Высокое содержание биологически активных веществ полифенольного комплекса в лапчатке кустарниковой (курильском чае кустарниковом) обусловливает широкий спектр ее биологического действия на организм. Курильский чай кустарниковый давно известен в восточной медицине (тибетской, индийской, монгольской, китайской, восточной. В тибетско-индийской и монгольской медицине отвары и настои этого растения применяли при желудочно-кишечных инфекционных заболеваниях, в том числе при заболеваниях холерой, тифом и др. Жители Камчатки пили настои из листьев курильского чая кустарникового при острых болях в животе. Настой корней использовали для полоскания ротовой полости и горла, при маточных кровотечениях и в виде спринцеваний при белях. А на Сахалине отвар и настой из всех частей растения применяли для лечения туберкулеза легких.
Проведенные фармакологические исследования выявили высокую биологическую активность экстрактов из курильского чая кустарникового. Установлено бактерицидное действие на возбудителей кишечных инфекций сотрудниками Иркутского противочумного института [2]. Выявлена высокая антимикробная активность экстрактов этого вида в отношении грамотрицательных бактерий. Есть сведения о том, что экстракты курильского чая богаты антикоагулянтами и оказывают биологическое действие на кровь даже в разведении 1:100.
Позже в Томской и Новосибирской медицинских академиях и в НИИ СО РАМН были изучены различные стороны биологической активности этого вида. Так, противовоспалительные свойства курильского чая изучались в Томской медицинской академии. Установлено, что экстракты курильского чая стабильно препятствуют развитию каррагенинового отека, достоверно угнетают экссудацию в период максимального развития воспалительной реакции, достоверно уменьшают сосудистую проницаемость, нарушенную декстраном, препятствуют развитию пролиферативной фазы воспаления. Там же изучены гепатозащитные и радиопротекторные свойства сухих экстрактов курильского чая [3].
В Новосибирской медицинской академии и НИИ СО РАМН под руководством профессоров О.Р. Грека и В.Е. Яворовской были проведены совместные фармакологические исследования сухих экстрактов из лапчатки кустарниковой [1]. Образцы препарата изучали на острую токсичность при внутрижелудочном введении водной взвеси экстрактов на белых крысах массой от 180 до 220 г. Установлено, что испытуемые субстанции, представляющие собой сухие экстракты из лапчатки кустарниковой, при внутрижелудочном введении крысам в предельно возможной дозе 4 г/кг в один прием в виде водной взвеси не вызывают видимых признаков токсического действия и гибели животных принаблюдении на протяжении 4-х суток.
Там же впервые установлена активность полифенольного комплекса из лапчатки кустарниковой в отношении энтеровирусов ЕСНО П (ХТИ=2) и Коксаки В 3 (ХТИ=4). Известно, что вирус Коксаки В 3 характеризуется выраженной способностью поражать сердце и поджелудочную железу человека. Впервые также установлено, что комплекс полифенолов из лапчатки кустарниковой активизирует антителообразование, увеличивая в селезенке число антителообразующих клеток, секретирующих антитела IGM. Вследствие этого повышаются защитные силы организма и сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям. При всех исследованных дозах препарат обнаруживает достоверное иммуностимулирующее действие на гуморальный иммунитет на тимус-зависимый антиген – ЭБ. Максимальный эффект наблюдается при применении препарата в дозе 50 мг/кг. На основе этих исследований получен патент на изобретение способа получения вещества, обладающего противовирусной и иммуностимулирующей активностью, который позволяет использовать вещество из лапчатки кустарниковой как противовирусный и иммуностимулирующий препараты.
На кафедре педиатрии Новосибирской медицинской академии и вНовосибирскомаллергоцентре под руководством профессора Л.Ф. Казначеевой и с участием главного детского аллерголога, врача высшей категории Е.В. Панариной проводили курс лечения дисбактериоза кишечника у детей с аллергическими поражениями кожи и органов дыхания настоем курильского чая.
