АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о развитии туризма в Российской Арктике. Арктика России - территория за Полярным кругом, где живут белые медведи, где огромные ледоколы разрывают льды самого холодного океана в мире, и где все еще дикие племена пасут в тундре стада северных оленей. Здесь, в Арктике, на огромных просторах вечной мерзлоты, туристы могут увидеть то, что невозможно найти больше нигде в мире - Северное сияние. Арктика России представляет собой еще и уникальный природный анклав. Здесь можно встретить множество видов животных, от крошечных леммингов и до самого крупного хищника на планете - белого медведя. Одним из главных «козырей» российского арктического региона можно назвать острова и архипелаги в Северном Ледовитом Океане. К знаменитым туристическим архипелагам Арктики относятся: земля Франца Иосифа, Новая Земля, остров Вайгач, который находится на границе Карского и Баренцева морей.

Арктика привлекательна разнообразием туров и экскурсий: круизы на ледоколах вдоль арктического побережья Баренцева и Белого морей, рыбалка в открытом море, экскурсии к колониям птиц, живущих на прибрежных скалах и небольших островах, экотуризм, этнографический туризм, подводное плавание в Арктике или айс-дайвинг.

В мировой практике существует яркий пример развития северного туризма, так на архипелаге Шпицберген туризм уже стал массовым. Архипелаг, находящийся под суверенитетом Норвегии, ежегодно посещают несколько десятков тысяч туристов в год. Землю Франца-Иосифа – меньше тысячи. Так как туристическая инфраструктура на ЗФИ отсутствует, все программы осуществляются на судах ледового класса, атомных и дизельных ледоколах. Высадки на берег осуществляются с использованием надувных лодок или вертолётов. Между тем арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад с одного автобуса, возившего приезжих посмотреть на медведей, постепенно развился в многомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета.

Пока на архипелаге круглогодично работает современная пограничная застава Нагурское на острове Земля Александры. Застава оборудована по последнему слову техники, здесь действует аэродром, однако объект является военным, и доступ на него для большинства закрыт. Таким образом, посещение островов архипелага в настоящий момент возможно в большинстве случаев на судах.

Фактически Туризм в российской Арктике начал развиваться только в 2011 году, когда у архипелага появился управленец. Инфраструктуры на арктических островах никакой нет. С объектами природного и культурного наследия сейчас туристы знакомятся в местах организованных высадок на берег на несколько часов. С борта ледокола на берег туристов доставляют ледокольный вертолет или специальные резиновые лодки (зодиаки). Все остальное время туристы проводят на борту судна.

Но самое главное, что делает невозможным развитие массового арктического туризма в России, – это высокая стоимость морских круизов – от 300 до 750 тыс. рублей в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия.

Дороговизна морских туров в Арктику объясняется высокой стоимостью фрахта судов для туроператоров. Посетить парк «Русской Арктики» на Земле Франца-Иосифа и северной оконечности Новой Земли сейчас можно только по морю. За сезон 2011 года в российскую Арктику направились 11 туристических круизов и 7 судов трех стран – России, США и Австралии.

Ледоколы не только дороги для туристических целей, но еще и дефицитны. Осенью замдиректора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации флота Андрей Смирнов рассказывал, если транзитный грузопоток будет и дальше быстро расти, то для туристов просто не окажется лишних ледоколов для путешествий в Арктику[8]. Однако, национальный парк намерен найти более дешевые способы доставки туристов на архипелаг, чем ледоколы, таким способом может стать доставка туристов на вертолете или небольших самолетах.

К тому же в связи с освоением арктического шельфа, богатого природными ресурсами, государство уже готово реанимировать аэродромную сеть в Арктике. В советское время аэродромы в Арктике активно использовались, но потом были просто заброшены.

Впрочем, в этом и заключается главное отличие российской Арктики от Аляски или Шпицбергена. «На Шпицбергене есть аэропорт, живет местное население. То же самое и на Аляске. У нас нет местного населения. Аэропорт имеется, но он не способен принимать большие рейсы, и там фактически отсутствует инфраструктура, да она нам в общем и не нужна. В этом главный плюс российской Арктики – в отсутствии местного населения, инфраструктуры и труднодоступности островов»[8].

Туризм может стать для регионов Русского Севера крупной отраслью, сопоставимой с промышленностью и транспортной сферой. Историко-культурная и природно-климатическая специфика каждого региона позволяют говорить о возможности реализации разных видов туризма. Популярности этим территориям добавит создание этнографических комплексов под открытым небом с воссозданным бытом и традициями народов Севера, сувенирными лавками, программами обучения ремеслам. В качестве вдохновляющего примера можно привести создание финно-угорского этнокультурного парка в селе Ыб (Коми). И такой потенциал имеется во всех северных регионах РФ, ведь народы Севера до сих пор сохраняют свою самобытную культуру, традиции, обряды.[3]

Список источников:

1. Александрова А.Ю.География туризма. -М. Кнорус, 2009.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. -М. :Герда, 2006.

3. Деменьтьев С.А.Северными морями//Туризм от 04.2008.

4. Завтрак туриста //Московский комсомолец от 06.09.2008.

5. Колбовский Е.Ю.Экологический туризм и экология туризма. -М. :Академия, 2006.

6. Круизная Аляска// Турбизнес, выпуск № 5, апрель.- 2009.

7. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма.-М:Кнорус,2009.

8. Самофалова О. С. Арктический туризм// Деловая газета “Взгляд”, 2012

8. Ушаков Д.С.Технологии въездного туризма. -М. :МарТ, 2006.

Просмотров работы: 2126