беременной женщины.

Чеченцы и ингуши деторождение в прошлом связывали с действием сверхъестественных сил, от которых якобы зависело появление потомства, причем, как правило, причину бесплодия вайнахи видели только в женщинах.

Под влиянием условий жизни и религиозных воззрений чеченцев и ингушей происходило становление и развитие обрядов и обычаев, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

Поскольку основной целью брака у чеченцев и ингушей было продолжение рода, то уже свадьба сопровождалась некоторыми магическими обрядами, которые, как и у других народов мира, должны были обеспечивать появление на свет здорового потомства. Так, например, невеста должна была переступить через кинжал или пройти под скрещенными шашками, а также ложиться па определенный бок” и т. п. Другим не менее важным магическим приемом, обеспечивающим появление потомства (обычно мужского рода) считался имитационный акт сажания на колени невесте мальчика как только она входила в дом мужа, причем перед ней рассыпалось просо [6].

Хотя вайнахи и ожидали с нетерпением появления ребенка на свет, будущей матери, как показывают собранные нами в 1979 г. полевые материалы, никаких особых скидок и привилегий в работе не давалось (за исключением разве что запрета поднимать тяжести). В период беременности она работала так же, как и раньше, причем даже считалось, что если женщина хорошо трудится, то роды будут легкими и ребенок будет чувствовать себя хорошо в утробе матери.

Не существовало также никаких особых пищевых запретов, и беременная женщина питалась со всеми членами семьи. Тем не менее, выясняется, что кое-какие древние запреты предохранения существовали для беременных женщин у вайнахов. Например, свекровь или другая женщина дома должна была приготовить для нее то, что ей очень захотелось, чтобы плод развивался нормально; также беременную женщину старательно оберегали от испуга, не разрешая после захода солнца ходить за водой, выбрасывать мусор или выливать воду на улицу; ей не позволялось смотреть на покойника, бывать на похоронах, оплакивать умерших родственников и др. Также — по поверьям чеченцев и ингушей — беременные женщины не должны были смотреть на зайцев, ослов и т. п., дабы не родился ребенок с разорванной губой или с другими дефектами.

По сообщениям информаторов, в селениях Чечни и Ингушетии встречались женщины, которые предсказывали пол. будущего ребенка по характерным приметам. Например, считалось, что если женщина худеет и у ней появляются пигментные пятна на лице, редеют ресницы и брови, то она должна была родить девочку. Надежным ориентиром считались и «вещие» сны (яйцо, игла, синий голубь, наперсток — все это говорило, предвещало якобы рождение дочери; белый голубь, черкеска, змея и др. — рождение сына) [5].

Родовой период

У чеченцев и ингушей женщины рожали, как правило, в доме мужа — в комнате брачной пары («уоти»), причем, муж не должен был находиться дома. «Когда женщина чувствует приближение родов, муж уезжает из дома и предоставляет ухаживать за родильницей родственницам или знакомым женщинам. Спустя некоторое время после родов, так дней через пять, муж возвращался домой и не обращал внимания ни на жену, ни на новорожденного», — отмечал один из дореволюционных авторов.

По-видимому, это являлось одним из проявлений кавказского обычая избегания, который должен был показать непричастность мужа к рождению ребенка и к самой роженице. Один из дореволюционных авторов на основе осетинского и дагестанского материалов объяснял уход мужа из дома во время родов жены боязнью, что беды жены-родственницы могут стать и его бедой (муж уходит из дома и не возвращается до тех пор, пока роженица не оправится от родов и не перестанет быть «нечистой». Аналогичные обычаи отмечены исследователями и у других народов Кавказа (шапсугов, кумыков, адыгейцев, ногайцев и др.)

Отметим, что многие родильные обряды вайнахов связаны с общей системой поверий и религиозных представлений, сложившихся у них еще в домусульманский и даже дохристианский период. Безусловно, позднее (под влиянием христианства, а затем и мусульманства) эти представления претерпели изменения. В некоторых родильных обрядах вайнахов отразился синкретизм религиозных представлений [5].

Лишенные в рассматриваемый период какой-либо медицинской помощи, женщины у чеченцев и ингушей стремились помочь себе своими средствами, в основном сводившимися к различным религиозным и магическим воздействиям.

Обычно при родах помогала женщина, которая и раньше принимала роды — повитуха, а при ее отсутствии — пожилая, женщина, но не близкая родственница роженицы или мужа. При этом «повитуха», принимавшая роды, не должна быть «глазливой», поскольку считалось, что если ребенка «сглазят» в момент рождения, то его нельзя будет исцелить уже никакими средствами. Следует заметить, что женщина, принявшая ребенка, чтилась им в дальнейшем, даже когда он взрослел, то должен был считаться с нею, а при выходе замуж или женитьбе подарить ей отрез на платье.

