МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Голубева А.А. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В научно-методической литературе по компьютерной лингводидактике можно встретить большое количество терминологических выражений, синонимичных термину «мультимедийные технологии обучения»: «компьютерные технологии обучения», «компьютерные обучающие системы», «информационные технологии обучения», «новые информационные технологии (НИТ) образования (в образовании)», «НИТ обучения (в обучении)» и т.д.

Следует отметить, что последние два-три года, ввиду интенсивного использования и повышения роли телекоммуникаций в образовании, стало широко использоваться комплексное словосочетание «компьютерные и телекоммуникационные технологии». Поскольку понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства, то, по мнению многих исследователей (В. Г. Захарова, С. А. Бешенков, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейн, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, В. Ф. Шолохович и др.), представляется люгичным использовать общепринятый устоявшийся термин «новые информационные технологии» и соответствующую аббревиатуру НИТ.

Основными задачами новых информационных технологий обучения, по мнению Е.Т. Булгаковой, являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедийным учебникам и учебникам, построенным на основе гипертекста, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

В работах Н.И. Клевцовой используется термин «средства новых информационных технологий» (СНИТ), под которыми понимаются «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации», среди которых особое место в учебном процессе занимает компьютер.

Изучение различных точек зрения позволяет сделать вывод, что понятийно-терминологический аппарат в области использования компьютерных технологий, вследствие динамического развития последних, еще окончательно не сложился, и поэтому универсального определения понятия «компьютерные технологии» пока не существует.

По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку, а также, более качественную реализацию многих существующих функций. Однако несмотря на значительный потенциал применения компьютеров в обучении иностранным языкам, реальное использование информационных технологий, как справедливо отмечает К.В. Александров, сталкивается с проблемой отсутствия эксплицированного и полного представления о содержании и методе обучения для решения определенных и фундаментальных задач в области обучения языку, что является главным тормозом для реальной и системной интеграции всей педагогической системы, в которую вводится такое мощное обучающее средство, как современная ЭВМ» [1].

Мультимедийные компьютерные технологии обучения, использующие дидактические возможности современного компьютера, новые технологии программирования и инструментальные среды для разработки компьютерных средств обучения, явились современным этапом развития технологий компьютерного обучения.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти "MEMEX", предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.) Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации) и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.

Понятие мультимедиа трактуется В.А. Красильниковой как «сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.» [2].

Средства мультимедиа у того же автора определяются как комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео.

Под термином «мультимедийные технологии» (МТ) в работах М. Кирмайера понимается способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения [1].

Ю.Н. Дрешер рассматривает мультимедийные обучающие технологии как «совокупность технических средств обучения (ТСО) и дидактических средств обучения — носителей информации (ДСО)».

Опираясь на многочисленные исследования, мы определяем мультимедийные технологии как современные компьютерные технологии, позволяющие с помощью специального программного обеспечения и современной технической аппаратуры объединить в компьютерной системе текстовую, звуковую, аудиовизуальную и графическую информацию. Таким образом, МТ включают в себя как программные, так и аппаратные средства обучения.

Основными аппаратными средствами обучения на сегодняшний день являются персональные компьютеры (ПК), как правило, объединенные в локальную сеть и подключенные к глобальной сети Интернет, и интерактивная доска, находящаяся под управлением ПК. Последняя призвана сочетать в себе функции экрана, на который проецируется изображение с монитора ПК, а также функции классной доски, которая, благодаря сенсорному интерфейсу, позволяет управлять поступающим изображением путем простого прикосновения, а также делать пометки и записи с помощью специального пера прямо поверх экрана. Более подробно возможности интерактивной доски описаны в параграфе 2.3 данной главы.

Для целей данной работы представляется целесообразным рассмотреть программные средства, используемые в обучении. Все многообразие программных обучающих средств, прежде всего, подразделяется на две подгруппы по отношению к глобальной информационной сети, а именно: «on-line» - на линии и «off-line» - вне линии. Главным отличительным их признаком является не тип ресурса, а способ его взаимодействия с пользователем.

