СОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы. Проблема несформированности нравственных идеалов у современной молодежи является одной из самых актуальных как для российской системы образования, так и для всего общества в целом. В ряде исследований указывается: подрастающее поколение дезориентировано в выборе «героя нашего времени» (82% респондентов не могут назвать конкретных героев), что не позволяет противостоять реализации а-, антисоциальных отношений и повышает опасность вовлечения в экстремистские молодежные объединения, религиозные секты, преступные группировки и проч. (И.М. Ильинский, В.Е. Семенов, В.И. Чупров и др.). Особенно острой данная проблема становится в том случае, когда речь идет о представителях силовых структур, ибо их морально-нравственная позиция отражается в действиях и поступках, которые непосредственно связаны с защитой прав граждан, их жизни, здоровья, свободы (И.С. Скляренко, С.Н. Тихомиров, И.В. Ульянова и др.).

Образ современного российского полицейского сегодня противоречив, он связан как с примером преданного служения Отечеству, обществу, так и с фактами агрессии, обмана, коррупции, насилия, о чем ежедневно сообщают средства массовой информации и коммуникации. Например, трагические события, произошедшие в станице Кущевской Краснодарского края в первое десятилетие XXI века связаны, прежде всего, с моральным растлением работников правоохранительных органов. В частности, в 2013 г. Первым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Краснодарскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего старшего оперуполномоченного группы по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Кущевскому району, обвиняемого в превышении должностных полномочий с применением насилия, оружия и специальных средств (п.п. «а, б» ч.3 ст.286 УК РФ). После возбуждения уголовного дела подозреваемый работник милиции длительное время скрывался от следствия, в связи с чем был объявлен в розыск, позже – арестован.

Для нас является важным подчеркнуть следующее: содействие современной молодежи в формировании гуманистических нравственных идеалов необходимо осуществлять комплексно, опираясь на принципы преемственности в обучении, целостности воспитательного пространства в образовательном процессе школы, вуза, социума в целом. Поэтому в недопустимо разделять морально-нравственную подготовку обучающейся молодежи к будущей профессии на ведомственные уровни. В то же время каждая специальность требует постановку особых, специальных педагогических акцентов в целостном педагогическом процессе конкретного вуза. Так, в вузах МВД России вопрос содействия курсантам в формировании устойчивой гуманистической личностной позиции является центральным и первостепенным.

Исходя из всего вышесказанного, можно фиксировать противоречие: потребность общества в личности полицейского как человека с устойчивой морально-нравственной позицией и отсутствие таковой в массовом порядке.

Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: «Каковы нравственные идеалы курсантов МосУ МВД РФ?». С учетом обозначенной проблемы был осуществлен выбор темы исследования: «Формирование нравственных идеалов курсантами МосУ МВД РФ».

Цель исследования – выявление нравственных идеалов курсантов МосУ МВД, начиная с первого курса, и оформление рекомендаций для организации эффективного образовательного и воспитательного процесса, способствующего формированию устойчивой морально-нравственной позиции обучающихся.

Объект исследования – образовательный и воспитательный процесс, реализуемый в МосУ МВД РФ.

Предмет исследования – особенности нравственных идеалов курсантов МосУ МВД РФ, отражаемых в образовательном и воспитательном процессе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нравственный идеал курсантов, отвечающий запросам демократического общества и профессиональным требованиям, можно сформировать в образовательном и воспитательном процессе МосУ МВД РФ. Для достижения цели и доказательства гипотезы с учетом выделенных объекта и предмета исследования были определены его задачи:

1. Конкретизировать понятие «нравственный идеал» на основе изучения философской, психологической, педагогической научной литературы.

2. Разработать критерии оценивания степени сформированности нравственного идеала у курсантов первого курса.

3. Провести педагогическое исследование, связанное с ответом на вопрос «Кто является твоим нравственным идеалом?»

4. Проанализировать ответы, классифицировать их с учетом различных оснований.

5. Представить рекомендации по организации эффективного образовательного процесса, способствующего формированию нравственного идеала у курсантов первого курса.

Теоретико-методологической основой исследования стали диалектический, культурологический, аксиологический, деятельностный подходы к организации исследования.

Методы исследования: теоретические – анализ и синтез, классификация, обобщение; эмпирические – изучение научной литературы, прямое и косвенное наблюдение, рефлексивное сочинение, экспертная оценка образовательного процесса, констатирующий эксперимент; статистические методы – ранжирование, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Эмпирической базой исследования явились курсанты 1 курса различных факультетов МосУ МВД РФ; общее количество респондентов – 120 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые затронута проблема сформированности нравственного идеала у курсантов в МосУ МВД РФ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о сущности и педагогических возможностях научных исследований непосредственно в учебном процессе МосУ МВД РФ.

