В настоящее время для ребенка хорошая речь – это залог успешного обучения и развития. Но как научить ребенка говорить правильно, эмоционально, как вызвать интерес к родному слову, научить сочинять – эта проблема стала основной в данной работе. Важную роль в речевом развитии детей играет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной и содержательной речи должна быть речь учителя. Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, четкой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения.
Особое внимание необходимо уделять формированию навыков связной речи при проведении коррекционной работы на уроках развития речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняет процесс развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладеть этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. При формировании у детей с интеллектуальной недостаточностью навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы с учётом возрастных и речевых возможностей детей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием фланелеграфа. Рассказы детей будут более полными и развернутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка». [1]
Таким образом, своевременное овладение детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью развернутой связной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности и успешного дальнейшего обучения в школе. В связи с этой проблемой обратимся к статье В.И. Слепенковой «Приемы, направленные на развитие речи младших школьников». В данной работе раскрывается актуальность проблемы, взгляды психологов, методистов на проблему развития речи, исследования уровня развития речи. Статья посвящена развитию связной речи с использованием динамических картин у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида. Данный теоретический материал можно использовать на практических занятиях.
Важнейшим условием обучению связной речи должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, о чем-то рассказать. Одной из особенностей первоклассников является их речевая активность, желание поделиться с окружающими своими впечатлениями, мыслями, сомнениями. Однако эта потребность часто не реализуется, т.к., во-первых, это связано с тем, что учебная ситуация обычно не располагает к откровенностям и требует только правильного решения учебной задачи, во-вторых, многие дети этого возраста не умеют строить диалог, т.е. не владеют речевыми умениями и навыками достаточно для этого. Поэтому не удивительно, что у ребенка желание высказывать свое мнение, обмениваться собственными мыслями и чувствами с окружающими со временем гаснет. Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать на уроке условия для свободного и интересного общения, в процессе которого учитель и ученики выступали бы как равноправные участники разговора. [1]
Одним из приемов развития связной речи являются речевые разминки.
Речевые разминки – это короткие по времени динамичные речевые упражнения. Они проводятся в непринужденной обстановке, а главная их цель – развитие умений строить диалог, рассуждать, рассказывать. Речевые разминки обычно проводятся в начале урока, в течение нескольких минут. Обязательно дается образец выполнения.
В зависимости от цели упражнений выделяются несколько типов речевых разминок:
1) вопрос – ответ;
2) игровой диалог;
3) воображаемая ситуация.
Известно, что многие первоклассники не умеют отвечать на вопросы. Это объясняется их неумением формулировать ответы. Вместе с тем обучение в школе предусматривает постановку вопросов учителем, а не учеником. Поэтому данный вид речевой разминки «вопрос – ответ» можно назвать «Спроси – отвечу». Конечно, дети сначала затрудняются в придумывании вопросов на свободную тему, поэтому на первых этапах обучения задаются им вопросы на тему, которую определяет учитель.
Например, в первые дни обучения темой речевых разминок может стать знакомство с одноклассниками.
−Ребята, давайте познакомимся с Машей И.. Спросите ее о семье, о том, что она больше всего любит. Дети задают девочке вопросы, и она на них отвечает. Так мы знакомимся и одновременно развиваем речь.
На следующем этапе обучения в целях формирования эмоционального диалога используются упражнения типа «Встреча». «Встреча» – это ролевая игра, в которой участвуют двое. Например, Коля выходит к доске и получает рисунок маски с грустным выражением. Ваня, ориентируясь по выражению лица-маски, начинает диалог.
−Что случилось? Почему ты плачешь?
−У меня сильно болит зуб.
−А ты лекарство принимал?
−Да, но ничего не помогает.
−Тогда обязательно сегодня сходи к врачу.
Дети очень любят конкурс на лучшего выдумщика. Выдумывать – естественная потребность ребенка. Рассказывая придуманные истории, дети, учатся точному словоупотреблению, образному повествованию. Например, можно предложить детям придумать невероятную историю о том, как вы вчера провели вечер. Интересной является и игра «Волшебные шарики». В красочно оформленную шкатулку помещаются шарики разного цвета. Ребенок достает шарик и по ассоциации с цветом составляет предложение. Например, участник игры достает желтый шарик и говорит:
−Выглянуло желтое солнышко.
Следующий ученик берет другой шарик (допустим, белый) и продолжает рассказ:
−По небу плывут белые облака. И т. д.
Также развитию связной речи способствует работа с динамическими картинами. Они способствуют формированию навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализ изображаемой ситуации. Дети учатся из отдельных объектов составлять сюжетные картины, рассматривают созданные изображения, понимают изменяющиеся содержания картины, устанавливают временные и причинно-следственные связи.
