ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСКА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСКА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОДА

Пяткова Д.В. 1, Ермоленко Е.Н. 2
1ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Челябинск, Россия
2Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 181 Челябинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей.

Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно, в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция определяется как процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и также поступками.

Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции [1].

Первый компонент – это планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.

Второй компонент - Модель значимых условий. Этот компонент отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции модель значимых условий выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.

Третий компонент - Программа исполнительских действий. Он выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели. В этом компоненте представлена информация о способах действий и их последовательности.

Четвертый компонент - Оценивание и коррекция результатов. Выполняет функцию оценки промежуточных и конечных результатов и включает субъектно-принятые критерии соответствия достигаемых результатов поставленной цели.

Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения [3].

Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер. Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Для того чтобы ребенку научиться контролировать свои эмоции, необходимо овладеть умениями: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.); произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой умений: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать; отвечать адекватными чувствами. Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включать в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков [2].

В работе с детьми с нарушениями двигательного аппарата, имеющих комплексный дефект, у которых двигательные нарушения сочетаются с психическим недоразвитием, задержкой психического развития, сенсорными нарушениями и расстройствами эмоционально-волевой сферы актуальным является развитие всех компонентов саморегуляции [6]. У многих детей имеются нарушения восприятия, формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти [4].

Для развитие навыков саморегуляцции в коррекционной работе наиболее эффективно использовать игры с песком.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка.

Главное достоинство песочницы в том, что она усиливается желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Перенос части коррекционно-развивающего занятия в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Для игр с песком не требуется каких-то особых приспособлений. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Песочницу заполняем чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Для организации игр с песком, необходим большой набор предметов и игрушек, набор ракушек, камушек разной фактуры, шишек. Дети всегда с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.

Существует три принципа игр на песке:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2.“Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и прочее . Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3.Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот [5].

Мы предлагаем игры на развитие двигательной, эмоциональной саморегуляции, а так же на развитие саморегуляции психических процессов.

Серия игр, направленных на развитие двигательной саморегуляции.

Игра «Флажок». Цель: Преодоление гиперактивности, раз­витие саморегуляции. Процедура игры. Звучит музыка (лучше мар­шевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны оста­новиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать. Затем по команде ведущего дети снова начина­ют двигаться и т.д. Возможен вариант с хлопками без музыки. Игра «Стой!». Цель: Развитие саморегуляции и произ­вольных движений.

Процедура игры. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют. Музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1-1,5 минуты музыка возобновляется, а дети - двигают­ся (маршируют), затем, через 3-4 минуты проис­ходит новое внезапное прерывание музыки, дети маршируют и т.д.

Игра «Запрещенное движение». Цель: Развитие произвольности.

Процедура игры. Звучит веселая ритмичная музыка (например, И.Дунаевского «До чего же хо­рошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

Игра «Игра в мяч». Цель: Развитие саморегуляции.

Процедура игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).

Игра «Кулак-ладонь-ребро»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, саморегуляции.

Процедура игры. Покажите ребенку положение, которое должны занимать руки по команде:

«кулак» — кулак лежит на столе;

«ладонь»;— ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх;

«ребро» — ладонь стоит ребром на столе.

Сначала играйте одной рукой:

«команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро...»

команды вразнобой, например: «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь...»

Более сложный вариант — игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно) [2].

Серия игр, направленная на развитие эмоциональной саморегуляции.

Игра "Царевна Несмеяна".

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной уравновешенности. Саморегуляции. Процедура игры. Один из играющих садится в центре круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Игрок сидящий в центре, может условно называться "Царевной Несмеяной". Выигрывает тот, кто дольше других сумеет продержаться, не засмеявшись. Основные ограничения для царевны несмеяны: не закрывать глаза и не отворачиваться.

Игра «Угадай эмоцию».

Цель: развитие умения дифференцировать эмоции.

Процедура игры. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Игра «Король боровик».

Цель: развитие чувства сопереживания герою, регуляция эмоций

Процедура игры. Педагог читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король БоровикЧерез лес напрямик.Он грозил кулаком,Он стучал кублуком.Был король Боровик не в духе.Короля покусали мухи!

Игра «Зеркало».

Цель: Развитие эмоциональной регуляции.

Процедура игры. Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Серия игр, направленная на развитие саморегуляции психических процессов.

Игра «Муха».

Цель: развитие внимания, пространственного восприятия.

Процедура игры. Ребенку показывают поле, состоящее из клеток 3х3 и муху, сидящую в центре. Игра состоит в тот, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали. После последнего хода "мухи" ребенок должны будете указать местоположение, в котором оказалась в итоге муха.

Игра «продолжи ряд».

Цель: развитие логического мышления у ребенка

Процедура игры. Перед ребенком выкладывается определенная последовательность геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, круг…), которую ребенок должен продолжить.

Игра «Где птица сидит».

Цель: развитие пространственной ориентировки

Процедура игры. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисовано дерево с сидящими на нем птичками. Однако птицы сидят на разных ветках. Ребенка просят показать, какая из птиц сидит на верхней ветке, какая – на нижней; какая из птиц сидит ниже, какая – выше; затем пусть ребенок сам назовет место нахождения указанной вами птицы.

Игра «Найди».

Цель: развитие классификации по обобщающему слову.

Процедура игры. По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летает, сладкие и т.д.) ребенок называет (выбирает из набора картинок) те, которые будут соответствовать заданному понятию [3].

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу о возможности, целесообразности и необходимости развития двигательной, эмоциональной саморегуляции и саморегуляции психических процессов дошкольников. В процессе работы нами было отмечено, что детям не всегда удавалось понять, правильно определить испытываемое ими чувство, найти правильное положение тела в пространстве – и это понятно, ведь способность к произвольной регуляции у детей развита пока недостаточно. Наша спланированная работа с детьми под руководством взрослых, позволила помочь дошкольникам в развитии саморегуляции, что выразилось в желании и умении управлять своими движениями, эмоциями и поведением.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М.И. Буянова -- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

3. Семенович А.В. (ред.) Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития [Текст] / Под ред. А.В. Семенович. - Москва, изд-во МГПУ, 2001. - 98 с.

4. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

5. Большебратская Э.Э. Песочная терапия [Текст] /Э.Э. Большебратская. - Петропавловск, 2010 – 74с.

6. Бадалян О. Л., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. - Киев: "Здоровье", 1988. - 328 с.

Просмотров работы: 3059