Признайтесь, кто-нибудь может с ходу или даже после долгих обдумываний точно и кратко описать, как пахнет сено, как встает заря, как шумит волна? Наверно, даже мастерам слова не всегда удается быстро подобрать удачные слова для описания своего восприятия, испытываемых сложных ощущений и чувств! Если у вас это получается не очень легко, не очень быстро, не очень точно – не стоит расстраиваться: алекситимические черты нередко встречаются у многих людей.
В своей исследовательской работе мы изучили такое явление как алекситимия и степень ее проявления у студентов в колледже, а также влияние уровня алекситимии на ценностные ориентации студентов. Алекситимия – это не болезнь, этим термином обозначается характеристика симптома, а именно: бедность воображения, неспособность человека точно описать собственные чувства (или затруднения при этом), определить различия между чувствами и телесными ощущениями, понять эмоциональные переживания другого человека. Алекситимия у психически нормальных людей не означает бесчувственность. Просто эти люди испытывают затруднения при словесном описании своих эмоций и ощущений.
В нашем исследовании принимали участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов, всего было опрошено более 100 человек.
Гипотезами работы были следующие предположения, что у студентов старших курсов более выражена алекситимия, а также на ее проявление влияют и гендерные стереотипы, т. е. юноши более склоны к речебезчувствию.
По итогам проводимой работы нами были составлены рекомендации для лучшего сознания своих чувств.
Тема нашего исследования достаточно актуально, очень часто мы не придаем эмоциям должного значения. А неумение их выражать может приводить к психосоматическим заболеваниям, таким как язвенная болезнь желудка, гастрит и др., а также в невозможности выразить сострадание окружающим и близким.
Для проверки гипотез исследования использовались следующие методы:
изучение и анализ философской, психологической и медицинской литературы по проблеме;
изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта;
диагностические методы: опрос, беседа, тестирование.
Обработав результаты мы получили следующие результаты:
Из всех опрошенных студентов 18% имеют выраженный уровень алекситимии.
46% относятся к группе — риска.
36% - не выявлено признаков алекситимии.
Что касается результатов по алекситимии среди курсов, то
1 и 2 курс имеют 17% алекситимичных;
3 и 4 курсов 33%.
Заключение: можно говорить о тенденции к увеличению уровня алекситимии в зависимости от курса обучения.
Процентное выражение по группе-риска
1 и 2 курс – 13%
3 курс – 33%
4 курс – 41%
Заключение: Уровень алекситимии и количество студентов со средним уровнем алекситимии увеличивается в зависимости от курса обучения.
Отсутствие проявлений алекситимии у студентов ЛМК (по курсам).
Заключение: не алекситимичных на младших курсах больше, чем на 3 и 4 курсах. Данная тенденция сохраняется по всем показателям.
Что касается гендерного компонента, то результаты показали, что юноши более склонны к алекситимии, чем девушки.
Далее с помощью методики Додонова «Ценность эмоций» исследовалась значимость эмоциональной сферы для каждой выделенной нами группы испытуемых.
Было выявлено, что отношение испытуемых с разными уровнями проявления алекситимии к своему эмоциональному миру различно.
Большая часть респондентов с высоким уровнем алекситимии (55%):
18% считает, что эмоции в их жизни не играют значительной роли, они не являются ценностью.
26% испытуемых подчеркнули угрожающий и деструктивный характер эмоций в их жизни.
22% испытуемых не смогли сформулировать ответ на вопрос о том, какую роль играют эмоции в их жизни.
Респонденты групп-риска алекситимии проявили достаточно иное отношение к своему эмоциональному миру (46%):
22% испытуемых этой группы отмечает, что собственный эмоциональный мир им или неизвестен или плохо изучен.
Для 27% испытуемых эмоции в их жизни играют в основном деструктивную роль.
24% испытуемых готовы принимать исключительно положительные эмоции в своей жизни, со всеми остальными они не хотят встречаться - ни в себе, ни в других.
15% испытуемых не представляют своей жизни без эмоций – как положительного, так и отрицательного спектра.
12 % не смогли сформулировать ответ на вопрос о роли эмоции в своей жизни.
Респонденты с отсутствием признаков алекситимии также не были однозначны в своей позиции по отношении роли эмоций в их жизни(36%):
6% испытуемых обметили, что они испытывают растерянность и опасение, когда встречаются со своими эмоциональными проявлениями, так как их эмоциональный мир до конца им неизвестен.
38% испытуемых отметили, что хотя они и не представляют своей жизни без эмоции, но эмоции играют в их жизни в большей степени деструктивную роль.
47% испытуемых принимают весь спектр собственных эмоциональных состояний,
9 % не смогли точно сформулировать ответ на вопрос о роли эмоции в своей жизни.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить изменение ценности эмоциональной сферы для испытуемых. Так группа студентов с алекситимией в большей степени затрудняется в определении роли эмоций в своей жизни, а также в выражении эмоций. По сравнению с группой студентов без алекситимии – 2,5 раза больше. Но при этом группа респондентов без алекситимии более склонна считать, что эмоции все же несут деструктивный характер в их жизнь.
Подводя итог нашей работе. Проведенное исследование подтвердило все поставленные гипотезы. Студенты старших курсов более склонны к алекситимии в виду профессиональной деформации. Кроме того, подтверждает актуальность не только проделанной работы, но и продолжения дальнейших исследований, которые, на наш взгляд, должны быть направлены на решение следующих задач: поэтапное расширение базы результатов исследования и их лонгитюдная проверка, ставящая целью дальнейшую конкретизацию и совершенствование системы по преодолению алекситимии для обеспечения эффективного развития студентов.
6