On-line – это форма работы ресурса в режиме реального времени, на удаленном расстоянии от пользователя при помощи сетей передачи данных. Причем в данном случае расстояние между пользователем и компьютером, на котором физически размещается ресурс, не играет существенной роли, гораздо важнее скорость передачи данных в сети и технология, при помощи которой создан ресурс. Это форма работы мультимедийных ресурсов легла в основу технологии дистанционного обучения.

Off-line ресурсы предназначены для работы на одном компьютере, или в локальной сети и не зависят от подключения компьютера пользователя к Интернету. Данный вид ресурсов физически размещается не в сети, а на традиционных носителях цифровой информации.

Электронные учебники, тренажеры, электронные библиотеки и т.д. могут быть использованы как в режиме реального времени, так и монопольно на отдельных компьютерах. Выбор зависит от формы обучения и назначения ресурса.

Следующим, и главным этапом классификации является определение

программных средств по их функциональному назначению, которое может быть представлено в следующей схеме.

Электронные учебные материалы – это программные средства, предназначенные для передачи информации обучаемому. Их основу составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок, значительно облегчающих работу с учебными материалами. Преимущества электронных учебных материалов перед традиционными очевидны: комплексность, эффективная система поиска, аудиовизуальное восприятие, простота передачи на расстояния, дешевизна носителей и доступность. К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора.

Электронные учебные материалы можно условно разделить на четыре основных группы:

  • Электронные учебники – самый популярный и многоликий ресурс, который используется практически на всех этапах и уровнях обучения и для создания которого требуются достаточно профессиональные навыки в области компьютерных технологий.

  • Электронные презентации – самый доступный для не специалиста вид электронных материалов, представляющий собой, по сути, демонстрацию слайдов, однако, за счет специальных возможностей (гипертекст, анимация и др.), превращающий текст и графику в динамичный и эффектный образовательный ресурс.

  • Интернет-ресурсы – это колоссальное количество сайтов различного объема и целевого назначения. Мощная система поиска и специализированных каталогов обеспечивает быстрый доступ к необходимой информации, а аудиовизуальные возможности Интернет-технологий делают восприятие информации более эффективным.

  • Аудио, видео и анимация – это любые звуковые, визуальные и аудиовизуальные материалы, как учебные, так и аутентичные, хранящиеся в цифровой форме и воспроизводимые при помощи стандартных ресурсов персонального компьютера, которые могут быть использованы в учебном процессе, и для демонстрации которых необходимо лишь наличие соответствующего программного обеспечения, установленного на данном компьютере.

Интерактивные программы – одно из самых эффективных программных средств, требующие постоянного сознательного активного обмена информацией между программой и обучаемым, направленного на формирование какого-либо навыка или проверку полученных знаний. К интерактивным программам относятся:

  • Интерактивные тренажеры – программы, где по определенному сценарию обучаемый совершает действия, необходимые для усвоения некоторого учебного материала и получает реакцию программы на свои действия, сразу же по его совершении.

  • On-line Интернет-ресурсы, представляющие собой целый спектр интерактивных программ, созданных по специальным технологиям, физически размещенных на Интернет-сайтах и позволяющих оперативно проверить или закрепить знания обучаемого посредством диалога программы и пользователя. В большинстве своем это интерактивные тесты и разного рода обучающие программы.

Инструментальные программы – это программные средства, позволяющие создавать разного рода учебные пособия, как в «бумажном» виде для последующего вывода на печать, так и на мультимедийной основе с последующей их демонстрацией. Они предназначены для преподавателей, не являющихся специалистами в области компьютерных технологий, и, благодаря наличию удобного пользовательского интерфейса, не требуют от них навыков программирования. К инструментальным программам относятся:

  • Конструкторы – программные комплексы для создания мультимедийных средств специального назначения: электронных учебников и справочников, интерактивных тестов и прочих пособий из готового электронного материала.

  • Редакторы – программы для создания и обработки самих электронных материалов: текстовых, графических, звуковых, видеоматериалов и др.

