Связь культуры и экономики еще в эпоху античности была достаточно тесна. Ценности и функции производства и творчества тогда совпадали, и одно не могло существовать без другого. Ремесло можно было смело называть искусством. Монастыри и церкви являлись совокупностью экономики, религии и культуры, а музыка вторила ритмичным движениям работающего человека и сама управляла этим ритмом.
За последние столетия их дороги стали расходиться, не говоря уже о научной революции XVII века. А с XIX в процессе развития научно-технического прогресса, промышленности и капитализма отношения между экономикой и искусством начали ухудшаться. «Когда промышленность вторгается в искусство, оно становится его смертельным врагом», - говорил французский поэт Ш. Бодлер. В этот период экономика прочно связывается с наукой. Искусство остается само по себе и оказывается не так востребовано, как создание материальных благ.
В послевоенное время ситуация становится более критичной. Экономика всячески поддерживает культуру, но не ту, о которой мы имеем представление, а такую, которая рассчитана на толпу. Новая культура создана, чтобы удовлетворить потребность людей в «высоком», не имея такового. Она игнорирует настоящее творчество. Теперь культура – это модно. И чтобы товар шел в массы, появляется реклама, как способ стимулирования потребления. В последствие, на этой основе возникает постмодернизм, который по факту продолжает массовую культуру. По мнению представителей франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хоркхаймера, которые первыми открыли феномен массовой культуры, увязшей в коммерции, распространение таких продуктов культуры ведет к деградации людей, безвозвратной утрате того, что является основой подлинности человека и его бытия. Эти идеи не были забыты и нашли свое продолжение в работах М. Фуко, Г. Дебора, Ж.Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра и многих других.
В конце XX века ситуация начинает меняться в лучшую сторону. У людей возникает интерес и потребность в настоящей культуре (искусстве). К 90-м годам, культура и экономика приходят к партнерству, который подкрепляет Международный форум «За взаимное раскрытие экономики и культуры» в 1990 г. Через два года, по инициативе ООН и ЮНЕСКО, создается Всемирная комиссия по культуре и развитию. Люди начинают понимать, что наука и технологии не смогут решить все проблемы. Л. Шпет утверждает: «Высокие технологии и высокая культура неразделимы». Здесь и возникает необходимость сближения экономики и культуры. Экономика – способ обеспечения жизни человека, получения богатства. Культура же, это то, что наполняет нашу жизнь смыслом и помогает найти цели, обрести счастье.
Музыка, как мы знаем, является неотделимой частью культуры, в любое время и эпоху. Независимо от «высоты» и содержательности музыки, она все равно будет являться искусством. Каждое поколение имеет «свой голос», особенности, стиль, традиции. В отличие от других проявлений культуры, таких как: живопись, поэзия или хореография, музыка всегда была и будет самым постоянным спутником человека, самым тонким и душевным способом достижения взаимопонимания, и, несомненно, самым популярным течением. Не секрет, что современная музыка связана тесно с коммерцией. Да и вообще, экономика часто использует все то, с помощью чего можно управлять народом, и музыка не является исключением. Однако музыка умудряется находить окольные пути и не сдается экономике окончательно. Музыка отражает состояние души и эмоции людей, Каждый знает, что музыка это ритм, движение, а это и есть жизнь.
Если внимательно посмотреть вокруг, то можно увидеть музыку везде. Шаги, биение сердца, однотонная работа. Наш организм – это олицетворение ритма, а ритм это неотъемлемая часть музыки. Сами того не замечая, мы подравниваем свой шаг, к ритму музыки в наушниках. Политика тоже использует музыку. Марш – однообразное, ритмическое и патриотическое произведение. Под него трудно не шагать. Или боевой клич, напев, который призывает к атаке или же, наоборот, к отступлению. Музыке подвластно задать настрой и вызвать определенные эмоции у людей. Она - тонкий инструмент для манипулирования.
На протяжении всего человечества экономика, а именно труд и музыка были взаимосвязаны. Археологами была найдена глиняная скульптура микенского периода, изображающая группу женщин, замешивающих тесто. Возле рабочего стола изображен флейтист, который, по-видимому, задавал их действиям четкий ритм и темп. Самое интересное, что даже при наказании рабов розгами, призывали флейтиста, чтобы удары сыпались равномерно. Г. В. Плеханов говорил, что «для всех первобытных народов, ритм имеет поистине колоссальное значение». И со всеми этими доводами трудно не согласиться. Отношения между музыкой и экономикой всегда были близкими, не смотря на периодические разногласия. В данный момент их сближение вновь находится на начальной стадии и от этих отношений зависит выживание человечества. Ведь экономика должна быть не просто механической наукой. От нее зависит будущее людей и их путь – деградации и разрушения, или процветание и жизнь. Как отмечает французский социолог А.М. Ломба – «экономическое богатство не воздвигается на духовном кладбище», и с этим трудно не согласиться. Проблема взаимосвязи этих сфер очень важна и критична. Сейчас, каждый человек должен осознать необходимость слияния этих двух сфер, где культура должна стать путеводной звездой для производства и экономики. Нельзя создавать, ориентируясь на потребности «большинства». Нужно воспитывать растущее поколение не как серую массу или же роботов с целью заработка. Творец и производитель должны умещаться в каждом человеке и одно не должно притеснять другое.
Литература
Афиней. Пир мудрецов. В 15 частях Перевод Н. Т. Голинкевича под редакцией М. Л. Гаспарова [Текст] // Афиней. Москва: Наука, 2004. 658с.
Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы. Вопросы философии [Текст] // Т. Имамичи, №3, 1995. – с.798
Крымова Л. М. Функции музыки по отношению к экономической сфере [Текст] // Л. М. Крымова. Студенческмй журнал: Вестник Томского Педагогического Государственного университета. №9, 2007. – с.394
Миронов. В. В., Зотова А.Ф., Разина А.В. Философия [Текст] // В.В. Миронов, А. Ф. Зотова, А. В. Разина, Москва: Академический Проект «Трикста», 2004. 688с.
Плеханов Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь [Текст] // Г.В. Плеханов, Москва: Гослитиздат, 1956. – 248с.
Экономическая культурология [Электронный ресурс]. - Сайт: Энциклопедия Экономиста. - Режим доступа: www.grandars.ru
Федина А. Связь музыки и экономики [Электронный ресурс]. - Сайт: СтихиРу. - Режим доступа: www.stihi.ru