Женщины рожали в прошлом, стоя на коленях и опираясь на что-нибудь жесткое (в основном — на деревянную кровать).

Для облегчения родов делали массаж поясницы, а живот роженицы смазывали свежим теплым коровьим маслом и тоже слегка массажировали. О подобном способе родов у вайнахов сообщают и дореволюционные авторы: «В Хасав-Юртовском округе рожают на корточках. …В Большой Чечне, в горских аулах, рожают в коленно-локтевом положении, причем, под грудь подкладывают подушки… Чеченцы в комнате в углах жгут рыбью кость, дым которой, по их мнению, помогает»[6]

Если же роды затягивались, то женщина ложилась на войлок или одеяло, а помогающие ей знатоки, взявшись за их концы, переворачивали роженицу из стороны в сторону или же, взвалив на спину (спина к спине), носили, встряхивали время от времени; заставляли ее тянуться, а затем под поясницу под-кладывали валик, на котором женщина должна была лежать некоторое время.

Как и у других народов мира, у вайнахов к арсеналу магических средств и методов помощи роженицам относилось расплетание узлов, при котором говорили «роди так же», и т. п. После появления на свет ребенка повивальная бабка обрезала, перевязывала веревочкой («цопгу») Пуповину, причем оставшуюся ее часть высушивали и хранили в люльке для лечебных целей. Например, по сообщениям наших информаторов, при заболевании у ребенка живота его массировали этой пуповиной или же, отмочив в молоке или воде, давали пить. Когда ребенок вырастал, пуповину прятали в сухое и дальнее место — «меттах цахьадеча».

Постнатальный период

Еще древние индийские врачи учили: если дитя родится на свет с какими-то телесными дефектами (деформация головы, ног, рук и т. д.), то их следует исправить. Этого же мнения придерживались и многие пароды Кавказа, в том числе и чеченцы и ингуши, у которых способы правления родовых дефектов имели свои особенности. Ребенку до трехлетнего возраста по утрам, когда он просыпался, и по вечерам, когда он ложился в колыбель, мать пли бабушка специально прямили пальцы рук и ног (равно и нос), массируя их иногда так сильно, что ребенок порой плакал от боли 22.

Сразу же после рождения чеченцы купали ребенка в теплой воде. Спустя три дня после этого его мыли в теплой воде с мылом. В дальнейшем (на протяжении 40 дней) ребенка насухо вытирали и смазывали коровьим маслом, за исключением одного раза в неделю, когда его мыли с мылом в теплой воде.

Согласно обычаю, чеченцы и ингуши заранее к родам не готовились, ничего не запасая из одежды и пеленок, поскольку считалось, что приготовление может оказать неблагоприятное воздействие на рождение ребенка.

Первое пеленание происходило у чеченцев и ингушей, как правило, через несколько дней после рождения, причем после этого ребенка клали в подаренную родственниками матери люльку — «ага» по-чеченски.

Обычно первый раз укладывал мальчика в люльку жизнерадостный, здоровый, статный и красивый юноша — «кхуьаш волчу жимчу стага», а девочку — молодая, хорошо сложенная девушка, которая была первенцем в своей семье. Для этого действия у чеченцев и ингушей хорошими днями считались вторник, четверг, воскресенье.

В семье ингуша появление на свет ребенка мужского пола бывает выдающимся событием. Ради такого события ингуш охотно режет барана и угощает своих родственников и знакомых, пришедших на праздник (поздравить его). Эти последние на радостях, в честь появления на свет мальчика и в свою очередь также дарят счастливому отцу, кто может, барана, корову… Женщины приносят роженице в дар какую-нибудь изготовленную пищу, кур, яйца, масло и др [3].

Напротив, появление на свет девочки обставлялось без афиширования. В этом случае отец имел сконфуженный вид, всякий встречный избегал напомнить ему о свершившемся у него в семье событии, и только женщины-родственницы и соседки приходили проведать роженицу. Однако, если в семье до того были только мальчики, то рождение девочки встречалось с радостью и сопровождалось некоторыми торжествами.

После родов ребенка и мать старались не оставлять одних в первые дни, так как, по поверью, к ним в дом могли прийти джины и другие духи, якобы приносящие вред матери и ребенку. Считалось необходимым также и оберегать мать с ребенком от сглаза, ибо, по традиционным представлениям при сглазе ребенок плакал, не брал грудь, а мать ребенка теряла молоко и т. д. Боясь такого, ребенка не показывали, не пеленали при посторонних, особенно оберегали его от женщин, у которых синие глаза.

