В рыночной экономике управление бизнесом обладает многими свойствами, обозначим некоторые из них. Во-первых, главную значимость в общей совокупности ресурсов предприятия приобретают финансовые ресурсы. Во-вторых, в условиях неточности всегда осуществляется принятие управленческих решений финансового характера. В-третьих, главной проблемой руководителя преследуя реальную самостоятельность предприятий, становится поиск источников финансирования и оптимизации инвестиционной политики. В-четвертых, образовывая коммерческие отношения с каким-нибудь контрагентом, можно доверять только собственной оценке его финансовой состоятельности. В таких условиях обоснованность управленческих решений, которые принимаются в отношении определенного хозяйствующего субъекта, а некоторые из этих решений имеют финансовую природу по своим свойствам, что в главной степени определяется качеством финансово-аналитических расчетов. Из оценки финансового состояния вытекает анализ финансовой деятельности предприятия.
Анализ – это одна из общих функций управления экономическими системами, значимость, которой не подвергается влиянию временем, и маловероятно, что она может быть переоценена. В некоторой степени анализом занимаются все, кто имеет хоть небольшое отношение к деятельности хозяйствующих субъектов. Анализ как кое-какая разновидность целесообразной деятельности человека разнообразен и имеет огромное количество областей приложения, одна из которых - финансовая деятельность субъекта хозяйствования [6, с.70]. Финансы предприятия следует интерпретировать, как его кровеносную систему и насколько хорошо работает эта система, настолько долговечно предприятие. Финансовым анализом может быть назван комплекс аналитических процедур, которые позволяют принимать решения финансового характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования.
Установка финансовых потоков и управление ими обуславливается многими факторами, например такими как: размеры предприятия, его организационная структура управления, тип бизнеса и другие. Существующим законодательством России предусмотрено создание всевозможных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма, которая накладывает некоторый отпечаток и на принципы ведения финансами в некоторых случаях [1]. Если рассматривать такие важнейшие свойства финансовой отчетности, как регулярность составления, распространенность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что финансовая отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации [8, с.4]. Более того подлинность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена аудиторами и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного достаточно длительного срока, следовательно благодаря ей появляется вероятность получить представление о финансовой истории предприятия.
Элементы аналитической функции характерны любой хозяйственной деятельности. Вместе с тем начало определенной формализации и систематизации аналитических процедур обычно связывают с процессом становления и развития бухгалтерского учета [7]. По мере развития рыночных отношений становится особенно актуально то, что значительная информационная база, которая формируется в рамках бухгалтерского учета, предоставляет хорошие возможности для аналитических расчетов.
Финансовый анализ в содержательном плане можно представлять как процесс, который заключается в идентификации, систематизации и аналитической обработке доступных сведений финансового характера, результатом которого в свою очередь является предоставление пользователю рекомендаций, служащих формализованной основой для принятия управленческих решений по отношению к данному объекту анализа.
К главным особенностям финансового анализа относят [5, с.18]:
- обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;
- приоритетность оценок: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности;
- базирование на общедоступной информации;
- информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;
- доступность к результатам анализа любых пользователей;
- возможность унификации состава и содержания счетно-аналитических процедур;
- доминанта денежного измерителя в системе критериев.
В особых случаях для реализации целей финансового анализа бывает мало использовать всего лишь бухгалтерскую отчетность. Некоторые группы пользователей, имеют возможность привлекать данные производственного и финансового учета. Впрочем, нередко годовая и квартальная отчетность являются единственными источниками внешнего финансового анализа.
Методика финансового анализа включает в себя три блока, которые связаны между собой [4, с.2]:
- анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
- анализ финансового состояния предприятия;
- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Главная цель финансового анализа – это получение небольшого числа наиболее информативных параметров, которые дают объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [4, с.2]. Вместе с тем интерес представляет как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отделенную перспективу, то есть, ожидаемые параметры финансового состояния.
Содержание определенных целей финансового анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач, представляющих собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа [9, с.7]. Главными факторами являются объем и качество исходной информации.
Руководство нуждается в постоянной осведомленности по соответствующим вопросам, возможной лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации, чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений.
Важный принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, то есть от общего - к частному [4, с.6]. Однако этот метод должен применяться не единожды. В процессе такого анализа вроде бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, их направленность и сила влияния на результаты деятельности [2, с.11].
Прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, которые способны влиять на формирование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств является финансовый анализ. Эффективны или нет частные управленческие решения, которые связанны с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, должны пройти оценку с точки зрения общего успеха предприятия, характера его экономического роста и роста общей финансовой эффективности.
Важными функциями финансового анализа являются [3, с.5]:
- объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
- выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
- выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.
Основной целью любого вида финансового анализа является оценка и идентификация внутренних проблем предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в т.ч. [3, с.7]:
- в области развития;
- выхода из кризиса;
- перехода к процедурам банкротства;
- покупки-продажи пакета акций или бизнеса в целом;
- привлечения инвестиций (заемных средств).
Таким образом, главным вопросом для понимания сущности и результативности финансового анализа является концепция хозяйственной деятельности предприятия, как потока решений об эксплуатации ресурсов с целью получения прибыли.
Независимо от того, в какой сфере производства реализуется деятельность предприятия, конечная цель не меняется [9, с.2]. Все многообразие решений для достижения данной цели сводится к трем основным направлениям:
- решения по вкладыванию капиталов (ресурсов);
- операции, выполняемые с помощью этих ресурсов;
- диагностирование финансовой структуры деятельности предприятия.