С помощью этих картин можно составлять сказки.
Итак, сочиняя сказку вместе с детьми, учитель прикрепляет на доску заранее приготовленные рисунки и сопровождает рассказ о действиях героев их передвижением по школьной доске. Такое эмоциональное восприятие пробуждает у учащихся мысли, у детей возникает желание высказаться. [2]
Работа по созданию сказки с использованием «динамической картины» делится на несколько этапов:
1. Введение героев сказки или рассказа.
Герои вводятся через описание:
–Как называется водоем, со всех сторон окруженный берегами? В немпрозрачная чистая вода, нет сильного течения. (Озеро).
Через словарь:
–Высокое водяное растение, листья тонкие, длинные, имеет удлиненнуюкоричневую шишку. (Рогоз).
Через загадку:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
2.Составление словаря урока и предложений.
Учитель уточняет значение слов. Например, когда дети подбирают прилагательные к слову дуб, то чаще всего говорят: «большой». Учитель уточняет значение слов «большой» и «могучий». Кода учитель спрашивает: «Что делала пчелка?», дети отвечают: «Летала над поляной». В данной ситуации учитель просит детей показать это действие руками, сравнить его с действием «порхала». Учитель уточняет также место расположения героев: на краю поляны или посредине? День был пасмурный или солнечный? В данной ситуации дети чувствуют себя полноправными соучастниками создания сказки, так как именно они предложили расположить избушку не на краю леса, а посредине лесной поляны, именно они захотели, чтобы поляна была цветущей.
3.Коллективное рассказывание сказки.
Сказку можно начинать пересказывать всем вместе, хором (негромко) стоя у доски. В этой работе можно использовать коллективный пересказ сказок. Хочется отметить, что именно этот вид работы является успешным для не уверенных в себе детей, имеющих проблемы в обучении. У первоклассников – мышление наглядно-действенное, поэтому все, что они говорят, они показывают: дерево большое, бабочка порхает, птица летит.
4.Индивидуальный пересказ.
Сказка пересказывается хорошо успевающим учеником, чтобы дети в качестве образца слышали красивый и правильный пересказ.
5. Домашнее задание.
Просим детей дома нарисовать сказку и по рисунку рассказать ее маме. А мама запишет рассказанную ребенком сказку на обратной стороне рисунка. При этом родителям разрешается редактировать сказку ребенка, т.к. это будет делаться вместе с ним. Хочется отметить, что ввиду большой эмоциональной работы на уроке дети дома рассказывают сказку во всех подробностях. Большой проблемы с домашним пересказом не возникает. На следующий день дети делают выставку своих сказок на доске и рассказывают сказку от лица автора. Результатом данной работы является создание индивидуальных книжек каждого ученика. Этими книгами дети гордятся: ведь они – их авторы и художники.
Таким образом, на практических занятиях с детьми можно использовать следующий конспект, в котором полностью отражена работа с динамическими картинами.
Тема: Развитие речи. Составление сказки с использованием
«динамической картины».
Цели:
−Обучать детей умению связно выражать свои мысли;
−развивать творческие способности учащихся;
−учить детей сотрудничеству.
Оборудование: школьная магнитная доска, набор картинок с изображением героев сказки, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации.
Ход урока.
1.Организационный момент.
−Ребята, вы любите сказки?
−Какие сказки вы знаете?
–Сегодня мы с вами будем сочинять сказку, т. е. станем сказочниками. Стать сказочником не просто, для этого надо знать «секреты» сказки.
«Первый сказочный секрет»: сказка начинается с волшебных слов, например,
«Жили- были…».
−Может быть, вы помните, с каких слов начинаются ваши любимые сказки?
«Второй сказочный секрет»: в сказках могут разговаривать звери, и даже неживые предметы.
−Вспомните, в каких сказках есть такой секрет.
«Третий сказочный секрет»: в сказке добро всегда побеждает зло.
2.Подбор героев сказки, составление предложений.
В нашей сказке мы отправляемся на поляну.
−Какой будет поляна – красивой или страшной? Какие цветы будут на ней расти? Составим предложение.
Дети называют цветок, отвечают на вопрос «Какой это цветок?» и составляют предложение. Учитель прикрепляет на доску вырезанные цветы. (На поляне росли красные маки, желтые одуванчики, голубые колокольчики, синие васильки. Если ребенок называет цветок, который учитель не приготовил заранее, то его можно нарисовать на доске).
−Какой будет день в нашей сказке – хмурый, в тучах, или солнечный?
