ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Замотаева Е.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе и дошкольного. Вместе с тем, вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему определения его сущности – не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования, так же как и качество образования вообще, в целом является многомерным синтетическим понятием, в связи с чем существуют различные подходы к его определению. Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко представляют качество образования в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении [2, с.14].

Качество дошкольного образования представляет собой интеграцию:

1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.

2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать:

- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- качества управления системой дошкольного образования.

3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4. Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в ДОУ [4, с. 67].

Качество дошкольного образования в учреждении – процесс управляемый, представляющий собой результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:

- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор образовательных программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и др.);

- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) [1, с.72-73].

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

Внешние факторы связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к ДОУ средой. Среди них можно выделить:

- влияние семьи;

- социально-экономические факторы (например, уровень доходов населения, миграция населения и т.п.);

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.

Внешние факторы не воздействуют на качество образовательных услуг в ДОУ непосредственно, они являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Вместе с тем, необходимо учитывать их влияние при анализе качества образования в дошкольном учреждении [2, с.27-28].

Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным стандартам основная образовательная программа (ООП) ДОУ, условия ее реализации и результаты освоения. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию, например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ФГОС дошкольного образования.

Основная группа внутренних факторов, обеспечивающих качество образовательных услуг ДОУ, определена требованиями к условиям реализации основной образовательной программы. Рассмотрим содержание данных факторов более подробно.

1. Укомплектованность образовательного учреждения кадрами (педагогическими, руководящими и иными), имеющими соответствующий уровень квалификации. При этом непосредственно педагогические работники должны обладать всеми основными компетенциями, владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации [1, с.23].

2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, заключающееся в:

- наличии здания (помещения) и участков образовательного учреждения и их соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Необходимо обеспечить архитектурную доступность, т.е. возможность для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

- обеспечении соответствия состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

- оснащении кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

- наличии в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность, здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях: зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении;

- наличии необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала;

- наличии и необходимом оснащении помещений для питания воспитанников, для хранения и приготовления пищи, организации качественного горячего питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- наличии необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (логопеды, воспитатели, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи); сформированность культуры здоровья педагогического коллектива (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и ответственное отношение к своему здоровью.

3. Учебно-материальное обеспечение, состоящее в:

- наличии предметно-развивающей среды образовательного учреждения (группы), основанной на соблюдении принципов информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости;

- комплексном оснащении воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации эффективной и безопасной деятельности воспитанников; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту детей форм работы; использования образовательных технологий деятельностного типа; физического развития воспитанников; учет полоролевой специфики, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- создании предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей.

4. Медико-социальное обеспечение: медицинское обслуживание, формирование и наполняемость групп, прохождение профилактических осмотров персоналом, организация питания и оздоровления воспитанников.

5. Информационно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно проводить мониторинг и управлять образовательным процессом; использовать интерактивные дидактические материалы и образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное. Информационное обеспечение образовательного процесса также предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров.

Методическое обеспечение должно отвечать требованиям комплектности и качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП дошкольного образования [3, с.25].

6. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанное на: субъектном и доброжелательном отношении педагога к ребенку; индивидуальном и мотивационном подходе; учете зоны ближайшего развития детей. При этом необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, а так же преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Образовательный процесс должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность. Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса должно содержать подробные объяснения, как построить работу с воспитанниками при индивидуальной или групповой работе, а также как организовать самостоятельную деятельность воспитанников [1, с.30].

Образовательное учреждение должно находиться в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

7. Финансовое обеспечение:

- обеспечивающее государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

- позволяющее образовательному учреждению иметь возможность обеспечения ФГОС ДО;

- отражающее структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы ДО, а также механизм их формирования.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к внутренним факторам дошкольного образования, так и к параметрам, влияющим на его качество. Интегративным результатом взаимодействия всех вышеперечисленных внутренних факторов является создание в ДОУ развивающей образовательной среды обеспечивающей:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- гарантию охраны и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортность по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех субъектов образовательного процесса.

Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.

Список использованных источников:

1. Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев. – М. : Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. – 187 с.

2. Поздняк, Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М. : «Академа», 2007. – 432 с.

3. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. –2001. – №5. – С.40-44.

4. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М. : АРКТИ, 2003. – 140 с.

Просмотров работы: 12752