ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ «СУДЬБЫ ДЕТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ «СУДЬБЫ ДЕТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Калашникова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие критического и творческого мышления, а также познавательных навыков учащихся.

Данный метод дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности [1].

В этой статье мы рассмотрим проект посвященный судьбам детей живших в годы Великой отечественной Войны. С каждым годом становится все меньше ветеранов – очевидцев тех трагических событий, поэтому очень важной задачей для общества является сохранить и передать знания о тех нелегких для нашей родины временах подрастающему поколению. Дети - это наше будущее и они должны знать и помнить о том, что война уносит жизни невинных людей, оставляя детей без родителей, разрушая все на своем пути. Как же рассказать детям о войне так, чтобы дотронуться до их сердец? С этой непростой задачей нам помогут справиться наши писатели…

В основу проекта положены следующие произведения: Воронкова Л. Ф. «Девочка из города», Катаев В. П. «Сын полка», Артюхова Н. М «Светлана»[2]. Все эти произведения о детях-сиротах, оставшихся без родителей во время войны, но судьба у всех складывается по-разному: кто-то хотел попасть на войну, кто-то обрел новую семью, кто-то попал в детский дом. Мы надеемся, что прочитав эти произведения, учащиеся поймут ценность своей семьи, осознают, как важно помогать близким людям, заботиться о них и с уважением относиться ко всем членам своей семьи.

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания младших школьников является для современной школы одной из важных педагогических задач. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»[3] утверждается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Россия сегодня выбирает патриотизм как основу духовно-нравственной сферы личности человека. Патриотизм является фундаментальным качеством, так как это не только любовь к Родине в целом: это и любовь к родному краю, городу в котором родился и вырос, своей семье, а также бережное отношение к природе, уважение к старшим, знание истории и культуры своей страны.

Цель проекта:

  1. Найти информацию об авторах произведений их жизни и творчестве.

  2. Отработка коммуникативных навыков, развитие творческих способностей.

  3. Проект нацелен на формирование патриотических чувств, воспитание нравственных качеств учащихся.

Задачи проекта

  1. Создать представление о тяжелой жизни детей в годы войны.

  2. Ознакомиться с данными произведениями.

  3. Подготовить и провести викторину по каждому произведениями.

Подготовительный этап

Выполнение данного проекта рассчитано на 1 месяц, поскольку учащимся необходимо проделать большой объем работы. Весь класс должен прочитать эти три произведения, но когда ребята разделятся на группы, каждая группа будет работать с одним произведением. Каждая группа презентует свой проект в виде задания для остальных учеников из других групп , именно поэтому знать содержание всех произведений должен весь класс.

На подготовительном этапе, когда учащиеся уже распределились в группы и знают, какое у них произведение, учитель раздает карточки с вопросами для каждой группы, на эти вопросы детям необходимо отвечать в ходе прочтения произведения для его лучшего усвоения и понимания сюжета. По этим же вопросам будет проходить обобщающая беседа с учителем после защиты каждого проекта.

Вопросы для 1 группы по произведению «Девочка из города»:

  1. Как Валя попала в чужую семью?

  2. С какими трудностями пришлось столкнуться Валентинке, оказавшейся в окружении незнакомых людей, и как складывались ее взаимоотношения с детьми тети Даши (привести примеры из текста)?

  3. Подумайте, прижилась ли Валя в деревне? Ответ обоснуйте.

  4. После какого случая Валя начинает понимать, что чужие люди стали ей родными? Найти в тексте.

Вопросы для 2 группы по произведению «Сын полка»

  1. Как Ваня Солнцев оказался на линии фронта в самый разгар войны?

  2. Как выглядит Ваня, когда его находят разведчики? В каком он состоянии?

  3. Какие чувства испытывает мальчик, узнав, что разведчики хотят оставить его у себя? И как он реагирует, когда его хотят отправить в тыл? Почему? Ответ аргументируйте.

  4. Как капитан Енакиев относится к Ване? С чем связано такое отношение?

  5. Подумайте, изменился ли Ваня с того момента как его нашли разведчики до момента, когда в жестоком бою погибает капитан Енакиев? Если да, то как?

  6. Сбылась ли мечта Вани Солнцева стать сыном полка? Найти фрагмент в тексте.