Практическая значимость исследования заключается в создании научной базы для использования результатов эксперимента в современной системе образования МосУ МВД для формирования высоконравственной личности будущего сотрудника органов внутренних дел. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями для разработки актуальных воспитательных программ различного рода и масштаба, при совершенствовании системы профессионального образования.

Основное содержание исследования

Нравственный идеал – категория междисциплинарная. В словаре Ожегова слово «идеал» расшифровывается как то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений; в психологическом словаре говорится: идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные черты,- образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. С точки рения культурологии нравственные идеалы включены в процесс развития нравственного мировоззрения, являются элементом нравственной культуры и объединяются с нормами и принципами, нравственными ориентациями и интересами, убеждениями и верой.

В педагогике нравственный идеал - это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества и нации, это образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети в повседневной жизни и образовательном процессе (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.).

Нравственность следует трактовать как конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, это высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал содержит общечеловеческие ценности; он задаёт модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло). - Энциклопедический словарь «Слово о человеке»).

Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

Нравственный идеал в понимании В.А. Сухомлинского:

- Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца.

-Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности.

- Богатство духовного мира, интересов и потребностей.

- Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей.

-Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию.

- Любовь к труду.

-Открытость сердца радостям и горестям других людей.

Так как в данной работе мы ориентированы на формирование нравственного идеала курсантами вузов МВД России, то сформулирован частный вариант актуального понятия с учетом будущей профессии обучающихся. Нравственный профессиональный идеал курсантов – это образ конкретного человека, который руководствуется в своей деятельности основными принципы защитника общества (соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество), а также добросовестно выполняет обязанности, возложенные на него государством.

Характеристика условий проведения исследования

В нашем исследовании существует 2 этапа: констатирующий- 1 и формирующий-2. Свое исследование мы проводим уже второй год. На первом этапе мы предложили курсантам первого курса написать мини-сочинение на тему: «Мой нравственный идеал». Курсанты экспериментальной группы получили его на семинаре по дисциплине «Общие основы педагогики» (2012-2013 уч. год), когда изучался вопрос о воспитании гуманной личности; а курсанты контрольной группы получили задание в свободное от учебы время (2013-2014 уч.год). Курсанты не претерпевали морального давления, имели право свободно высказывать собственное мнение.

Критериями оценивания сформированности нравственного идеала курсантов мы определили:

1. Степень понимания задания.

2. Наличие или отсутствие нравственного идеала.

3. Связь нравственного идеала с будущей профессией. Имеется «нравственный идеал курсанта».

4. Ориентация курсантов на реальных героев – сотрудников МВД России, киногероев или литературных героев, проявляющих актуальные для полицейского демократического государства качества.

Проведя анализ сочинений на тему: "Мой нравственный идеал", написанных курсантами первого курса, мы получили следующие результаты:

Критерии

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Степень понимания задания

80% респондентов

84% респондентов

Некорректно выполнено задание

20% респондентов

16 % респондентов

Нет нравственного идеала

14 % респондентов

5 % респондентов

Имеется нравственный идеал, соответствующий принципам гуманного, демократического общества

64% респондентов

66 % респондентов

Связь нравственного идеала с будущей профессией. Имеется «нравственный идеал курсанта»

2% респондентов

13 % респондентов

Ориентация курсантов на на реальных героев – сотрудников МВД России, киногероев или литературных героев, проявляющих актуальные для полицейского демократического государства качества.

0% респондентов

0% респондентов

Было выявлено, что обучающиеся не имеют представление об идеале в выбранной им профессии.

На формирующем этапе нашего эксперимента мы поставили перед собой цель: организовать личностно развивающую работу с курсантами на факультете с целью актуализации роли нравственных идеалов курсантов в профессиональной сфере. Для этого мы использовали такие методы воспитания личности, как:

- кинолекторий,

- дискуссия,

- беседа с профессионалом системы МВД России.

Для достижения цели совместно с преподавателями кафедры педагогики в течение данного учебного года мы еженедельно проводим коллективные просмотры специально подобранных кинофильмов, после которых организуется дискуссия. В частности, курсантской аудитории были предложены такие фильмы, как «В бой идут одни старики» (реж. Л. Быков, 1973), «Инспектор ГАИ» (реж. Э. Уразбаев, 1982), «Гагарин. Первый из первых» (реж. П. Пархоменко, 2013).