Молодая мать не должна была также выходить ночью одна и особенно выплескивать воду, в крайнем случае, использованную воду можно было осторожно вылить. Для предохранения от сглаза использовался специальный религиозный амулет-оберег, а также специальные вещи (кусочек древесины от айвового дерева — «хьайбан дечиг», бусинки желтого цвета, небольшие по размеру, красная шерстяная нитка вокруг кистей рук и ног и т. д.). Всевозможные подобные приметы и поверья существовали и у других народов.

Наречение именем

Важным моментом в послеродовой обрядности было наречение именем — «це тиллар», которое вновь сопровождалось, пиршеством — «мовлад деша». Бытовало мнение, что от выбора того или иного имени зависит многое в жизни ребенка, поскольку «власти имен» придавалось большое значение. Право дать новорожденному имя имели родственники, соседи, односельчане. Почти никогда в прошлом ребенку не давали имя | сами родители.

У чеченцев и ингушей не существовало какого-то обязательно установленного именослова. Наряду с широко распространенными именами (Ибрагим, Хасан, Хусейн, Сайд и др.), сохранились традиционные имена — Таус (павлин), Лечи (сокол), Борз (волк) и др. С целью обережения новорожденного давались имена Ваха (живи), Дукха Ваха (долго живи), Висита (оставайся) и др. В том случае, когда в семье рождалось много девочек, их называли Тоита (хватит), Сацита (преврати) и даже Ялита (умри), что, впрочем, бывало крайне I редко. Если же дочь была единственной среди нескольких мальчиков, ей давали имя Яха (живи), Яхита (пусть живет), Дукха Яха (долго живи) и т. п.

Иногда ингуш любит назвать своего ребенка каким-нибудь предметом, как например: Борц (волк), Алхазырь (птица), Ножчь (дуб), Топчи (щистолет) и т. д. Затем ингуши охотно дают имена в честь каких-нибудь уважаемых людей, не исключая русских…» [4]

Таким образом, вайнахи, следуя народным поверьям, старались дать ребенку имя, чтобы отпугнуть «злых духов», но также и чтобы оно принесло счастье его обладателю.. При этом, как и у других народов Кавказа, они полагались. на «волю божества, на волю судьбы».

Кормление

У чеченцев, по свидетельству многих авторов, ребенка кормили грудью сразу же после родов, а прикармливание производилось кашицей из кукурузной муки с молоком или маслом (часто давали сосать кусочек бараньего сала). Детей кормили грудью до двух-трех и даже четырех-пяти лет, если не мешали какие-либо обстоятельства. В случае же недостатка молока у матери в дом приглашали родственницу или иную кормящую женщину. Она становилась «молочной матерью», а ее родные дети — «молочными братьями или сестрами» ребенка.

Ребенок, пока его кормили грудью, находился вместе с родителями, но после того как отнимали от груди, укладывали спать уже в другой комнате (чаще всего с бабушкой).

Сглаз и лечение

Если возникало подозрение, что ребенка сглазили, тут же начиналось «лечение». Методы и способы его были различны, как и у всех народов Кавказа. Прежде всего применяли окуривание — («кур туха»), для чего свекровь или другая женщина отрезала от одежды всех домашних, и даже соседей, небольшие лоскутки или нитки, брала синюю тряпку, проделывала в ней девять отверстий, добавляла чуть-чуть масла, соль, чешую ; лука или чеснока, траву-приправу, а затем все это поджигалось, и ребенка полностью окуривали этим едким дымом.

Другой способ, так называемого лечения, состоял в том, что мулла на листок бумаги выписывал некоторые изречения из корана, после чего эта бумага бросалась в воду, которой поили и купали ребенка.

По воззрениям чеченцев и ингушей, «дурной глаз» имел большое влияние на здоровье ребенка. Сохранилась поговорка: «Баьрго бежан ечу дуьгу, бер-кошчу дуьгу» — «сглаз животного ведет к котлу, а ребенка — в могилу». Очень часто причиной смерти ребенка считали сглаз, особенно синих глаз. Поэтому его старались не выносить на люди, не показывать посторонним и т. п.

Зафиксирован в полученной нами информации (среди ряда других) и такой способ «лечения» и распознавания «сглаза».Брали посуду с водой и в нее (с перечислением имен подозреваемых в «сглазе» лиц) бросали древесные угольки. Затем этой водой смазывали ладони рук, ноги, головку ребенка, поили его этой водой [6].

