ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема качества в образовании существовала всегда и на разных ступенях системы образования. В последние годы проблема качества особенно активно стала обсуждаться в системе дошкольного образования. Этому способствовал, принятый в России 29 декабря 2012 закон об образовании. Важной задачей дошкольной образовательной организации является обеспечение качества его выполнения. Закон прописывает требование о том, что дошкольное образование является начальным уровнем общего образования, его первой ступенью. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение дошкольного образования, то есть каждый ребёнок имеет право на посещение дошкольного учреждения по месту жительства.

В одной из статей Закона «Об образовании в РФ» записано, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста 2-х месяцев и до достижения детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими 8 лет. За присмотр и уход за ребёнком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, в праве устанавливать плату, взымаемую с родителей (законных представителей) и её размер если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных нравственных, эстетических и личностных качеств. Законом гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации. Федеральный закон включает в себя такие основные понятия, как образование, воспитание, присмотр и уход за детьми в сфере дошкольной образовательной деятельности. Закон включает в себя комплекс мер по организации питания и хозяйственно – бытового обслуживания детей. Обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня, а также оказание первичной медико-санитарной помощи. Также в дошкольных учреждениях ведется текущий контроль за состоянием здоровья детей, определение оптимальной учебной нагрузки и режима занятий. В современном учреждении оказывается психолого-педагогическая помощь, а при необходимости логопедическая и социальная. Все предоставляется на основании заявления или согласия в письменной форме от родителя (законного представителя ребенка). Федеральным законом предусмотрена защита прав воспитанников и их родителей. Родители же в свою очередь имеют свои права и обязанности в соответствии с законом, которые подтверждаются в письменном договоре об образовании при поступлении в дошкольное учреждение.

В Законе указано, что право на занятия педагогической деятельности имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее дошкольное образование.

Педагогические работники имеют свой правовой статус. Так же они имеют свои права и обязанности, соответствующие современным требованиям педагога -воспитателя. В статье о законе Российской Федерации также сказано об обязательной аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Порядок проведения аттестации устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Руководитель дошкольной организации несёт ответственность за свою деятельность.

В законе об образовании сказано, что каждая образовательная организация в том числе и дошкольная действует на основании устава, установленного законодательством Российской Федерации. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, в их компетенции входит: Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности.Обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». Разработка правил внутреннего трудового.Обеспечение охраны труда работников дошкольного учреждения.Предоставление отчёта о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.Установление штатного расписания приём на работу работников, заключение и расторжение трудовых договоров, организация дополнительного профессионального образования работников. Приём воспитанников.Учёт результатов освоения воспитанниками образовательных программ (мониторинг). Содействие деятельности родителей (законных представителей ребенка) с педагогическим составом дошкольной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации.

В каждом дошкольном учреждении в целях учёта мнения каждого работника дошкольной организации (затрагивающие их права и законные интересы) действует профессиональный союз, вступление в который проводится по личной инициативе работника организации.

Каждая дошкольная образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций.Дошкольная образовательная организация действует на основе стандарта, который был принят Министерством Образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года, а вступил в законную силу 1 января 2014 года. В стандарте заложены требования к результатам образования, которые содержат в себе основные принципы. В них входят: поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер, взаимодействие родителей, педагогов и детей. Также уважение личности детей, реализация образовательной программы в форме игры и познавательно-исследовательская деятельность в форме творческой активности.

В образовательном стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с жизненной ситуацией, а также освоение ребенком Программы на разных этапах его жизни.

Анализ основных принципов дошкольного образования показывает, что к традиционно устоявшимся дополнено:

-Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. -Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка.-Содействие и сотрудничество детей и взрослых.-Сотрудничество дошкольной организации с семьей.-Приобщение детей к социуму.-Формирование познавательных интересов и действий.- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.-Этнокультурное развитие детей.

Анализ принципов и целей:

-Повышение социального статуса дошкольного образования. -Обеспечение государством качественного дошкольного образования для каждого ребенка. -Обеспечение гарантий качества усвоения детьми дошкольного образования, а также ее высокая результативность. Охрана физического и психического здоровья детей дошкольного возраста.

Также задачей ФГОС являются:

Равные возможности полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Обеспечение преемственности образовательных программ различных уровней

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастом.