Остановимся более подробно на работе по фильму «Инспектор ГАИ».

Краткое содержание: инспектор ГАИ Зыкин (в исполнении С. Никоненко) слыл среди своих коллег бессребреником и чудаком. Это исключительно принципиальный человек. Например, для него не имеет значения, кто сидит за рулём, главное — не нарушать правила дорожного движения. Зыкин отбирает водительские права за превышение скорости у Трунова, директора местного автосервиса.

Трунов пользуется большим авторитетом у руководства города, которое ремонтирует свои автомобили «по блату» в его автосервисе. Очевидно, что несгибаемая принципиальность Зыкина может для него плохо кончиться, но даже прямой начальник Зыкина не может убедить его пойти на компромисс. В дело идут угрозы и шантаж, используется даже понижение в должности. Неподкупный инспектор ГАИ продолжает стоять на своём: все равны перед законом, каждый должен отвечать за свои проступки. История заканчивается тем, что Трунов, обнаруживший, что не всё в этой жизни ему позволено, стал омерзителен сам себе.

Обсуждая с курсантами персонажей фильма, их характеры, поступки, мы актуалиировали такие вопросы, как: Чем отличается инспектор Зыкин окружающих, коллег? Какие чувства он вызывает? Были ли в вашей жизни подобные ситуации нравственного выбора, в жизни ваших родных? Зыкин - современный герой или архаичный? Можно ли стать нравственным и ответственным по принуждению, а не по зову совести? Могли бы вы продолжить фразу «Зыкин – мой нравственный идеал, потому что…» и др. В процессе дискуссии преобладали высказывания следующего толка: «Только осознанные нравственные ценности могут помочь человеку защищать нравственные законы общества», «Верность гуманистическим идеалам в повседневной жизни – серьезное испытание для человека, но победа над собственными искушениями рождает самоуважение, укрепляет веру в справедливость», «Духовно-нравственные поиски человека всегда актуальны, они не устаревают», «Только нравственный человек постигает смысл своей жизни, наполняет его духовностью», «Зыкин – мой нравственный идеал, потому что мне хочется быть похожим на него в абсолютной честности, неподкупности, верности присяге» и др. Вместе с тем были высказаны скептические мнения о том, что возможно в реальной профессиональной деятельности в одиночку защищать определенную нравственную позицию, противопоставляя себя коллективу. В процессе завязавшегося спора постепенно было сформулировано суждение о том, что на определенном этапе отношений человек все равно делает свой нравственный выбор: он будет противостоять злу или смирится с ним. Рано или поздно наша нравственная позиция конкретизируется. А в процессе переживания духовных сомнений образ нравственного идеала может стать серьезной поддержкой, опорой.

Во время встречи-беседы с полковником полиции NN – участником контр-террористических операций на Кавказе, награжденным государственными орденами и медалями за мужество, профессионализм, - курсанты услышали размышления специалиста об испытаниях в столкновении с идейным врагом, важности физической подготовки полицейского, роли взаимопомощи, дружбы при выполнении боевых операций. Кроме того, NN подчеркнул, как важно профессионалу быть высококультурным человеком, с уважением относиться к семье, родителям, ценить образование, искусство, малую родину. В заключении мы попросили NN сказать курсантам свои пожелания, вот его слова: «Главное быть профессионалом. И если уж что-то делать то, только на «отлично»…». После этой встречи курсанты делились впечатлениями, говорили с глубоким уважением о скромном, на первый взгляд, человеке, который своим образом помогает преодолеть скептицизм по отношению к повседневным реалиям жизни, укрепить веру в справедливость.

Заключение

Первоначальный этап исследование показал, что у курсантов первого курса отсутствуют образцы для подражания на уровне героя-профессионала, ими не осознается гражданская позиция специалиста, которая имеет весомое значение в такой профессии, как сотрудник полиции. Таким образом, можно сказать, что у курсантов первого курса частично сформированы нравственные идеалы, отвечающие запросам демократического общества, но они связаны преимущественно с частной жизнью, а не профессиональной деятельностью.

Нами еще не проведен диагностический срез по результатам второго этапа исследования, поэтому мы не можем привести статистические данные. Но в то же время результаты наблюдения за взаимоотношениями между курсантами на предмет фиксации межличностных конфликтов, нарушений правопорядка показали: среди курсантов 2-х курсов (субъектов нашего эксперимента) не зафиксированы факты нарушения правопорядка; возникающие конфликтные ситуации ими разрешаются адекватно, с учетом социальных, культурных норм. Курсанты активны во внеучебной деятельности, успешны в учебе.

Просмотров работы: 1414