ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "ВОЛЖСКИЙ ДЕНЬ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "ВОЛЖСКИЙ ДЕНЬ"

Сомов А.В. 1
1Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В этой работе разобрано два номера самарского периодического издания “Волжский день” за 1917 год (№21 от 26 января и №92 от 2 мая). Цель работы заключается в анализе статьи военного характера в том и другом номере, и создании их сравнительной характеристики.

Но что бы анализировать данные статьи нужно дать определение агитационной речи. В учебном словаре стилистических методов можно найти данное определение. И так, агитационная речь - это речь, выражающая какие-либо партийные идеи, лозунги, имеющая четкую целеустановку и побуждающая своих адресатов к организованным активным действиям. Тексты отражают дифференцированный подход к различным слоям населения, с учетом их социального статуса, культурного уровня, рода занятий, настроений и запросов[1].

А что же касается именно военной риторики, то она является средством внешнего выражения специализированной культуры, сущностным компонентом дифференциации военно-профессиональной среды, которая представляет собой институциональную структуру организованного взаимодействия людей, сочетающую элементы специализированного и обыденного социокультурного опыта.

Для начала, прошу заметить тот факт, что данные номера выбраны мною не случайно, так как между временем, когда были выпущены данные номера, находится историческое событие, которое поменяло ход истории, так же дало толчок к образованию нового государства, а именно февраль — начала март 1917 года. В это время произошло глобальное событие в Петрограде, в результате которого в России был свергнут император Николай II. Это событие вам известно как Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот.

Данные статьи, которые мы будем разбирать далее, направленны на одну и ту же общественную массу, на молодых людей.

И для начала разберем номер за 26 января (до февральской революции). В этом номере как каковой агитационной статьи нет, а есть досрочный призыв новобранцев, состоящий из именного высочайшего указа, подписанная Николаем II. И это является характерной чертой царской России. Мы не встретим ни одной агитации, а лишь распоряжения и указания Его Величества. Данная статья имеет одну цель информирования об обязательном военном призыве молодых людей. Структура данной статьи проста: состоит она из 3 пунктов, которые сообщают о временных рамках проведения военного призыва.

Но все меняется с приходом Временного Правительства. Из-за того, что власть Временного Правительства еще слаба, в следствии чего не может использовать форму, при которой население будет обязываться к выполнению высших распоряжений. В виду чего, Правительство прибегает к агитационным мерам. и как раз выпуск от 2 мая нам об этом свидетельствует.

Данная статья не информирует население о призыве на военную службу, а призывает читателей оказать финансовую помощь государству. Правительство объясняет тяжёлую финансовую ситуацию “Один день войны обходится России в 54 миллиона рублей... Спасение родины зависит теперь от того, сумеем ли мы изыскать достаточное количество средств, для дальнейшего ведения войны”. В этой информационной речи есть два вида воздействия на человека: первое, склоняющие к убеждению и действию, и второе, взывающие непосредственно к собственным чувствам. (логический и психологический вид воздействия на человека соответственно)[2].

Если мы возьмем «основные принципы» военной пропаганды сформированными лордом Понсонби[4]:

  1. Мы не хотели войны. “Тяжкое и тревожное время мы переживаем. Неслыханная опасность грозит нашему отечеству”. Здесь как раз и показано, что мы в этом не виноваты, это не мы ввязались в эту войну, это она пришли к нам.

  2. Враг воплощается в конкретной личности. Не обязательно заставлять ненавидеть весь народ, а надо сосредоточить внимание на одной персоне, на одном правителе. Но такого примера в данной статье нет, четких упоминаний народа, а все время говориться о “враге”.

  3. Наши действия мотивируются принципами человеколюбия. Следует умалчивать, что в каждой войне в первую очередь преследуются экономические цели, подчеркивая лишь гуманитарные причины. “... во имя спасения родины и зарождения ее свободы”

  4. Действия врага отличаются особой жестокостью и вызывают ужас. Нужно распространять сведения о жестокостях, совершенных противником. Мы сами или наш народ всегда невинны, а вот наши враги — звери и садисты. “Бесчестный и свирепый враг угрожает нам своим орудием истребления”

  5. Использовать принцип легитимности. Всегда нужно действовать от имени народа. Так и действовало Временное правительство путем того, что оно выражало мнение народа, а именно сохранение целостности государства.

  6. Всегда нужно преувеличивать свои успехи и потери противника. В данной статье мы можем наблюдать совершенно иную ситуацию. Враг показан сильным, а Россия показана уставшей, обескровленной страной. Но неправильно будет не заметить тот факт, что целью данной агитационной статья являлось то, что она должна вызывать желания, которые подавили бы противоположенные настроения — это так называемое логическое воздействие[2].

  7. Распространять дезинформацию и слухи. В данной статье это не используется.

  8. Использовать «черную» пропаганду. И этот прием так же не наблюдается.

Таким образом можно сделать вывод, что первая статья не относиться к агитации вообще, что обусловлено тенденцией времени. А вторая статья хоть и не содержит всех принципов военной пропаганды сформированными лордом Понсонби, но она ею является, хотя и имеет немного другие цели, чем прямая военная агитация.

Список использованной литературы:

  1. Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.;

  2. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи;

  3. Далецкий,Ч.Б. Динамическая дифференциация военной риторики: Теоретико-методологические аспекты: дис.....док. философских наук: 24.00.01/ Клещенко Евгений Августович. – Москва, 2000. – 290 с;

  4. Arthur Ponsonby, Falsehood in War-Time. London: Garland Publishing Company, 1928.

Просмотров работы: 1337