Объединение обучения и воспитания в образовательный процесс.

Формирование культуры личности ребенка.

Обеспечение формирования программ различной направленности.

Формирование социокультурной среды для правильного развития ребенка.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

В основу государственного стандарта входит:

Разработка программы и ее различных вариантов.

Разработка нормы финансового обеспечения.

Оценка дошкольной образовательной деятельности.

Формирование дополнительного образования для педагогов дошкольного образования и проведение их аттестации.

Оказание помощи родителям детей в их воспитании.

Предметное изучение государственного стандарта позволяет определить основы его разработки:Содержание и организация образовательной деятельности должно быть на дошкольном уровне.Подразделение в структуре одной Организации могут реализовать разные программы, которые содержат основные характеристики такие как объём, содержание и планируемые результаты.Образовательная современная программа направлена на создание максимальных условий развития ребёнка, создание развивающей образовательной среды. Современная программа утверждается дошкольной организацией самостоятельно в соответствии ФГОС. В ней обязательно должны быть указаны: продолжительность пребывания детей в дошкольной организации, режим работы организации и предельная наполняемость групп. Программа также предусматривает пребывание детей в различных группах (кратковременного пребывания, полного и продлённого дня, круглосуточного пребывания, а также разновозрастных групп).

В процессе исследования проблемы было выявлено пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая и область физического развития. Содержание образовательных областей зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей и реализуется в различных видах деятельности.

Мы пришли к выводу, что программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Важно подчеркнуть, что в программу дошкольного образования впервые включено эксклюзивное образование и коррекционная работа для детей с ограниченными способностями здоровья, в частности для них должны быть созданы специальные условия для более совершенного освоения образовательной программы.

Организационный раздел программы содержит: Описание материально - технического обеспечения.Режим и распорядок дня.Организация традиционных событий, праздников и различных мероприятий.

Повышение качества современного дошкольного образования возможно при объединении усилий педагогического коллектива и родителей.Дошкольная организация должна создать условия для ознакомления родителями детей с образовательной программой в соответствии с ФГОС.

Необходимым условием программы в построении качества дошкольный организации является выполнение объёмов нагрузки нормативов и правил.Максимальный объём образовательной нагрузки должен соответствовать современным правилам и нормативам СанПин.Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям программы и максимально обеспечивать реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации, а так же способствовать двигательной активности детей и давать возможности общения и совместной деятельности детей.

Программой предусмотрено развитие предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда должна способствовать как к проявлению самовыражения, так и возможности уединения, в то же время должна быть насыщенной, доступной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, а главное безопасной, и соответствовать возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста.

Большое внимание в Российской системе дошкольного образования уделяется к требованиям педагогических кадров, обеспечивающих функционирование системы.

Финансовое обеспечение дошкольной образовательной организации направлено на получение общедоступного бесплатного образования за счет бюджетной системы Российской Федерации.

Важным достижением стандарта является наличие требований к результатам его освоения, которые являются ориентиром для построения целей и решения задач для всего образовательного пространства Российской Федерации.

В современной системе дошкольного образования утвержден новый профессиональный стандарт педагога-воспитателя, в котором указывается, что педагог должен обладать такими качествами, как трудолюбие, ответственность, мобильность и способность к нестандартным трудовым действиям. Он должен обязательно иметь высшее образование и стремление к непрерывному самосовершенствованию. Умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая - профессиональная черта педагога в современном дошкольном образовании.

Анализ изученных позиций системы муниципальной дошкольной организации показывает системное внедрение стандарта в практику работы дошкольной образовательной организации.

Нами был изучен опыт внедрения Образовательного Стандарта на примере Муниципального Дошкольного Учреждения № 20 «Калинка» расположенного в городе Старый Оскол в Белгородской области.

