СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Истомина И.А. 1, Авакян В.Р. 2
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
2ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Происходящие в нашей стране глобальные изменения экономической и общественной жизни привели к повышению значимости проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. С 1980 года в РФ был зафиксирован резкий рост врожденных аномалий. 30 лет назад врожденные пороки выявлялись у 1,2% родившихся живыми, а в 2010–2011 годах - уже у 3%. За последние 10 лет в полтора раза участились случаи врожденных аномалий, деформаций и хромосомных нарушений.

Актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ОВЗ определяется как решением практических, так и теоретических задач. Важно учитывать обеспечение образования квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием, а так же выходом необходимых законодательных актов.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов были заложены еще в трудах таких известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев.

Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского и др.

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными недостатками.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"[3, 270].

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [5].

Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и различные по возрасту, полу и социальному статусу. Их отличительной особенностью является то, что они не способны самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.

У детей с ОВЗ есть несколько социальных проблем сложных для решения в нашем обществе : затруднения в реализации прав на бесплатную медицину, образование и трудоустройство.

Решить социальные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья возможно только при комплексном взаимодействии всех органов государственного самоуправления. Только при общем включении систем образования и здравоохранения, а так же систем социальной защиты населения эти дети смогут стать полноценными членами общества.

Пространство системы социальной защиты, реабилитации и социального обслуживания детей с ограниченными возможностями регулируется целым рядом нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Серьезной проблемой специального образования является то, что учебные заведения для детей с ОВЗ располагаются в нашей стране крайне неравномерно, что заставляет детей обучаться в школах-интернатах в дали от дома, родителей и нормально развивающихся сверстников.

Устоявшийся характер профессиональной ориентации учебных заведений на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т д.,далеко не рационален, так как требования к трудовой деятельности не всегда совпадают с возможностями людей. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. [1, 125]

Под реабилитацией в широком смысле понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает:

-Развитие духовных и физических способностей ребенка

-Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему.

-Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.

-Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).

-Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.

-Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

-Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.

Основной проблемой ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что его способность познавать окружающий мир крайне затруднена, в сравнении со сверстниками, что приводит к ограничению контактов с окружающим миром. Целью работы по социальной адаптации является всесторонняя помощь в развитии ребенка с ОВЗ, защита его конституционных прав на бесплатное здравоохранение и образование, а так же помощь в общении с окружающими людьми.

Задачей социализации детей с ОВЗ является воспитание общепринятых норм поведения и ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Отклонения в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. [4, 196]

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей - инвалидов – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Процесс социализации личности детей будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

Список используемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. завед./ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.

2. Немов, Р.С. Психология : учеб. пособие в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с. 3. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 – 63с.

4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. Ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.

5.Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823

Просмотров работы: 1999