Вопросы для 3 группы по произведению «Светлана»

  1. При каких обстоятельствах Светлана попадает в детский дом?

  2. С какими трудностями сталкивается девочка в детском доме? Ответ с опорой на текст.

  3. Подумайте, как война повлияла на характер Светланы, на ее поведение?

  4. Как разрешается конфликт между девочкой и коллективом?

  5. Как Светлана относится к Косте? Почему их общение не заканчивается после того, как Костя привозит девочку в детский дом?

  6. Как Светлана относится к маме Кости? Примеры из текста?

Сбор информации

На этом этапе учащимся необходимо собрать информацию об авторах произведений их жизни, творчестве и познакомится с самим произведением. Приветствуется, если ребята найдут информацию о том, какой была история написания произведения, что происходило в жизни автора в этот период, почему автор выбрал такую серьезную тему. На наш взгляд это поможет учащимся понять задумку автора, что он хотел сказать своим произведением читателям.

План работы над проектом.

1.Выбери задание, выполнять, которое тебе будет интересно.

2.Подумай и реши с кем будешь работать в группе.

3.Продумайте задания, которые необходимо выполнить для осуществления проекта, для удобства напишите список заданий.

4.Распределите задания среди участников группы, прислушиваясь, к мнению друг друга.

5.Подумайте, сколько примерно времени необходимо каждому члену группы на выполнение задания, рассчитывайте время.

6.Работайте дружно и слажено, помните, итоговый результат зависит от каждого члена группы, каждый вносит свой вклад.

Презентация готовых проектов будет иметь следующий вид:

1группа

Викторина по произведению Воронковой Л. Ф. «Девочка из города».

Этапы работы:

1.Ознакомиться с произведениями Воронкова Л. Ф. «Девочка из города».

2.Подготовить для участников викторины сообщение об авторе (выбирая интересные факты из биографии автора связанные с данным произведением).

3.Составить задания и вопросы для викторины (не менее 15 заданий).

4.Определить форму проведения викторины.

5.Разработать призы для участников викторины.

2 группа

Инсценировка фрагмента из произведения произведению Катаева В. П. «Сын полка»

Этапы работы:

1.Ознакомиться с произведением Катаев В. П. «Сын полка».

2.Подготовить для одноклассников сообщение об авторе (выбирая интересные факты из биографии автора связанные с данным произведением).

3.Обсудить и выбрать один эпизод из произведения.

4. Распределить роли, подумать, как обыграть сюжет так, чтобы ребята подумали, вспомнили какая это сцена.

3 группа

Подготовка иллюстраций к произведению Артюховой Н. М «Светлана»

Этапы работы:

1. Ознакомиться с произведением Артюхова Н. М «Светлана».

2.Подготовить для одноклассников устное выступление об авторе (выбирая интересные факты из биографии автора связанные с данным произведением).

3. Каждый участник группы выбирает для себя сюжет либо героя из произведения. Рисует. Составляет рассказ о том, что нарисовал.

4. Во время защиты проекта учащийся должен рассказать о том, что нарисовал. Опираясь на рассказ художника, остальные ребята, должны найти его рисунок среди других

5. Подведение итогов: удалось ли учащимся изобразить то, что было задумано.

Реализовать проект можно по следующему плану:

Подготовительный этап:

- определение темы, уточнение целей конечного результата, выбор рабочих групп;

- определение источников информации, способов ее сбора и анализа, распределение ролей в команде.

Основной этап:

- поиск необходимой информации, выполнение проекта.

Заключительный этап:

- коллективная защита проекта;

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач), анализ достижения поставленной цели, оценка результатов, выявление новых проблем.

Проект будет наиболее эффективным, если будет проводиться в системе мероприятий посвященных памятным датам Великой Отечественной Войны, например мероприятия посвященные дню Победы.

Список литературы:

  1. А.В. Горячев,Н.И. Иглина. «Всё узнаю, всё смогу». Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).М.: Баласс, 2012. – 64с.,ил.

  2. Книги о Великой Отечественной Войне и их роль в воспитании подрастающего поколения. Ресурс:

http://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-o-vojne-dlja-detej

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Ресурс:

http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

Просмотров работы: 2779