МБДОУ № «20» функционирует с 19 декабря 2012 года. Проект учреждения соответствует всем современным стандартам и требованиям. Режим работы детского сада 12-ти часовой: с 7.00 до 19.00, реализация ООП ДО в рамках пятидневной рабочей недели, суббота и воскресенье - выходные дни. Оказание платных услуг и реализация дополнительных общеразвивающих программ в режиме выходного дня по субботам. С целью планирования педагогической деятельности и проектирования образовательного процесса в группах составляется гибкий режим дня, предусматривающий рациональную продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При организации режима пребывания детей в образовательном учреждении учитываются: - местные климатические и конкретные погодные условия; - обязательное распределение в режиме дня времени на ведущую деятельность детей дошкольного возраста - свободную игру или другую самостоятельную деятельность; - требования к сочетанию разных видов деятельности; - динамика работоспособности детей в течение дня, недели, года. Режим дня отвечает требованиям СанПиН. Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели с 7.00 до 8.00 часов, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов. Прогулка организуется два раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуется однократно продолжительностью не менее 3 часов. Детей с трудным засыпанием и чутким сном укладывают первыми и поднимают последними. В дошкольных группах продолжительность сна составляет 2 - 2,5 часа. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием организованной образовательной деятельности. При организации образовательной деятельности с детьми доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально, подгруппами, индивидуально. Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для детей раннего возраста от 2 до 3 лет длительность непрерывной организованной образовательной деятельности осуществляется в первую и во вторую половину дня по 10 мин. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 90 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день. Ежедневно в режиме дня проводится чтение художественной литературы. Музыкальное развитие детей осуществляет музыкальный руководитель, физическое развитие - инструктор по физической культуре. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей организуется 3 раза в неделю, одно из которых на свежем воздухе. С детьми третьего года жизни - в групповом помещении. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в ДОУ обусловлена личностно ориентированным подходом ко всем видам детской деятельности, в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей. Во время летнего оздоровительного периода осуществляется организованная двигательная и музыкально-художественная деятельность. Воспитателями проводятся спортивные игры, праздники, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок, осуществляется деятельность по художественно-эстетическому развитию детей: музыкальные праздники, развлечения на свежем воздухе, экскурсии, исследовательская и экспериментальная деятельность по интересам. При организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решение поставленных целей и задач, осуществляется, исключая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Достичь этой цели позволяет комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Большое внимание в ДОУ уделяется системе физкультурно-оздоровительной работы, а также закаливанию с учетом сезонных изменений, состояния здоровья и возрастных особенностей воспитанников. Режим двигательной активности включает в себя физкультурные занятие, физкультурно – оздоровительную работу в течении дня, активный отдых, самостоятельную двигательную деятельность.Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В период адаптации к условиям детского сада дети освобождаются от специально организованной деятельности. Основной познавательной, творческой деятельностью ребенка в этот период является игровая деятельность. Для осуществления полноценного образовательного процесса дошкольное учреждение располагает необходимой материальной базой музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога, зимний сад, кабинет английского языка, физиотерапевтический кабинет, медицинский блок, 12 групповых помещений. Для организации оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении имеются медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, физиокабинет. Физиотерапевтический кабинет оснащен несколькими аппаратами, ингаляторами, которые дают возможность проводить лечение и профилактику детей в холодный период времени. Проводится витаминизация третьего блюда. Музыкальный зал оснащён музыкальным оборудованием (пианино, музыкальный центр, музыкальные инструменты). Для успешной реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в каждой группе детского сада созданы центры изобразительного искусства; стенды для выставок детских работ, аудиотека, имеются музыкальные центры в группах. В учреждении созданы необходимые условия для организации работы по физическому развитию детей и организации самостоятельной двигательной деятельности. Спортивный зал имеет полный комплект спортивного оборудования и инвентаря, с помощью которого развивается двигательная активность детей. Оборудование соответствует каждому возрастному периоду ребёнка, что не даёт сильных физических нагрузок. В спортивном зале имеются: маты, большие кубы, мячи, скалки, шары, бум разного размера, кегли, гимнастические палки, тренажер, обручи, флажки для построения детей. На территории детского сада расположены спортивная площадка, беговая дорожка, игровое поле для игр с элементами спорта (футбол, волейбол, баскетбол), яма с песком для прыжков. В группах имеются физкультурные уголки с необходимым набором спортивного инвентаря для организации двигательной деятельности детей в течение дня. Кабинет педагога-психолога оснащён зоной для релаксации детей, зоной творчества, имеется зона двигательной активности, что способствует снятию эмоционального напряжения ребёнка и дальнейшего его психоэмоционального развития. Педагог-психолог проводит занятия, используя сенсорную комнату. Зимний сад имеет множества растений, за которыми дети ведут наблюдение, познают растительный мир, применяется трудовая деятельность детей по уходу за растениями при помощи педагога. Организации разных форм детского труда способствуют: уголки природы; огород; клумбы на территории каждого группового прогулочного участка; оборудование для организации хозяйственно-бытового труда; схемы, образцы и материал для ручного труда. Для формирования положительного отношения к себе, окружающим людям, окружающему миру, самостоятельности и ответственности за свое поведение в разных жизненных ситуациях, коммуникативной компетентности, социальных навыков, во всех группах оборудованы уголки безопасного поведения на дороге; имеются дидактические игры по формированию представлений о безопасном поведении на дороге, в природе, дома. Работа по формированию познавательной активности дошкольников осуществляется в мероприятиях по расширению кругозора детей, познавательно-исследовательской, коммуникативной и конструктивной деятельности. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для организации познавательной деятельности дошкольников: уголки развития с конструктивно-строительными играми, пособиями для интеллектуального развития, познавательной литературой; познавательные центры в группах. Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Английский для малышей» в детском саду имеется кабинет английского языка. Эколого-развивающая среда на улице представлена не только прогулочными площадками для детей, но и оборудованными уголками: творчества, цветов, основ дорожной азбуки, сказок и дикой природы. Все помещения детского сада оснащены новым современным оборудованием. Материально-техническая база и медико-социальные условия обеспечивают комфортное пребывание детей в детском саду. В решение вопросов успешного достижения образовательных целей в МБДОУ № 20 «Калинка» большое внимание уделяется предметно-развивающей среде. Проектирование среды осуществляется на основе требований реализуемой образовательной программы; предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, учета гендерных и возрастных различий детей). Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В процессе проектирования среды продуманы варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии: времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года; освоенности с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного; стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности. Опираясь на современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей среды педагоги ДОУ во всех возрастных группах создают оптимальные условия. Организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, двигательной и др. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Соблюдение принципа гибкого зонирования позволяет дошкольникам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Во всех возрастных группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. В группах детского сада созданы следующие центры развития: 1. Книжный уголок. (Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста, книги, любимые детьми данной группы, сезонная литература, детские журналы (старший дошкольный возраст), детские рисунки, книги по увлечениям детей). 2. Центр речевого творчества. (Игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма), настольно-печатные игры. Оборудование для театрализованной деятельности: шапочки, маски для игр-драматизаций, кукольный театр, пальчиковый, перчаточный театры, плоскостной театр, теневой театр, уголок ряженья, атрибуты для театрализованных и режиссерских игр и т.д.) 3. Центр науки. (Оборудование для детского экспериментирования и опытов, уголок природы) 4. Уголок строительно-конструктивных игр. (Конструкторы, деревянные и пластмассовые, с разными способами крепления деталей, силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты, простейшие чертежи, опорные схемы, необходимые для игр материалы и инструменты) 5. Уголок развивающих игр (игротека). (Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1-2 признакам, игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету, нанизывание бус на шнур, рамки-вкладыши, геометрическая мозаика, геометрическое лото, игры с алгоритмами; игры «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб», серия «Сложи узор», «Волшебный куб», «Сложи картинку», игры на понимание символики, схематичности и условности, модели, игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений, игры «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Уникуб», трафареты, линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей «Дроби», «Составь круг», игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины, игры для развития логического мышления). 6. Центр изобразительного искусства. (Оборудование для изобразительной деятельности: полочка с подлинными произведениями искусства, трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы. Пластилин, салфетки, губки, штампы, тампоны, силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, детские и взрослые работы по рисованию, аппликации, баночки для воды, природный и бросовый материал, дидактические игры, глиняные игрушки, скульптура малых форм, изображающая животных, расписные разделочные доски (городецкие), подносы (жостовские), дымковские игрушки и др.). 7. Спортивный уголок. (Мини-физкультурные уголки, оснащенные физкультурным инвентарем и оборудованием для спортивных игр и упражнений, настольные игры «Футбол», «Хоккей», «Бильярд» и др.). 8. Уголок для сюжетно-ролевых игр. (Оснащен атрибутами к сюжетно-ролевым играм в соответствии с возрастом детей; зона игра для мальчиков: модели транспорта разных видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и животных и др.; зона игр для девочек: куклы и комплекты одежды для них, наборы мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол. 9. Музыкальный уголок (Детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, гармошки, маракасы, поющие игрушки, звучащие предметы-заместители, магнитофон, кассеты с записью музыкальных произведений). 10. Центр детского экспериментирования и уголок природы. (Природный материал – песок, глина, камешки, различные семена и плоды, сыпучие продукты, лупы, ёмкости разной вместимости, ложки, палочки, воронки и др., передники, нарукавники). 11. Театральный уголок. (Оборудована сцена с занавесом, оснащен костюмами и элементами костюмов для театрализованного представления, настольными, кукольными, пальчиковыми, теневыми театрами). В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно - досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Отсюда следует, что вся организованно-образовательная деятельность, реализация программы в Российских дошкольных образовательных организациях направлена на достижение максимального качества образования согласно всем Федеральным требованиям.