Стрижка первых волос и ногтей

Согласно обычаю, стричь ребенка, как правило, начинали очень рано, ибо считалось, что ребенок плохо растет и не прибавляет без этого в весе. Первую стрижку или бритье волос на голове должен был проводить здоровый, сильный и высокий юноша, с красивыми волосами (им обычно бывал родственник, сосед или гость). Сбритые при этом волосы не выбрасывались, а взвешивались и, согласно весу, «парикмахер» награждался деньгами. Кроме того, должны были приготовить какое-либо заказанное им блюдо. Мать хранила первые волосы ребенка, пока он не начинал говорить, и спрашивала у него: чьи это волосы у нее в руках? Обычно малыш называл животных — барана, корову и т. п., а это значило, по народному мнению, что ему суждено было держать в хозяйстве именно тот скот, который он называл [7].

Определен был и обряд обрезания первых ногтей, стричь которые давали первенцу. Ногти обычно клали в коран или в книгу между страницами (от этого дети, по традиционному мнению, должны были стать умными); бросали в гармошки, чтобы ребенок в будущем научился играть, бросали в круг танцующих на свадьбе, чтобы хорошо танцевал, в швейную машину, с желанием, чтобы дочь научилась рукоделию, и т. д.

Развитие говорение и хождения ребёнка

Если ребенок долго не говорил, его ставили между двух лошадей и заставляли произносить «тпру», а также кормили кончиками языков животных.

Различные обряды существовали у чеченцев и ингушей для того периода, когда ребенок начинал ходить. Так, например, когда ребенок только-только самостоятельно вставал на ноги, между ними прокатывали бублики — («чГюргаш карчадура»), которые затем раздавались детям. Могли прокатить и монеты, (что делали состоятельные семьи), и их тоже отдавали детям.

Таким образом, подводя итог сказанному, заметим, что бытование многих обрядов и обычаев, а также магических приемов, которые были связаны с рождением, лечением и воспитанием детей, было прямым следствием прошлого, отсутствия научной, не говоря уже о квалифицированной, медицинской помощи в чеченских и ингушских аулах.

Послереволюционный период и современное время

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла существенные изменения в изучаемые обряды, которые стали очень быстро трансформироваться под влиянием тех огромных социальных и культурных преобразований, которые происходили в крае, как и по всей стране.

Медицинское обслуживание улучшилось коренным образом. Новые больницы, санитарно-профилактические учреждения, поликлиники в Чечено-Ингушетии стали строиться повсюду, и их численность растет, как и качество медперсонала, который проводит большую и разнообразную работу с беременными женщинами и женщинами-матерями, а новорожденные находятся с первых дней под постоянным наблюдением патронажных сестер. Все это служит изживанию многих обрядов, связанных с родами. Из-за того, что лечением детей стали заниматься не ворожеи и «знахари», а квалифицированные медицинские работники, резко -снизилась детская смертность. Но следует отметить, что некоторые из описанных обрядов и обычаев сохраняются до настоящего времени, порой — в трансформированном виде[5].

Родильная обрядность связана с интимной стороной жизни семьи, а в существенной мере — и с религиозными представлениями, которые изменяются медленнее, нежели социально-экономические отношения в чечено-ингушской деревне. Свидетельством огромных культурных сдвигов в вайнахской семье является продолжающийся на наших глазах отход от многих родильных обрядов, в том числе связанных с магическими и религиозными представлениями.

Список литературы

  1. Арсанукаева М. С. Динамика и проблемы рождаемости в Чеченской Республике / Материалы Всероссийской научной конференции:Чеченская республика и чеченцы. История и современность. — М.: Наука, 2006. — С. 506–514.

  2. Добряков И. В. Перинатальная психология.: Питер; СПб.; 2010.- 221 с.

  3. Абольян Л.В., Евлоева Ф.М. Национальные традиции чеченских и ингушских семей в охране здоровья матери и ребенка/ /Вопросы современной педиатрии. № 5 / том 9 / 2010

  4. Рождение ребенка - обычаи народов мира. [Электронный ресурс] / режим доступа/ http://yaroditel.com/viewtopic.php?f=40&t=140&start=10

  5. Хасбулатова З.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционный период. [Электронный ресурс]/Режим доступа/ http://chechen.org/archives/426

  6. Хасбулатова З.И. Сохранение магии и магических ритуалов в семейной обрядности чеченцев в дореволюционном // Теория и практика общественного развития. № 4 / 2014. С.149-152

  7. Хасбулатова З.И. Чеченская семья, – какая она? Воспитание у чеченцев. [Электронный ресурс]/ Режим доступа/ http://nohchalla.com/etika/chechenskaya-semya.html

Просмотров работы: 6732