СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА" ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА" ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Жунусова Г.М. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное российское общество предъявляет особые требования к растущей личности. Сегодня особенно остро в педагогике стоит проблема поиска эффективных методов развития личности и формирования лидерских качеств социально-активной молодёжи, воспитания потенциальных лидеров, быстро и целенаправленно интегрирующихся в социум, оперативно находящих новые пути решения общественных проблем.

Различные аспекты лидерства рассматриваются в работах зарубежных ученых (К. Берд, Е. Богардус, Л. Картер, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер). Изучению лидерских качеств посвящены работы ряда отечественных исследователей И. П. Волкова, Е. А. Климова, Б. Д. Парыгина, А. Г. Сороковой, A. B. Петровского. В настоящее время большой интерес представляет вопрос эффективности педагогического сопровождения и поддержки детского лидерства; разрабатываются специальные педагогические технологии формирования личности лидера. Вместе с тем, степень разработанности данной проблемы остаётся недостаточной, современное гуманитарное знание нуждается в новых психолого педагогических подходах к процессам формирования и развития лидерских качеств школьников.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, психологии, педагогике и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования.

В педагогике «лидерство» трактуется, как (от англ. leader - ведущий) ведущее влияние члена группы- лидера - на группу в целом [5]. В психологии лидерство рассматривают, как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [4]. Б. Д. Парыгин, интерпретирует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом [3.].

По мнению К. В. Сельченок, лидерство - это многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется везде и всегда, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства ее членов. Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов. Таким образом, лидерство – это реализация оптимальной, в не котором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей [6, с. 12]. В русле концепции Л. И. Уманского лидерство рассматривается как явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи [8].

Согласно общепринятому определению, лидерство является процессом, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. В философии понятие «лидер» - (от англ.- ведущий) – наиболее авторитетный член организации или социальной группы [9, с. 457]. Л. И. Уманский отмечает, что лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы [8].

Э. Гидденс рассматривает термин «лидер», как индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы) [1, с. 263].

В психологии «лидер» - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [4]. А. А. Ершов рассматривает это понятие в социально-психологическом смысле – лидер, или ведущий группы –это такой член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом [2]. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой - на собрании трудового коллектива, третий - в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. Однако центральные для ситуационной теории утверждения о ведущей роли ситуации в формировании лидерства подтверждаются далеко не полностью. Эта концепция подвергается острой критике за то, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.

Было проведено много исследований, породившие длинный список лидерских качеств. Р. Стогдилл и Р. Манн попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные черты. Так, Р. Стогдилл пришел к выводу, что лидера характеризуют в основном пять качеств: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела [Цит. по 7]. Конец 80-х, начало 90-х годов ХХ века охарактеризовались новым подъемом интереса к исследованию лидерских черт. Это было обусловлено необходимостью выявления и специальной подготовки людей с лидерским потенциалом для постоянно растущих потребностей бизнеса, армии и социальной сферы. К. Дэ Вадер и Г. Аллигер в 1986 г. сделали вывод, что есть шесть черт, которые отличают успешных лидеров от всех остальных: ум; экстраверсия; доминантность; мужественность; консерватизм; стремление быть лидером. [Цит. по 7].

Для лидера характерны такие лидерские качества, как преобладание мотивации и достижения успеха, чутье, самостоятельность, ответственность, смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства, быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию, способность переносить неудачу, эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события, компетентность как доскональное знание своего дела, умение понять особенности психологии людей, коммуникабельность и т.д..

Порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Лидер не только направляет, и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

У младших школьников особо ярко выражено проявление лидерских качеств, а социальная среда тесно связана с уровнем развития лидерских качеств.

Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Лидерство не может быть без окружающей его среды, а социальная среда определяет положение лидера. Социальная среда – это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением.

Эффективно формировать лидерские качества помогают стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Создание социальной среды, в которой происходит формирование гражданской позиции, должно содержать соответственно ориентированную систему поддержки и помощи этому процессу. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат способствующий развитию лидерских качеств.

Наиболее сильное влияние на создание этого климата имеют, четыре основных очага социального воспитания жизнедеятельности ребенка: 1) семья - со своими культурными традициями, 2) уличная детская среда - с особым стилем общения, 3) средства массовой информации, 4) школа.

Таким образом, лидерские качества – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. К лидерским качествам относятся: самостоятельность, ответственность, инициативность, смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства, быстрота реакции, коммуникабельность, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию, а также способность переносить неудачу.

Литература

  1. Гидденс, Э. Социология / пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

  2. Ершов, А. А. Лидер и авторитет группы / А. А. Ершов // Ученические записки. – Ленингр. Ун-та. – Вып. 4. – 1974. – С. 260.

  3. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектив / Б. Д. Парыгин. – М. : Наука, 1981. – 192 с.

  4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.

  5. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1. – 608 с.

  6. Сельченок, К. В. Психология лидерства: Хрестоматия / К. В. Сельченок. – М., 2004. – 364 с.

  7. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах, 1996. – 480 с.

  8. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности / Л. И. Уманский. – М. : Педагогика, 1980. – 160 с.

  9. Философский энциклопедический словарь / ред.кол. : С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы. – 2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

Просмотров работы: 5670