СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Сергеева Н.А. 1
1Ульяновский государственный университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые государством с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений — реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться подготовка специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья [2, с.77].

Социально-реабилитационная деятельность — это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий [1, с.48].

Оптимальные условия для такой работы в данное время ведутся, однако проблема реабилитации детей-инвалидов остается сложной. Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специального образования.

Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества [5, с.28].

Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей с ограниченными возможностями к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации, которая в свою очередь не возможна без социальной терапии. Именно она, на наш взгляд играет существенную роль в процессе реабилитации. В процессе осуществления социальной реабилитации детей необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия.

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект [3, с.177].

Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.

Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них [4, с.90]:

  1. исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

  2. предупреждение дисфункций;

  3. обеспечение нормального развития субъекта;

  4. самоутверждение личности субъекта.

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации общества.

В социальной терапии как технологии социальной работы применяются приемы, техники воздействия на личность и ее окружение с учетом специфики социальной ситуации, содержание, задачи социальной терапии, уровень социальной структуры общества, на котором она проводится.

Наиболее действенные методы социальной терапии: трудовая, терапия самовоспитания, методы поведенческой терапии в группе, дискуссионная терапия, социотерапия, музыкотерапия, ритмотерапия, арт-терапия, цветотерапия, натурпсихотерапия, музыкотерапия, библиотерапия. Мы считаем, что социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями возможна при комплексном применении данных методик.

Таким образом, проблема социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее актуальных и важных проблем современного общества. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе и нуждаются в помощи. Социальная терапия является универсальной и эффективной технологией для успешной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Литература:

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

  2. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 568 с.

  3. Социальные технологии: Толковый словарь. М., 1994, - 286 с

  4. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проспект, 2001. - 496 с.

  5. Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6 – е. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 860 с.

Просмотров работы: 2253