Большое количество лекарственных препаратов, применяемых порой необоснованно в группе часто болеющих детей, дефекты иммунной системы, функциональные и органические заболевания желудочно-кишечного тракта, ферментативная недостаточность, развивающаяся на фоне бронхиальной астмы, астматического бронхита, детской экземы, нейродермита, приводят к формированию дисбактериоза кишечника, усугубляющего течение основного заболевания. Из-за высокой степени сенсибилизации детей с аллергическими заболеваниями к лекарственным препаратам встала проблема лечения дисбактериоза кишечника в представленной группе.
Исходя из химического состава растения и описания использования его в народной медицине при лечении поносов, дизентерии, болей в животе [3], с целью лечения дисбактериоза кишечника в группе детей в возрасте от 1,5 до 16 лет с аллергическими поражениями кожи и органов дыхания применяли 10%-ный настой измельченного сырья курильского чая три раза в день: детям старше 8 лет по 100,0 мл, 5-8 лет – 50-70 мл, 3-5 лет – 25-50 мл, до 3 лет – 5-10 мл. Курс лечения составлял в среднем 3 недели. Повторный курс лечения назначали через 2-3 месяца. В результате проведения курса лечения установили, что применение водного настоя курильского чая эффективно при лечении дисбактериоза кишечника стафилококковой, клебсиеллезной, эшерихиозной, кандидозной этиологии с аллергическими поражениями кожи и органов дыхания, а также при хронических заболеваниях верхних дыхательных путей.
Фитохимия курильского чая позволяет объяснить и прогнозировать сферу клинического применения. Так, наличие дубильных веществ, в том числе галлатов, и тритерпеновых соединений обусловливают мощные противовоспалительные, противовирусные, противомикробные и рассасывающие воспаление эффекты. Наличие флавоноидов обеспечивает антиоксидантный, регулирующий тонус и проницаемость сосудов, желчегонный и спазмолитический эффекты[2, 3]. Наличие смол предполагает защиту органов от повреждающего воздействия. Органичное соотношение дубильных веществ, тритерпеновых соединений и антикоагулянтов позволяют оказывать кровоостанавливающее действие без гиперкоагуляции (а, следовательно, и без осложнений). Наличие небольшого количества сапонинов предполагает органотропность к кишечнику, легким, поджелудочной железе, центральной нервной системе. Отсутствие значительного количества алкалоидов и сердечных гликозидов обусловливают низкую токсичность, что доказывается соответствующими фармакологическими исследованиями.
Эффективное применение курильского чая в стадии купирования острого состояния быстродействующими травами, когда обычно дальнейшее течение хронического заболевания, как правило, приводит к очередному обострению, представляет особенный интерес в том, что эубиотические свойства этого растения позволяют направленно воздействовать на дисбактериоз и восстанавливать в какой-то мере иммунный статус патологически измененных органов. Несколько менее выраженная терапевтическая активность у больных пожилого возраста. Это объясняется, по-видимому, наиболее сложными патологическими внутриорганными связями.
Таким образом, биологическая активность курильского чая кустарникового обусловлена присутствием самых разнообразных химических соединений. Довольно большое содержание фенолкарбоновых кислот, дубильных веществ и флавоноидов (кверцетина, кемпферола и их гликозидов), обладающих Р-витаминным (капилляроукрепляющим) свойством, объясняет широкий спектр общего биологического и терапевтического действия экстрактов курильского чая кустарникового. Этот вид активно изучается также в Иркутске, Бурятии и в других регионах в связи с возможностью его лечебного и пищевого применения.
Литература:
Стальная М.И. Водорастворимый напиток из курильского чая кустарникового. Материалы Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы современности». Майкоп, 2012. С. 111-116.
Стальная М.И. О метаболизме дубильных веществ в различных видах и популяциях рода Pentaphylloides. Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива». Нальчик, 2003. –С. 54-59.
Стальная М.И., Колотий Т.Б. Биологическая активность экстрактов из растений курильского чая кустарникового. Сборник трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Научное обеспечение агропромышленного комплекса Юга России», 1 ч. Майкоп, 2013. С. 226-232.