  • Средства MS Office – комплекс программных средств компании Microsoft, включающий в себя различные редакторы (текстов, таблиц, баз данных и др.), конструкторы презентаций, публикаций и сайтов. Необходимость выделить этот комплект в отдельную группу вызвана тем, что он, во-первых, присутствует практически на всех пользовательских компьютерах, а во-вторых, позволяет создавать в своей среде большинство необходимых учебных материалов.

Кроме того, существует целый класс программ, которые не являются по сути мультимедийными ресурсами, но без них работа мультимедийной составляющей на компьютере невозможна или не комфортна. Это сервисные программы. К этому виду относятся программы-просмотрщики графики, видео и анимаций различных цифровых форматов, программы воспроизведения аудио- и видеоматериалов, программы для чтения электронных книг, электронные переводчики и др. Навыки работы в среде этих программ обязательны для каждого преподавателя, использующего в своей работе мультимедийные средства обучения.

Определив понятие мультимедийных технологий и представив их краткую классификацию, целесообразно перейти к описанию дидактических возможностей применения МТ в процессе обучения иностранному языку.

Эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения иноязычному устному общению обусловлена их специфическими возможностями представления информации. Рассмотрим их более подробно. Прежде всего, следует отметить многоканальность мультимедийных технологий. Так, Т. Г. Пискунова пишет, что мультимедийные технологии дают возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся за счет способов представления информации в следующих формах: 1) восприятие информации через графику, образы; 2) через голос, музыку и звуковые эффекты; 3) через манипулирование объектами; 4) через видеоизображения и анимацию. С многоканальностью тесно связана такая возможность мультимедийных технологий, как наглядность, проявляющаяся, в том числе, и за счет визуализации информации (ее представление в виде статичного видеоряда: рисунки, символы в графическом режиме, диаграммы и т.д.; динамичного видеоряда: видео и анимация; аудиоряд). В свою очередь, гипертекст и многоканальное представление информации обусловливают такое дидактическое свойство мультимедийных технологий как интегральное представление знаний. Это означает, что мультимедийные технологии позволяют представлять справочную (правила), наглядную (видео- и аудиокомментарии), учебную (упражнения, тесты) информации во взаимосвязи. Анализируя возможности МТ нельзя не отметить такие из свойства, как открытость, которая позволяет автору-преподавателю заменить, ввести новое содержание в оболочку программы и компактность, достигаемая за счет иерархической классификации и родовидовым соотношением понятий. И, наконец, еще одну возможность использования мультимедийных технологий представляет такое свойство как интерактивность, которая предполагает не только обмен информацией между участниками коммуникации, но также их совместную деятельность. Немедленная реакция системы на команды пользователя, так называемая обратная связь, позволяет последнему определять и при необходимости корректировать свои дальнейшие действия. [4]

В непрерывной и дистанционной обучающей среде, созданной МТ, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т. п. Таким образом, мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные средства различной природы и выразительности в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия.

Специфические особенности МТ (многооконное представление информации на одном экране с возможностью активировать любую часть экрана, демонстрация моделирования и реально протекающих процессов, «манипулирование» визуальной информацией, как в пределах данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана, контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации), дискретная подача аудиовизуальной информации, позволяют органично вовлечь учащихся в проблемную ситуацию и создают мощный стимул интереса к изучаемой теме.

Условия открытого обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, способствуют развитию мышления обучаемого, ориентируя его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей.

Анализ технического и учебного потенциала мультимедийных технологий доказывает, что это мощное техническое средство выгодно отличается от традиционных ТСО. Однако эффективность обучения ИЯ с применением МТ обусловлена не только дидактическими возможностями мультимедийных технологий в целом, но и тем учебным потенциалом, которым наделены аппаратные и программные средства в частности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика – М. : Флинта : Наука, 2005. – 215 с.

  2. Новые технологии в преподавании иностранных языков: Материалы международного семинара. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. с. 32-42

  3. Короткина И.Б. Английский для профессионального развития в новом образовательном пространстве. – М.: Университетская книга, 2009

  4. Пискунова Т. Г. Уроки компьютерной графики// Информатика. – 1997: № 24. – с. 8-12

Просмотров работы: 3257