Эта категория тренингов является наиболее разнообразной. Здесь каждое из направлений психологического или психотерапевтического консультирования имеет свою методику, форму и формат проведения тренингов. Часто эти тренинги даже не называются тренингами, а носят название «группа»: группа личностного роста, групповая терапия, группанализ или групповой психоанализ и пр. Как правило, эти тренинги проводятся психотерапевтами и нацелены на личностное развитие участников, устранение конфликтности, нервозности, тревожности, инфантилизма.
В большинстве своем независимо от той терапевтической теории, в рамках которой проводится группа, эти тренинги касаются в основном внутреннего мира участника и его личного, семейного, детского опыта, насущных проблем, которые беспокоят человека в данный момент. Это могут быть и рабочие моменты, и бизнес-задачи, но в терапевтических группах этот контекст является лишь фоном для более глубокой внутренней работы с личностью человека. Такие тренинги часто проводят в открытом режиме, когда участники записываются в группу сами, индивидуально, и редко заказываются корпорациями [1].
На практике далеко не все руководители готовы справиться с достаточно интенсивным личностным ростом своих сотрудников, если они сами недостаточно взрослы во всех значениях этого слова [2]. Такие группы либо заказывают для топ-менеджмента компаний, либо, что бывает чаще, комплектуют людьми из разных компаний или за счет сотрудников, которым руководство оплачивает индивидуальное участие в таких группах, или в полностью индивидуальном порядке. Иногда случается, что руководитель компании сам достаточно интенсивно развивается и ведет за собой свою компанию и сотрудников. Тогда менеджмент компании обучается целенаправленно вслед за лидером, но такие программы чаще встречаются в авторских тренингах.
В широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей связано с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они сильно отличаются друг от друга.
Можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
- изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
- развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально-психологическими знаниями; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.
«Базовая» структура транингового занятия может выглядеть следующим образом:
Ритуал приветствия
Разминка.
Рефлексия прошлого занятия.
Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).
Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
Ритуал прощания [3].
Заслуживают отрицательной оценки те ведущие, которые, пытаясь упростить собственную работу, надевают маску «идеального» ведущего и всего лишь делают вид, что таковым являются. Они изо всех сил изображают внимание и сопереживание участнику, хотя на самом деле в этот момент далеки от происходящего, или же выражают нежность к участнику, которой на самом деле не чувствуют, или дают интерпретации, хотя мало понимают в душевных взаимосвязях. Такой «маскарад» в большинстве случаев вреден как для ведущего, который блокирует этим собственный рост, так и для участников, которые, к счастью, часто чувствуют неискренность.
С одной стороны, есть масса вещей, которые должен иметь в своем арсенале ведущий группы, и требования к его человеческим и профессиональным качествам возрастают тем сильнее, чем в более критической ситуации находится участник, с которым он работает. С другой стороны, я полагаю, что на одном уровне с требованием качества находится требование искренности и согласия с самим собой.
Из всего выше сказанного понятно, что тренерское поведение не может соответствовать определенному алгоритму, это творческий, индивидуальный процесс. Поэтому каждый ведущий должен постепенно, путем проб и ошибок, развивать свой собственный стиль, который соответствует его личности.
Литература
Жигимонт С. Н. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2014/54493.htm
Лобанова А. В., Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 54360. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54360.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
Психотерапия. Теория и практика. Автор: Е.Т. Соколова. Издательство: Академия . Серия: Высшее профессиональное образование. 2010. – 340с. http://www.biblioclub.ru