ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Мурзина О.С. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Законе РФ "Об образовании" особое значение приобретает роль классного руководства. Здесь отмечается, что классный руководитель должен осуществлять деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса [6].

Классный руководитель является организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

В педагогической науке актуальность изучения классного руководства как феномена сохраняется уже более столетия. Наиболее изученными являются история становления института классных руководителей, переданная в работах Ф.А. Бобкова, А.В. Иванова, Н.К. Гончарова, значение классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива в работах Н.П. Аникеевой, Г.В.Винниковой, Д.А. Измайловой, И.П. Иванова, JI.A. Каримовой, Т.Е. Конниковой, К.И. Мельниковой, Л.И. Новиковой, H.JI. Селивановой, С.Д. Полякова, роль классного руководителя в развитии личности школьников в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, О.С. Газмана, Н.Н. Михайловой, Е.Н. Степанова, Н.Е. Щурковой, организации классным руководителем процесса учения школьников в работах М.И. Гавриловой, В.Н. Зайченко, планирования и поиска эффективных форм работы с классом в трудах Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, H.JI. Селивановой, В.Р. Ясницкой, Н.Е. Щурковой и др.

Классный руководитель выполняет разные виды деятельности. Одним из важнейших видов его деятельности является педагогическая диагностика.

Актуальность темы состоит в том, что в школьной практике педагогическую диагностику пока не воспринимают как обязательный компонент работы классного руководителя. Педагогическая диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия [2]. Сущность педагогической диагностики связана с изучением результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся. Выделяют следующие функции диагностики: контрольно-корректировочную, направленную на получение данных и корректировку процесса воспитания; прогностическую, включающую в себя прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем, воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников. сноска В педагогической диагностике можно выделить следующие этапы работы: изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания, планирование работы, выполнение работы, анализ и оценка результатов, постановка новых задач. сноска

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью и окружение, класс. Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др. [4].

В работе классного руководителя можно выделить 3 типа педагогической диагностики:

1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом.

2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе.

3) Обобщающая (итоговая) диагностика в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года.

Для получения данных использует следующий комплекс методов: письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрические и проективные тесты и методики, анкеты и др.

Использование классным руководителем педагогической диагностики очень важно, так как она позволяет ставить цели педагогической деятельности и стремиться к их достижению.

Литература

1. Воронов, В. В. Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В. В. Воронов. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 96 с.

2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М: Вербум – М, 2011. – 64 с.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М.: Гном-Пресс, 2010. – 188 с.

4. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося в ученических коллективах. — М., 1988. — С. 167—172.

5. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингенкамп. – М.: Педагогика, 2011. – 240 с.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Просмотров работы: 1969