ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, САМОСОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, САМОСОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

Петрова А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук, Ставрополь, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кризис, которым завершается младший школьный возраст-предподростковый кризис -11 лет характеризуется «мотивационным вакуумом», ломкой старой системы взаимоотношений, кризисом самооценки и поворотом на себя определяет, знаменует переход к новому возрастному периоду – подростковый возраст (или отрочества) (период перехода от детства к взрослости).

«Удивительная страна - страна Подростка! Она наполнена чудесами, особенностями, странностями. Границы ее необыкновенно нечеткие, извилистые, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают, когда и как они уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...» [5]

Подростковый период, как считается в настоящее время, охватывает возрастные рамки от 10-11 до 14-15 лет, это время в целом совпадает с обучением ребят в средней школе. Особенности этого возраста рассматриваются как кризисные, они связаны прежде всего с перестройкой в трех основных сферах: психологической, телесной и социальной.

Выделим далее основные характеристики этого возрастного этапа.

Подростковый возраст - связан с формированием у ребенка сознательного отношения к себе как к члену общества, в это же время создаются благоприятные условия для появления собственной индивидуальности.

Ведущей деятельностью по Даниилу Борисовичу Эльконину выступает интимно-личностное общение со сверстниками, а Давид Иосифович Фельдштейн выделил общественно-полезную работу [1].

Конечно, на данном возрастном этапе не теряет своей актуальности и учебная деятельность.

В общении отмечается стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, отношения со взрослыми на данный момент: амбивалентны – дети стремятся к независимости, а так же испытывают и потребность в защите и поддержке.

Психологическими новообразованиями, которыми характеризуется данный возрастной период: новый уровень самосознания - чувство взрослости, стремление к самоутверждению, внимание к чувствам и эмоциям других, я концепция, рефлексия, и формально-логическое (рассуждающее) мышление.

Итак: особенности учебной деятельности подростков обуславливаются тем, что общение содействует перестройке интеллектуальной, познавательной сферы подростка [2].

Отмечается уменьшение, которое свойственно младшему школьнику, поглощенности учением. Когда ребята переходят в среднюю школу, они заметно различаются, например, по таким параметрам как:

1) по поводу отношения к учению – начиная от ответственного и до равнодушного, иногда даже безразличного;

2) по общему развитию – общий кругозор и развитие речи варьируются в пределах от весьма ограниченного до высокого уровня;

3) по прочности и объему знаний (в данном случае речь идёт о школьной программе);

4) по способам усвоения материала – некоторые подростки демонстрируют высокие успехи при самостоятельной работе, другие же совсем не способны добывать знания и им приходится дословно заучивать материал;

5) по умению в учебной работе преодолевать трудности – от иждивенчества, которое проявляется в хроническом списывании до упорства;

6) по глубине и широте познавательных интересов [5].

Старшая школа характеризуется тем, что у ребят имеется несколько преподавателей, стиль обучения каждого педагога различен, это создает некоторые трудности для ребят. У подростков появляется дифференцированное отношение к учителям, в это же время развиваются и средства познания окружающих, так же формируются и новые критерии оценки деятельности и личности взрослых.

Преимущественно выделяются 2 группы критериев, одна из которых касается качества преподавания, другая затрагивает особенности характеризующие отношения учителя к подросткам.

Если говорить о младших подростках, то они больше ориентируются на последнюю группу, ребята все учебные предметы оценивают по отношению к педагогу, а так же успеху в его усвоении.

Внимание старших подростков привлекают учителя знающие и строгие, но в то же время справедливые, доброжелательные и тактичные, которые интересно и понятно объясняют материал занятия, вовлекая в неё всех учащихся, делая её благодаря этому максимально продуктивной для всех и каждого [2].

Ребята, посещающие 7-8 классы, оценивают эрудицию преподавателя, степень свободного владения предметом, наличие стремления у учителя дать ребятам знания, которые не включены в учебную программу, но полезны для учеников. Эти подростки оценивают то, что педагог на уроке не тратит время попусту, они не любят тех, кто отрицательно относится к рассуждениям, самостоятельно высказываемым учащимися.

Чем старше ребята становятся, тем больше их начинает привлекать содержание предметов, наук. Подростки делят уроки на «интересные» и «неинтересные», а также «нужные» и «ненужные», это определяется преимущественно качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Главным делом учителя, показателем его профессионализма, мастерства, является способность и умение формировать и поддерживать интерес у ученика к предмету [3].

Понятие «учение» в подростковом возрасте претерпевает изменения, оно расширяется. Элемент интеллектуального самостоятельного труда вносится в него, он направлен на удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей, которые выходят за рамки учебной программы. Для части подростков приобретение знаний становится важным и даже субъективно необходимым прежде всего для настоящего.

Этот возраст связан с появлением и новых мотивов учения. В жизни детей формируются перспективы, профессиональные намерения будущей жизни, идеалы и самосознание. Для многих подростков учение приобретает личностный смысл, превращаясь в самообразование.

С активным познавательным (интеллектуальным развитием) связан подростковый возраст, что уже как ранее отмечалось, связано с перестройкой психических процессов, а именно их усложнением [4].

Происходящие изменения, обуславливают развитие логической памяти, в какой-то мере они связаны с увеличением объема изучаемого материала, что в свою очередь приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений.

