За последние десятилетия компьютерная техника и программирование невероятно изменили характер труда бухгалтера. Различные достижения в области информатики, кибернетики и информационных технологий позволяют в значительной степени облегчить работу по учетным операциям, обработке массивов статистических данных, изменить подходы к процессам хранения, передачи бухгалтерской информации.
Открытия в области информационных технологий (облачные технологии, открытые технологические платформы, единый международный формат представления финансовой отчетности в электронном виде XBRL и др.) существенно расширяют возможности построения системы бухгалтерского учета, интегрирующей данные о внутренних бизнес-процессах организации и о внешней рыночной среде, позволяют спроектировать и реализовать на практике все более сложные модели обработки, передачи и анализа бухгалтерской информации [1].
Процессы ускоряющегося развития информационных технологий остро ставят вопрос о соответствии знаний и компетентности учетных работников уровню технологий. Возрастающая сложность профессиональной деятельности требует постоянного повышения квалификации. В этих условиях принципиальными становятся стиль и качество подготовки учетно-аналитических работников в системе профессионального образования.
На сегодняшний день важным элементом системы высшего образования становится индивидуально-ориентированная организация учебного процесса, которая подразумевает освобождение студента от необходимости иметь общее расписание с другими студентами.
При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студент самостоятельно планирует свою учебную работу. Учебное заведение выставляет лишь общее расписание занятий по всем учебным дисциплинам и преподавателям. Какие дисциплины изучать и в каком порядке в рамках установленных ограничений основного учебного плана, студент решает сам.
Еще одним изменением для бухгалтерского образования в России стало укрупнение направлений обучения. В Федеральном образовательном стандарте по направлению «Экономика» уровня обучения «бакалавр» предусмотрено выделение профессиональных профилей. Это положение позволяет реализовать точку зрения профессионального и педагогического сообщества о недопустимости формального подхода при произошедшем укрупнении направлений обучения. Бакалавр экономики по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен значительно отличаться по содержанию полученных знаний от бакалавра экономики по профилю «Мировая экономика». Фактически такой механизм формирования учебного плана позволит будущим бакалаврам приобретать в процессе обучения конкретную специализацию [2].
В рамках получения знаний по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выбор отдельных дисциплин студентами может позволить сформировать индивидуальную траекторию обучения. В качестве таких дисциплин можно предложить следующие: «Бухгалтерский учет на малом предприятии», «Принципы составления консолидированной отчетности», «Учет и анализ внешнеэкономической деятельности», «Налоговый учет в коммерческой организации» и др.
В процессе подготовки будущих бакалавров и магистров экономики важное место отводится развитию навыков самостоятельного приобретения и практического применения новых знаний с помощью современных информационных технологий.
В современном меняющемся мире для того, чтобы соответствовать требованиям работодателей, бухгалтер должен постоянно повышать свою квалификацию – обучаться на курсах, читать периодические издания, уметь пользоваться справочно-консультационными системами, осваивать новые версии программных продуктов.
Сегодня высшие учебные заведения решают иную задачу – не просто дать студентам профессиональные знания, а научить их эти знания получать. Поэтому так велика роль инновационных технологий в процессе обучения бухгалтера [3].
По нашему мнению, компетентностную модель выпускника магистратуры по направлению «Экономика» необходимо дополнить следующими профессиональными компетенциями: умение управлять информационными потоками организации в целях контроля и оценки эффективности ее деятельности; умение готовить и использовать исходную информацию для проектов автоматизации информационной системы в бизнес- структурах.
В учебном процессе необходимо уделять особое внимание организации и планированию самостоятельной работы студентов, использовать возможности разнообразных электронных образовательных ресурсов: электронная библиотека, компьютерные обучающие программы, электронные тестовые базы, электронные учебные материалы и интернет-практикумы.
Общими тенденциями изменения методов обучения учетно-аналитических работников являются индивидуализация траектории и активизация игровой природы обучения при изучении учетных дисциплин.
В процессе исследования педагогической деятельности в высших учебных заведениях были разработаны различные компьютерные практикумы, направленные на приобретение студентами необходимых профессиональных компетенций. Этапы разработки компьютерных практикумов представлены на рис. 1.
Рис. 1. Этапы разработки компьютерных практикумов
Целью данной методики является оказание методической помощи преподавателю при разработке компьютерных практикумов, направленных на повышение уровня компетентности будущих работников в овладении современными информационными технологиями и способности применения теоретических знаний в области методологии и организации бухгалтерского учета в практической деятельности.
Важным этапом в данной методике является систематизация типовых ошибок, допускаемых обучающимися. Их обработка позволяет при очередной актуализации практикума учесть наиболее сложные для восприятия вопросы и включить в ход выполнения практикума дополнительные задания.