В нашей статье мы так же предприняли попытку изучения проблемы обеспечения качества дошкольного образования в Китае в настоящее время. Дошкольные учреждения в Китае работают по единой программе Воспитательно-образовательной работы -Директивной программе по дошкольному образованию (экспериментальный вариант). Эта программа утверждена Министерством образования КНР и составлена на основе теорий Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Г. Гарднера и китайского педагога Дао Сичжи. Программа состоит из нескольких разделов:

- Здоровье (укрепление здоровья, воспитание основ здорового образа жизни).

-Речь (повышение коммуникативной активности, развитие речевых способностей).

- Социальные навыки (развитие самолюбия, уверенности в себе, умения заботится о других, и устанавливать с ними доброжелательные отношения, содействие развитию личности в целом).

- Научные интересы (стимулирование любознательности и стремления к получению знаний, развитие способностей к познанию).

-Искусство (формирование эстетических чувств, воспитание эмоциональной отзывчивости и желания создавать прекрасное).

Принципы построения развивающей среды: всестороннее развитие, участие, изменяемость. Под средой детского сада понимается совокупность материальных и нематериальных условий для физического и психического развития. Главная задача дошкольной организации состоит в том, чтобы сформировать у детей полезные для общества привычки и навыки. Ежемесячная плата за содержание ребенка в детском саду составляет 730 юаней в месяц(примерно 3000 руб.)