Главная цель финансового анализа - получение решающих, наиболее информативных параметров, дающих точную и объективную картину финансового состояния предприятия, его убытков и прибылей, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.
Финансовый анализ в зависимости от конкретных задач осуществляется в следующих видах [10, с.10]:
- экспресс-анализ (используется для приобретения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на основе форм внешней бухгалтерской отчетности);
- комплексный финансовый анализ (используется для приобретения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на основе форм внешней бухгалтерской отчетности, расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, а также результатов независимого аудита и др.);
- финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (используется для извлечения для всех аспектов деятельности компании комплексной оценки: производства, снабжения, маркетинга и сбыта, менеджмента, финансов, персонала и др.);
- ориентированный финансовый анализ (используется для нахождения главной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на основе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок статей отчетности связанных с данной проблемой);
- регулярный финансовый анализ (используется для установки результативного управления финансами компании в установленные сроки, ежеквартально или ежемесячно, итогов комплексного финансового анализа обработанных специальным образом).
Исходя из данных направлений, финансовый анализ производится в следующих видах:
- ретроспективный анализ (используется для анализа трудностей финансового состояния компании и образовавшихся тенденций; для этого достаточно квартальной отчетности за прошлый отчетный год и отчетный период идущего года);
- план-фактный анализ (требуется для оценивания причин отклонения плановых показателей от отчетных);
- перспективный анализ (нужен для экспертизы существующего потенциала, достоверности и обоснованности данного состояния финансовых планов).
Практическая деятельность финансового анализа разработала важные методы чтения финансовых отчетов. Из которых выделим следующие [10, с.7]:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- метод финансовых коэффициентов;
- сравнительный анализ;
- факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ - сопоставление каждой позиции отчетности с прошлым периодом.
Вертикальный (структурный) анализ - нахождение конструкции итоговых финансовых показателей с обнаружением влияния каждой позиции отчетности на конечный результат.
Трендовый анализ – сравнение ряда отчетности предыдущих периодов с каждой позицией и нахождения тренда, то есть, главной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Тренд способствует образованию возможных значений показателей в будущем, а, значит, ведется прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - подсчет отношений данных отчетности, нахождение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сопоставление отдельных показателей фирмы, дочерних фирм, цехов и подразделений, а так же с показателями конкурентов, с средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это метод определения воздействия посторонних факторов на итоговый показатель результата при помощи детерминированных или стохастических приемов изучения. Он может быть прямым (собственно анализ), то есть разложении показателя результата на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Исходя из данных прошлой деятельности, финансовый анализ устремлен на понижение неопределенности сравнительно его будущего состояния. Итоги анализа финансового состояния предприятия имеет значимое значение для обширного круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, кредиторов, партнёров и инвесторов.
Для внутренних пользователей, в основе которых лежат руководители предприятия, итоги финансового анализа предназначены для оценки работы предприятия и разработки решений о корректировке финансовой политики предприятия [11, с.28].
Для внешних пользователей - инвесторов, партнёров и кредиторов - информация о предприятии требуется для принятия намерений о реализации планов в отношении данного предприятия (инвестирование, заключение длительных контрактов и приобретения) [12, с.6].
Между внутренним и внешним финансовым анализом действуют установленные отличия. Внешний финансовый анализ допускает использование стандартизированных методик и направлен на открытую финансовую информацию предприятия. В то же время, используется ограниченное количество базовых показателей. Главный акцент при выполнении анализа выполняется на сравнительные методы, потому что пользователи внешнего финансового анализа часто находятся в состоянии выбора - с каким именно из предприятий которое они исследуют устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это уместно делать [12, с.8].
Большей требовательностью к исходной информации отличается внутренний финансовый анализ. В некоторых случаях для него мало информации, которая содержится в стандартных бухгалтерских отчетах, и в таких ситуациях появляется необходимость воспользоваться данными внутреннего управленческого учета. Значительный акцент в процессе анализа, делается на понимание того по какой причине происходят изменения финансового состояния предприятия и поиска решений, который направлен на улучшение этого состояния. Вместе с тем совершенно не важно, как будет достигаться поставленная цель путем использования оригинальных или стандартных методик.
Внутренний анализ в отличие от внешнего не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а почти всегда спускается до анализа некоторых подразделений и направлений деятельности предприятия и видов продукции.
Литература
1. Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2005 г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия» [Электр. ресурс]: - URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/yi-dokumenty/n7n.htm.
2. Гинзбург, А.И. Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие/ А. И. Гинзбург - Спб: Питер, 2004.
3. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика [Текст]: учеб. пособие/ В. В. Ковалев - М.: 2004.
4. Ковалев, В.В., Патров В.В. Как читать баланс [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Ковалев, В.В. Патров – М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Ковалев, В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – М.: Проспект, 2004. – 240с.
6. Патрушина, Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие/ Н.В. Патрушина – М.: №5, 2005. - 68-72с.
7. Справочник финансиста предприятия [Текст] : учеб. пособие / 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие/ Г.В. Савицкая – М.: ИНФРА-М, 2004.
9. Ковалева, А.М. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. А.М. Ковалевой – М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Федорова, Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства [Текст]: учеб. пособие / Г.В. Федорова – М.: Омега, 2003.
11. Шеремет, А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Шеремет, Е.В. Негашев – М.: ИНФРА-М, 2004.
12. Шеремет, А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа [Текст]: учеб. пособие/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев – М.: ИНФРА-М, 2005.