Приведем пример использования предлагаемой методики для разработки ситуативного компьютерного практикума по дисциплине «Теория бухгалтерского учета», реализованного в системе дистанционного обучения (СДО) STELLUS [4].
В основе практикума – деловая игра «Инвентаризация основных средств», исходные условия которой заданы одинаковыми для всех студентов (состав, стоимость основных средств, положения учетной политики организации). Однако в процессе выполнения заданий студенты получают и индивидуальные варианты дополнительных данных, характеризующих деятельность коммерческой организации в смоделированной хозяйственной ситуации. В частности, каждый студент выполняет выбранную им роль в данной деловой игре: генеральный директор, главный бухгалтер, заведующий складом, член инвентаризационной комиссии. Кроме того, варьируются данные о фактическом наличии основных средств, подлежащих инвентаризации.
Практические задания сопровождаются гиперссылками на теоретический материал по рассматриваемой теме, а также на необходимые нормативно-правовые документы. Дополнительным средством поддержки являются встроенные в учебный материал фрагменты видео инструкций по заполнению бухгалтерских документов. Выполнение заданий производится поэтапно, при этом навигация по этапам интернет-практикума осуществляется с помощью гиперссылок.
Для входа в СДО STELLUS студенты получают логин и пароль, так что работа с интернет-практикумом фиксируется администратором системы автоматически по каждому студенту. Общение с преподавателем в процессе выполнения заданий интернет-практикума происходит в режиме offline посредством электронной почты, механизм которой встроен в СДО STELLUS.
Преимуществами компьютерной деловой игры являются удобство в использовании и наглядность электронных образовательных ресурсов, доступность и легкая воспринимаемость программного продукта, полезность полученных практических навыков по оформлению хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета.
В процессе обучения студентов по программам магистратуры важное место отводится развитию навыков самостоятельного приобретения и практического применения новых знаний с помощью современных информационных технологий. В этой связи был разработан компьютерный лабораторный практикум по дисциплине «Учет операций с ценными бумагами» с использованием программного продукта «Компьютерная деловая игра Бизнес-Курс: Максимум. Версия 1.3» [5].
В ходе выполнения компьютерного лабораторного практикума ставятся следующие задачи:
– выявление специфики бухгалтерского учета отдельных операций с ценными бумагами (приобретение и реализация акций других компаний, дополнительный выпуск акций, выкуп собственных акций);
– ознакомление со способами отражения информации об операциях с ценными бумагами в различных видах отчетности организации (финансовая, управленческая, налоговая);
– проведение сравнительного анализа представления информации об операциях с ценными бумагами в отчетности, составленной по отечественным правилам и в соответствии с требованиями МСФО.
Программный продукт «Бизнес-Курс» предоставляет студентам широкие возможности ознакомления с принципами отражения информации об операциях с ценными бумагами в различных видах отчетности организации (финансовой, управленческой, налоговой, по МСФО).
Финансовая отчетность включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств. Управленческая отчетность служит целям информационного сопровождения процесса принятия управленческих решений в области оценки инвестиционных рисков, контроля за структурой собственного и заемного капитала, а также регулирования уровня дебиторской и кредиторской задолженности.
Пункты меню Анализ, Графики, Диаграммы предоставляют возможность автоматически рассчитать аналитические показатели, характеризующие финансовое состояние и финансовые результаты деятельности компании, а также представить итоги проведенного анализа в более наглядном виде.
Налоговая отчетность в части операций с ценными бумагами включает в себя декларацию по налогу на прибыль, декларацию по налогу на добавленную стоимость, декларацию по налогу на дивиденды.
Важной характеристикой предлагаемой методики является ее адаптивность, т. е. возможность корректировки и доработки с учетом возникающих новых целей и задач обучения будущих учетно-аналитических работников.
В заключение можно отметить, что преимущества и необходимость информационных технологий для современного специалиста в нашем обществе очевидны.
Литература
Сидорова. М. И. Методология бухгалтерского учета в условиях современных информационных технологий: Монография [Текст] / М. И. Сидорова // – М.: Издательский дом «Бухгалтерский учет» – 2013. – С.155.
Патрушина С. М. Информационные системы в бухгалтерском учете [Текст] / Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – С.123.
Сидорова. М. И. Методология бухгалтерского учета в условиях современных информационных технологий: Монография [Текст] / М. И. Сидорова // – М.: Издательский дом «Бухгалтерский учет» – 2013. – С.168.
Дистанционное обучение STELLUS [ Электронный ресурс ] / Комплекс поддержки дистанционного обучения. – режим доступа: http://www.stellus.ru
Электронное учебное пособие «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум», Версия 1» [ Электронный ресурс ] / Тимохов А. В. , Тимохов Д. А. , Федотова И. В. – Москва: ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», 2009.