СТАНОВЛЕНИЕ «ОБРАЗА Я» МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТАНОВЛЕНИЕ «ОБРАЗА Я» МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Исаева Л.М. 1, Неретина Т.Г. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлен многоаспектный анализ проблемы представления младшего школьника о самом себе. Описаны вопросы о закономерностях развития представлений человека о себе, о становлении самоотношения, о формировании самооценки и «Я-Концепции» личности, об особенностях становления «образа Я» у детей.

Ключевые слова: «образ Я», «Я-Концепция», представление человека о себе, самоотношение, становление «образа Я».

К вопросам о сущности человека, образе его личности, природе индивида и индивидуальности неоднократно обращались философы, психологи, педагоги и социологи. На протяжении столетия (с конца 19 в.) было написано ряд значительных работ по исследованию данной проблемы. В частности были разработаны структуры «Я-Концепции», «Личности», «Человека».

Проблема представления человека о самом себе своей сложностью и многосторонностью привлекает к себе внимание ученых из различных областей знания. В педагогике, психологии и философии существуют работы, посвященные анализу процесса формирования представлений человека о себе. Содержание излагаемых разными авторами позиций и концепций отличает многообразие и противоречивость подходов. Широко рассмотрено содержание и взаимосвязь круга таких понятий, как «Я», «образ Я», «самооценка», «самосознание», «Я-Концепция».

Для более полного исследования понятия «Образ Я», проанализируем значение понятий «Образ» и «Я». В философской энциклопедии, «Образ» - это 1) в специальном (философском) смысле «Образ» - одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат отражательной (познавательной) деятельности субъекта; 2) в широком смысле - (в научном подходе) «Образ» употребляется а) по отношению к видам чувств отображения (ощущениям, восприятиям и представлениям), не распространяясь на абстрактное мышление; б) как синоним терминов «копия», «отображение», «содержание», «отражение», «сведение», «сообщение», «знание», а также «информация» в широком смысле слова.

Понятие «Образ» также рассматривается и в психологии: «Образ - форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект на чувственной ступени познания, основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления - понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т.д.» [5, 123].

Уже этот краткий анализ понятия «Образ» позволяет сделать вывод о том, что под образом понимается форма отражения объекта в сознании человека и результат отражательной (познавательной) деятельности субъекта. Отсюда вытекает одна существенная особенность «образа», отмеченная в современной педагогической литературе и педагогических исследованиях, т.е. «образ» человека можно и нужно формировать, на процесс его становления возможно влиять. Управлять процессом становления «Образа» в своем сознании может как сам человек, так и другой человек.

Рассматривая проблему «образа», педагоги и психологи выделяют одну из самых значимых его характеристик - это «образЯ» человека. Под понятием «Я» понимается обозначение говорящим самого себя, индивидом, личностью [8, 903]. В психологии, «Я» определяется как: «...результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой, как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое «Я» от «не-Я», непосредственно переживая свою не идентичность другим объектам. «Я» оценивается субъектом в «Я-Концепции», образуя ядро человеческой личности» [9, 475].

Для образования существенное значение имеет не только само понятие «Я», но и процесс формирования человеческого «Я», который непосредственно связан с процессом формирования «образа Я» личности. Исторически и научно обусловлено, что «Я» человека формируется в общении, через общение.

Подчеркивая свои отличия от других, индивид и в себе самом ищет и утверждает нечто внутреннее, интимное, автономное. Б. Г. Ананьев, анализируя труды К. Ясперса, отмечает, что человек как целое необъективируем, поскольку он объективируем, он есть предмет, но в качестве такового он никогда не есть он сам [2, с. 142]. Рассматривая различные подходы, И. С. Кон пишет: «Человеческое «Я» должно быть понято как деятельное, социально активное, а не как пассивно-страдальческое, ограниченно-рефлексивное, в единстве с коллективным, общественным «Мы» [4, С 150].

Таким образом, из вышесказанного мы отмечаем, что понятия «образ» и «Я» разработаны в науке и имеют фундаментальную основу. Каждое понятие существует отдельно в разных научных направлениях и, соединяясь, образуют понятие нового смыслового уровня.

Исследуя и синтезируя психолого-педагогические, философские и социологические сведения об «образе Я», мы пришли к вопросам, на которые нет однозначных ответов: Как формируется «образ Я» у отдельного человека? Является ли этот процесс постепенным, плавным накоплением элементов (характеристик) или представляет собой серию скачков и кризисов? Насколько устойчивы свойства личности и отражающие их самооценки, как меняется «образ Я» с возрастом и от чего зависит степень его стабильности и изменчивости?

Таким образом, анализируя и синтезируя изученную информацию по проблеме становления «образа Я», можно сделать вывод, что «образ собственного Я» -это общий знаменатель,определяющий фактор всех «историй болезни» человека, завершившихся как успехами, так и неудачами. То есть, что бы человек мог жить полноценной, удовлетворяющей его жизнью, у него должно быть сформировано: 1) адекватное и реалистическое представление о себе; 2) здоровое уважение к самому себе; 3) собственный «образ Я», который им приемлем, которому он может доверять, которого ему не нужно стыдиться и который он без всякого стеснения будет творчески развивать; 4) «образ Я» человека, который должен быть достаточно близкой копией подлинного «Я»,не больше, но и не меньше, чем человек есть на самом деле.