Обучение в средних классах характеризуется усложнением материала, что содействует дальнейшей интеллектуализации восприятия. Ярким примером могут послужить уроки геометрии и черчения, у ребят появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертежи [1].

Претерпевает изменения и сфера воображения, которая преимущественно начинает носить не репродуктивный, а творческий характер. Некоторые подростки на этом этапе начинают писать стихи, сочинять рассказы и истории, серьезно заниматься разными видами конструирования. Другая часть ребят используют свое творческое воображение в процессе фантазирования, где переполняющие подростка потребности, чувства выплескиваются в воображаемой ситуации.

Как известно, чаще фантазирует не счастливый, а человек неудовлетворенный, поскольку же подростковый возраст связан с множеством острых личных проблем, то в это время воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняет функцию компенсации. Фантазирование не только доставляет удовольствие подросткам и приносит успокоение, в своих мечтах они лучше осознают собственные влечения и эмоции, начинают впервые представлять свой будущий жизненный путь [5].

Что же касается развития речи, то наиболее активно развивается чтение, а именно его основные характеристики: правильность, выразительность, беглость, осознанность. Так же трансформируется монологическая речь (от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, высказывать мысли и аргументировать их, вести какие-либо рассуждения). Это касается не только устной, но и письменной речи. Она претерпевает изменения в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на тему которая заранее задана или произвольную [3].

В подростковом возрасте продолжает развиваться рефлексивное теоретическое мышление, которое напрямую связано со способностью оперировать логическими операциями и уровнем речевого развития. Ребята способны рассуждать чисто в словесном плане, полностью абстрагируясь от конкретного, наглядного материала. Подростки охотно формулируют гипотезы, рассуждают на различные порой философские проблемы, говорят об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, исследуют и сравнивают между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач [4].

Что же касается развития самосознания и самовоспитания в подростковом возрасте, то необходимо отметить, что этот период является сензитивным для развития этих аспектов.

У ребят возникает интерес к себе, качествам своей личности, и особенно они интересуются своей внешностью, что не случайно является важнейшим в самосознании подростка. Это связано, прежде всего с тем, что первые признаки взрослости проявляются наиболее ярко в изменении его тела. Чрезмерное внимание в самосознании, которое уделяет подросток образу физического Я является временным, при этом нормальным, естественным, субъективно значимым явлением. Обнаруживается так же и потребность оценивать, сравнивать себя с другими, разбираться в своих проблемах и переживаниях [2].

У подростков появляется стремление к самовоспитанию на основе развития самосознания, роста требований к себе, нового положения, занимаемого среди сверстников и старших. Ребята стремятся развить в себе положительные качества, преодолеть отрицательные черты, но сравнительно небольшой жизненный опыт и еще не до конца сформированное жизненное мировоззрение нередко порождают противоречия между потребностью в самовоспитании и самой реализацией [1].

Формирование отношения подростка к себе как личности, другими словами самопознание, преодолевает два этапа становления, соответствующих младшим и старшим периодам подросткового возраста.

Первый этап связан с осознанием своего отличия от ровесников, окружающих ребят, утверждение своей принадлежности к миру взрослых. Подросткам свойственны некритическое подражание манерам поведения взрослых, и отмечается ощутимая зависимость от группы сверстников.

На втором этапе подросток уже ничуть не сомневается, что он не ребенок, осознаёт своеобразие своей личности. Происходит снижение его зависимости от группы сверстников. Если окружающие заставляют поступать вопреки представлениям о себе, то теперь он может не согласиться с ними, отстоять свое мнение. Старшего подростка характеризуют повышенное внимание к внутреннему миру других людей, к самоанализу, появление способности к самовоспитанию [5].

Вообще Я-образ, на данном возрастном этапе очень неустойчив, это объясняет то, что дети очень рьяно реагируют на замечания, это необходимо учитывать при обучении. В 13-14 лет, Я-образ наиболее уязвим, теряет свою целостность. Способы самопознания и самоанализа у подростков еще недостаточно сформированы: ребята особенно остро чувствуют противоречие, неустроенность своего Я, которое обусловлено и неопределенностью уровня притязаний, и трудностями переориентации по оценке других на самооценку уход от прямого копирования образцов поведения окружающих. Отсюда противоречие, возникает между острой потребностью подростков в самопознании и неспособностью её адекватной реализации, в следствие чего снижается уровень адекватности, устойчивости самооценки, стабильности развития Я-образа.

Несмотря на те ограниченные возможности подростков для самопознания, они проявляют высокую восприимчивость к коррекции негативных стремлений, поведения и социально неодобряемых качеств. Что в свою очередь актуализирует необходимость помощи, оказываемой им в овладении способами самопознания, создание условий, которые поспособствовали бы объективации личностных переживаний, где они смогли бы посмотреть на себя глазами других [2].

Итак, подростковый возраст очень сложный этап развития и становления человека, связан он с изменениями, перестройкой, которая затрагивает психическую, физическую и социальную сферы. Этот этап характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением познавательных интересов. Что в свою очередь вызывает явления самообразования, самовоспитания.

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2001.

2.Ермолаева М. В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

3.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001

4.Фридман Л.М. Умственные способности // Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов - М., 1988. - С.88 – 92.

5.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

Просмотров работы: 7173