Следует, что дошкольное образование в Китае является одним из начальных форм воспитания и образования. Мы выяснили, что там существуют детские сады, которые подразделяются на государственные, частные, и ведомственные. Функционируют 3 возрастные группы: младшая, средняя и старшая. В младшей группе находится 25 детей, в средней – 30, а в старшей – 35. В каждой группе работают обычно два воспитателя, которые проходят специальную подготовку и аттестацию, а также один помощник воспитателя. В Китае также существуют другие формы дошкольного воспитание такие как: Центры перинатального воспитания. Они открыты для беременных женщин и их мужей, с эффективностью перинатального развития детей до и после рождения, а также для укрепления отношений между супругами. Такими центрами управляют медицинские учреждения. Детские ясли. (Учреждения принимающие детей от 1 года до 3-х лет). Комбинированные детские сады: которые открывают крупные предприятия. В этих учреждениях воспитываются дети сотрудников предприятия с 4-х месяцев до 6 лет). Комбинированные детские сады работают круглосуточно. Предшкольные годы: понятие «предшкольная группа» имеет в Китае свои особенности. Обычно сами детские сады открывают подготовительную к школе группу. Школа и другие детские организации, например, Дворец Детства, тоже имеют право открыть предшкольную группу. SOS – детские деревни подобные учреждения: открывают подобные благотворительные организации для детей - сирот до 18 лет.Рабочий день в Китайском детском саду начинается в 7: 45. Часть детей посещают дошкольные учреждения только днём, после чего дети уходят домой, а другая часть (5%) остаётся на ночь; родители забирают их только в среду и субботу.В понедельник утром медицинская сестра проверяет здоровье детей. Во дворе звучит маршевая музыка затем дети завтракают. Дети должны быть одеты ярко, у девочек в волосах красные или розовые банты. Некоторые мальчики одеты в военную форму. В групповой комнате стоят парты на двоих, на стене доска, календарь, китайский алфавит, картина. Стены и потолок обычно выкрашены в серый цвет. Помещение не отапливается, и дети находятся в помещении в уличной одежде. По расписанию в 8.30 начинаются зарядка и ритмика, при этом дети должны петь и танцевать. Затем начинается образовательная деятельность, воспитанники при этом садятся за парты. В 10 часов дети все вместе посещают туалетную комнату. Затем на улице играют в организационные игры. В 10:45 дети из ночной группы берут чистую одежду с полочек в спальной комнате и идут купаться в больших ваннах по трое или четверо человек. Затем предварительно вытершись и одевшись переходят в групповую комнату, где садятся на свои места. При этом дети очень самостоятельны. Воспитанники занимаются математикой (учатся складывать и вычитать). Каждому дается возможность ответить самому хотя бы раз. После наступает время обеда. Дежурные дети помогают взрослым накрыть столы. В рацион питания китайских детей обычно входят бобы, овощи, свинина, булочка и стакан кипяченной воды. После обеда дежурные помогают убрать со столов. Затем наступает время сна. Перед сном дети поласкают рот водой, после чего ложатся спать. Время сна продолжается с 12:00 до 14:30. После сна дети обязательно посещают туалетную комнату, после чего готовятся к полднику. К полднику подают молоко и печенье. После полдника дети повторяют хором патриотический рассказ по картинкам. В этом им помогает воспитатель. Затем они выходят на улицу и играют в подвижные игры. В 17:00 после посещения туалета, воспитанники поют песню с движениями, а потом ужинают. На ужин рис с мясом и овощами. В 18:00 дети слушают музыку. С 19:30 до 20:00 время подготовки ко сну. Затем дети ложатся спать. Так проходят режимные моменты детей в Китайских детских садах.

Анализ научных статей показывает, что в настоящее время дошкольное образование в России значительно отличается от образовательной системы в Китае. Система образования в каждой из стран имеет свои отличительные особенности. В России и Китае разные сложившиеся исторические традиции, разная образовательная культура и образовательная политика, а главное разная культура отношений в семье, в основной ячейке общества. Если в российских семьях в основном складываются равноправные отношения, то в китайских существуют принципы субординации, младшие подчиняются старшим, а жены мужьям. В китайском детском саду все подчинено принципам строгой дисциплины, упорство и трудолюбие относятся к традиционным ценностям. Свободное времяпровождение считается бесцельным, поэтому дети ограничены в нем. Детские сады Китая стали своеобразной прививкой от эгоизма. Маленьких детей учат быть строгими по отношению к себе, учат контролировать собственные желания. Они должны стремиться всегда быть частью коллектива, группы. Отличие китайского дошкольного образования от российского в отсутствии специального закона о дошкольном образовании, а также недостаток его финансирования.

Таким образом изучение проблемы повышения качества дошкольного учреждения в странах БРИКС на примере России и Китая позволяет сделать следующие выводы. Проблема качества образования актуальна для двух стран сегодня, однако процесс обеспечения качества представлен неоднозначно. В России система дошкольного образования переживает инновационный этап, что связано с новыми стратегиями в системе Российского образования, а также с утверждением на государственном уровне ряда нормативных документов. Современная система дошкольного образования России направлена на практико-ориентированное освоение детьми жизненного опыта через овладение компетенциями. Система дошкольного образования в Китае развивается на основе традиционного советского образования, с обогащением системы опыта европейских стран, но придерживается национального опыта страны.

Список использованной литературы:Президент РСФСР В.В. Путин. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. [Текст] / Российская газета – Москва, 2013. - 165 стр.

Письма и приказы Минобрнауки. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] /Правовая библиотека образования – М., 2014. – 96 стр.

Чжан Лисин. Особенности организации дошкольного образования в КНР. [Текст] / Дошкольное воспитание – М., 2009. -95-104 стр.

Л. Парамонова, Е.Протасова. Со знаниями по миру. Дошкольное образование в Китае. [Электронный ресурс]. http://yaneuch.ru/cat_64/za-znaniyami--po-miru/30229.1213908.page1.htmlъ

Просмотров работы: 1966