РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная педагогическая действительность характеризуется усложнением содержания профессиональной роли педагога-психолога системы образования, требований к его деятельности и личности. Более чем когда-либо образовательным учреждениям необходим педагог-психолог высокой культуры, развивающий индивидуальные ресурсы, как своих подопечных, так и собственные, способный к постоянному личностно-профессиональному самосовершенствованию.

Специфика деятельности психолога системы образования такова, что личностные характеристики работника, наряду с его профессиональными качествами являются одним из основных инструментов воздействия на участников образовательного процесса и фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности. Способность к саморегуляции психических состояний имеют особое значение в психолого-педагогической работе.

Важнейшей профессиональной компетенцией педагога-психолога является осознанная саморегуляция психических состояний и поведения, предполагающая изучение, определение и развитие индивидуальных возможностей, осознание своих ресурсов в саморегуляции психических состояний и поведения. Однако в массовой практике подготовки будущих педагогов-психологов отсутствует целостная система формирования названной компетенции, недооцениваются индивидуальные особенности человека, недостаточно акцентируется индивидуальный характер овладения психолого-педагогической деятельностью. Из-за этого педагоги - психологи, оказавшись в условиях образовательного учреждения, нередко испытывают трудности, связанные с адаптацией, с самореализацией в профессиональной деятельности, во многом вызванные несформированной саморегуляцией психических состояний, что сказывается на ходе и результатах всей работы.

Предварительный анализ работ по указанной проблеме выявил ряд противоречий между:

- объективной значимостью этой проблемы и недостаточной её разработанностью в психологической науке и образовательной практике;

- важностью феномена саморегуляции психических состояний будущего педагога-психолога в учебной, а затем и самостоятельной профессиональной деятельности – и явно недостаточными усилиями педагогических коллективов вузов по формированию этого феномена;

- необходимостью гармонизации взаимоотношений в диаде «практический психолог – подопечный» и недостаточной подготовленностью психолога к использованию возможностей саморегуляции психических состояний для этой цели.

Настоящая работа посвящена проблеме изучения индивидуально-типологических особенностей, оказывающих влияние на процесс саморегуляции психических состояний у педагогов - психологов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, в деятельности психологической службы образовательного учреждения в аспекте развития саморегуляции педагога - психолога, при составлении коррекционных и развивающих программ; в консультативной работе педагога - психолога.

Интерес к проблемам саморегуляции заметно повысился в настоящее время. Можно говорить о становлении психологии саморегуляции как области общей психологии. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические процессы и явления, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности.

Исследованию различных аспектов особенностей внешней и внутренней регуляции поведения человека в психологии посвящено большое количество работ. Однако проведённый анализ отечественных и зарубежных работ по психологии показал, что изучению и диагностике такого важного психологического актива человека, как индивидуальный стиль саморегуляции психических состояний, в состав которого входят доминирующие психические состояния, уделено недостаточно внимания. Так, А.В.Лобанова и С.Н.Жигимонт говорят о необходимости регуляции психических состояний и сохранении психического здоровья в условиях педагогической деятельности. Кафедра акмеологии и профессиональной деятельности, экспертно-консультативный центр оценки и аттестации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте РФ (А.А. Деркач, Ю.В. Синягин, В.Г. Зазыкин, А.А. Бодалев и др.), работая над такими научными направлениями, как личностно-профессиональная диагностика управленческого потенциала и профессиональной компетентности руководителей, отбор, оценка и аттестация менеджеров высшего и среднего звена, разработка программ их личностного, профессионального и карьерного роста, обучение управленческого персонала, акцентируют свое внимание на разработке проблемы профессионального здоровья как ресурса профессионала [1,С.9-10].

Тенденция развития исследований в области психологии саморегуляции в общем виде обозначена следующим образом: от исследования структуры осознанной саморегуляции, её общих и возрастных закономерностей к исследованию индивидуальной саморегуляции, её личностных и когнитивных аспектов; от исследований осознанной саморегуляции сенсомоторики и функциональных состояний к исследованию личностных и когнитивных аспектов произвольной саморегуляции.

Теоретический анализ проблемы позволил рассмотреть и выделить специфику влияния индивидуально-типологических особенностей на регуляцию и саморегуляцию психических состояний, а также особенности психических состояний педагога-психолога в процессе выполнения профессиональной деятельности

Формирование саморегуляции предполагает изучение, определение и развитие индивидуальных возможностей педагога - психолога, осознание своих ресурсов, достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Это положительно воздействует на эффективность его профессиональной деятельности, и предопределяет характер роста профессионального мастерства.

В ходе исследования было доказано, что индивидуально-типологические особенности саморегуляции, присущие педагогу-психологу в силу его темперамента и характера, могут осознаваться субъектом активности, а их проявление – изменяться в зависимости от уровня субъективной активности в процессе достижения принятой цели. Важно также, что типичные профили выделены для среднего уровня регуляции. В группе с высоким уровнем регуляции картина меняется. В типичных профилях выделяются слабые звенья, которые в меньшей степени корректируются за счёт повышения уровня осознанной саморегуляции и выступают устойчивыми стилевыми особенностями, став тем самым ограничением для формирования эффективной саморегуляции, связанной с выраженностью экстраверсии и нейротизма. Для экстравертов и стабильных таким слабым звеном является планирование, для интровертов – моделирование, а у эмоционально лабильных – это оценка результатов.

Вместе с тем в числе высокоразвитых компонентов в типичных профилях саморегуляции есть и наиболее устойчивые к снижению уровня осознанной саморегуляции. У лиц с высоким уровнем нейротизма звенья планирования и программирования в равной степени могут сохранять функциональную развитость даже при низком уровне саморегуляции. Для интровертов таким звеном чаще оказывается звено программирования, а у экстравертов и стабильных – моделирования. Таким образом, это возможные пути формирования эффективных стилей саморегуляции средствами повышения степени субъектной активности, а также ограничения, связанные с особенностями характера и темперамента различных личностных типов при овладении новыми видами деятельности.

Проведенное исследование позволило доказать гипотезу о том, что успешная профессиональная деятельность педагога - психолога опосредуется индивидуально-типическими особенностями саморегуляции психических состояний.

Литература

1. Лобанова А.В., Жигимонт С.Н. Профессионально обусловленные деструкции личности преподавателя высшей школы: генезис проблемы, подходы к коррекции. Монография / А.В.Лобанова, С.Н.Жигимонт - Краснодар: Кубанский государственный ун-т, 2014.-192 с.

Просмотров работы: 2282