Составим предложение.
(На небе светило яркое солнышко). Учитель крепит изображение солнца на доску.
−Угадайте, что за дерево росло на поляне?
Богатырского сложенья,
Он раскидист и высок.
Желуди на нем растут
Как его зовут? (Дуб).
−Какой это дуб?
Учитель обращает внимание детей на точный подбор прилагательных к слову «дуб».
− Уточним, где рос дуб – на краю поляны или в середине. Составим предложение.
(В середине поляны рос могучий дуб). На доске появляется картинка дуба.
Физкультминутка (проводится с использованием музыки для релаксации).
Представь, что ты могучий дуб. Подними руки-веточки вверх. Подул сильный
ветер. Закачал он ветки, зашумел листвой дуб. Ветер стих. Рядом молодой дубок.
Покажите, как он качает веточками.
В нашей сказке есть еще один герой.
Летит – гудит,
Сядет – молчит,
Целый день – в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг,
Тот чаще с медком,
А кто ей не люб,
Тот спасайся бегом! (Пчела).
−Что делала пчелка на полянке?
−Какое настроение было у пчелки, когда ярко светило солнышко и под лучами солнца сверкали цветы? Что хочется делать в такой момент? (Петь).
−Какую песенку пела пчелка? (Жу-жу-жу-жу.) Дети «летают» по классу и поют веселую песенку пчелки.
−Угадайте еще одного героя.
Пациентов простучу
И от хвори излечу.
Без припарок и лекарства
Я болезнь лишу коварства.
Рослые мои больные –
Клены, елки вековые. (Дятел).
−Как называют дятла? (Лесным доктором). Какой был дятел? (Дятел был добрый, отзывчивый.) Появляется изображение дятла.
3.Составление сказки.
−Все герои собраны. Давайте позовем сказку. Сказка, приходи!
Учитель начинает говорить предложение, а дети подхватывают, продолжают. При этом учитель конструирует всю картинку сказки на доске, передвигает изображения героев.
«На чудесной поляне жила-была пчелка. На этой поляне росло много цветов.
Это были белые ромашки, красные маки, синие васильки, желтые одуванчики.
Светило яркое солнышко. В его лучах поляна была похожа на цветной ковер.
Посреди поляны рос могучий дуб. Он шевелил ветками, когда шумел ветер. Над поляной летала трудолюбивая пчелка Дуся. Она перелетала с цветка на цветок и громко напевала песенку “Жу-жу-жу-жу!”
Однажды пчелка Дуся собирала нектар и услышала, что кто-то плачет. Это плакал Дуб.
−Ребята, посмотрите внимательно на дуб. Как вы думаете, почему плачет дуб? У дуба повреждена веточка. Кто мог сделать такую дыру в коре дуба?
−О чем спросила пчелка дуб? (Что случилось, почему ты плачешь?)
−Что ей ответил дуб? (Под моей корой поселился жук и кусает меня.)
−Что ответила пчелка? (Не печалься, потерпи, я тебе помогу.)
−За кем полетела пчелка? (Она полетела за дятлом.)
−Что стал делать дятел? Добрый дятел сразу согласился помочь. Он вытащил жука из-под коры.
−Чем можно закончить сказку? (Дуб поблагодарил пчелку и дятла.)
Дятел улетел, пчелка снова стала собирать нектар с цветов. А дуб шелестел листвой и радовался яркому солнышку».
4.Коллективный пересказ сказки.
Все дети выходят к доске и стоя (вполголоса) хором вместе с учителем рассказывают сказку. При этом все действия героев показывают руками: летают, собирают и голосом – зашумел, запела, улыбнулась и т.д.
5.Пересказ сказки.
Сказку как образец правильного пересказа по частям пересказывают «сильные» учащиеся.
6.Итог.
-Чему нас учит сказка? (Друзья всегда помогают друг другу в беде.)
−Вам понравилась сказка? Дома нарисуйте сказку и расскажите ее маме. Пусть мама запишет сказку, которую вы ей расскажете. Придумайте название сказки.
Таким образом, речь детей становится грамматически правильной, расширяется их словарный запас, дети легко пользовались схемами - моделями, свободно пользуются структурой сюжетного повествования. Так же становится логичной и последовательной. Первоклассники проявляют интерес к самостоятельному сочинению, придумывая сказки. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
Литература:
1. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. - М., Просвещение, 1974
2. Развитие речи первоклассников на основе динамических картин: Из опыта работы Добрыниной О.Ю., - Биробиджан: Обл ИУУ, 2008
Даша, теперь это вполне приличный материал, выкладывайте на форуме. Я немного его подправила!!!