Если представление личности о себе целостно и прочно, то человек будет чувствовать себя уютно, спокойно и комфортно, в ином случае, человек будет ощущать тревогу и беспокойство. Если «образ Я» соответствует действительности и может быть предметом удовлетворения, то у человека появляется устойчивое ощущение уверенности в своих силах, «тогда человек без особого труда будет самим собой, найдет повод и силы для самовыражения, станет жить и функционировать в оптимальном режиме [7, 31].

Рассматривая генезис проблемы «образа Я» как научной категории, мы определили, что «образ Я» человека - это представление человека о самом себе, результат процесса личностного самосозерцания. «Образ Я» формируется у человека в его сознании в течение всей его жизни, он может изменяться в связи с переориентацией жизненных планов и установок личности.

«образ Я» ребенка необходимо формировать, начиная с младенчества, для полноценного личностного становления человека, и определяющую роль в «выращивании «образа Я» ребенка» играют Родители. Выше представленный краткий анализ понятия «образ Я» позволяет сделать вывод о том, что данная категория имеет свое содержание, свои закономерности развития как индивидуальные, так и объективные, свои качественные характеристики. Накопленный «количественный» жизненный опыт в определенный период развития переходит на новый качественный уровень «образа Я», в частности «образ Я» младенца видоизменяется в «образ Я» ребенка, «образ Я» подростка, «образ Я» юноши (девушки), «образ Я» школьника со временем переходит в «образ Я» студента, «образ Я» специалиста и так далее.

Имеет большое значение формирование позитивного «образа Я» в младшем школьном возрасте, так как на данном этапе характеризуется наибольшей пластичностью, так же возможно его качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности. Так же в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Проблема «образа Я» младшего школьника, изучается, прежде всего как проблема педагогическая и психологическая, т.е. как результат процессов воспитания, самовоспитания, образования, самообразования, отношения к миру, к самому себе, взаимодействие с миром. Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности.

«Образ Я» младшего школьника можно и нужно формировать и воспитывать у ребенка, он может развиваться и видоизменяться субъективно, но объективно, «природосообразно» при условии физической, психической и сексуальной нормы личности, «образ Я» в своем задатке заложен в каждом человеке изначально. Оптимальным условием полноценного и здорового функционирования психики человека, как любой саморазвивающейся системы, является, по Б. Г. Ананьеву «обеспечение открытого взаимодействия или диалога на всех этапах и уровнях развития человека» [2. с. 98].

Среди феноменов самосознания личности, одним из центральных феноменов является «диалогичность самосознания». В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка от общения со взрослыми членами семьи закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения. Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я-Концепции» период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я», поэтому родителям, психологам и педагогам должны быть известны все особенности этого возраста.

Формирование «Я-Концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. В работах Э. Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь [10, с. 259].

Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках, имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению [12].

Вообще, идентифицируя себя с определенной группой или отдельной категорией людей, человек показывает свою значимость данной категории, связывает с ней определенные потребности: признание ими интересов, увлечений, так и потребность в их оценке своих достижений, поддержке при неудачах. В младшем школьном возрасте чаще всего такой категорией являются взрослые люди, но, может быть, группа сверстников. Таким образом, младший школьник и познает себя, задает планку для своего развития, утверждает себя, чувствует свою самостоятельность и уверенность в себе.

От того уровня притязаний и самооценки, которые имеет младший школьник, зависят представления о своём будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте. Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность [13].

Другой социальной группой, имеющей большое значение для развития «Я- концепции» личности ребенка, является детская субкультура [1, с.92].

Возникновение детской субкультуры обусловлено половозрастной стратификацией общества. Как целостный историко-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.

Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества и обладающую собственным социальным статусом. Выражением и реализацией социального статуса является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.

Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И. С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я» [6, с. 96].

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и именно в ней формируются основные личностные новообразования, в том числе «образ Я» учащегося. В процессе учебной деятельности ребенок начинает осознавать себя субъектом данной деятельности. Поэтому учитель начальных классов, зная психологические особенности младших школьников и учитывая индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, может более грамотно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, повышать уровень самооценки школьников. Многие условия способствуют продолжения развития «образа Я» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.

Таким образом, в настоящее время, психолого-педагогическая наука имеет достаточно предпосылок для определения понятия «образ Я» младшего школьника с учетом непостоянства этого образа, т.к. он может измениться в зависимости от различных обстоятельств и по разным причинам.

Работая над систематизацией сведений о представлении человека о самом себе, мы уделяем особое внимание вопросу о составляющих «образа Я» или о проявлениях «Я» на различных уровнях. Исследование возрастных изменений «образа Я» у младших школьников в процессе учебной деятельности вносит существенный вклад в развитие теории формирования личности, в разработку теории и прикладных целей обеспечения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста, а также для уточнения условий формирования человека как субъекта учения [13].

Список литературы:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.

  2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. - М., Просвещение,1999. – Т. 2.

  3. Бернс Э. Р. Развитие Я-Концепции и воспитание / Э. Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.

  4. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политическая литература, 1984. - 335 с.

  5. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога/ Н. И. Конюхов. - Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.

  6. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. - М.: Воронеж, 1997.

  7. Мольц М. Я Это Я, или Как стать счастливым / М. Я. Мольц // Пер. с англ. Г. П. Блябина. - М.: Прогресс, 1991. - 192 с.

  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Н.Ю. Шведова, С.И. Ожегов // Российская АН.; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

  9. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

  10. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. - М., 2001.

  11. Философская энциклопедия / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 591 с.

  12. http://www.bestreferat.ru -150505.html

  13. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07

Просмотров работы: 4396