ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОМПАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Единого определения понятия деловой репутации в наше время не дано. Наиболее полное определение предлагает И.А. Бланк: «гудвилл (от англ. «good will» - добрая воля) - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов)» [7].

Еще одно определение дано Г. Десмондом и Р. Келли в книге «Руководство по оценке бизнеса». Гудвилл объясняется «как совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят компании прибыль сверх той, которая требует для получения разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая все нематериальные активы, что могут быть выделены и отдельно оценены» [8].

Российское законодательство довольно четко отражает современный взгляд на понятие «деловая репутация». С позиции бухгалтерского учета деловая репутация - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее активов (п.27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (далее - ПБУ 14/2007)) [6].

Деловая репутация имеет ряд особенностей, отличающих ее от других нематериальных активов:

  • невозможность функционировать раздельно от предприятия и быть самостоятельным объектом сделки, потому что деловая репутация не принадлежит организации на правах собственности;

  • отсутствие материально - вещественной формы;

  • условность стоимости гудвилла, так как она не включает фактических затрат на приобретение, создание, правовую охрану;

  • возможность списать, погасить стоимость деловой репутации в учёте без риска лишить предприятие этой репутации [9].

Деловая репутация существует лишь при наличии избыточной прибыли, но при этом с позиции бухгалтерского учета возможна и отрицательная деловая репутация. Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает его балансовую стоимость. Отрицательная деловая репутация свидетельствует об обратном.

Необходимость оценки гудвилла появляется в различных ситуациях. Обычно цену деловой репутации высчитают перед продажей бизнеса – с целью аргументировать возможному покупателю цену компании. И, разумеется, своевременная оценка гудвилла может оказывать существенное влияние на различных судебных процессах.

Оценки гудвилла базируются в основном на двух методиках: оценке сверхдохода за счет высокой репутации и оценке разницы между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его материальных активов [10]. В первом случае, предварительно высчитывается среднерыночная цена аналогичных товаров или услуг. Разность между ценой анализируемой организации и средним показателем передает «премию за имя». Учитывая объем продаж, вычисляется дополнительный доход, обретенный организацией с высокой репутацией. На основе такого показателя находится необходимая величина цены гудвилла. Второй случай - экспертная оценка цены бизнеса и цены имущества, которое возможно каким либо способом установить и засвидетельствовать. Ценой деловой репутации будет называться разность между этими двумя числами.

Единственный вариант оценки гудвилла, который разрешен российским законодательством – бухгалтерский. Он может быть выполнен лишь тогда, когда предприятие продали. В этом случае цена репутации формулируется как фактическая цена приобретения предприятия за вычетом бухгалтерской ценности его активов. Эта сумма может быть изъята через амортизационные отчисления.

В соответствии с ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также исключительные права в виде фирменного наименования, товарных знаков обслуживания и др. [1].

Предприятие в целом может быть объектом купли-продажи. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам, например разрешение (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью [2].

Состав и стоимость передаваемого предприятия определяются в договоре продажи на основе полной инвентаризации продаваемого предприятия [3]. Она проводится и оформляется первичной документацией в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49 [5]. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права; если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю; в случаях, когда договором предусмотрено сохранение за продавцом права собственности на предприятие, переданное покупателю, до оплаты предприятия или до наступления иных обстоятельств, покупатель вправе до перехода к нему права собственности распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав переданного предприятия, в той мере, в какой это необходимо для целей, для которых предприятие было приобретено [4].

В бухгалтерском учете покупателя отражение операции по приобретению предприятия допускает:

- отражение перечисления денежных средств или передачи иного имущества в оплату приобретаемого предприятия;

- оприходование приобретаемого в собственность имущества предприятия и права требования (обязательств), к нему относящихся, согласно передаточному акту;

- уплату налогов по сделке [11].

Сумма, отданная продавцу за предприятие, может быть меньше или больше суммы всех активов и обязательств приобретаемого предприятия на дату его покупки. Положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, которую платит покупатель за возможность получения в будущем дохода от покупки бизнеса. Отрицательная деловая репутация – фактически, скидка с цены. Она возникает, когда у приобретенного предприятия отсутствует сложившийся рынок сбыта, устойчивые деловые связи, недостаточный опыт управления или уровень подготовки – у персонала.

Расчет стоимости деловой репутации оформляют бухгалтерской справкой, унифицированной формы для этой операции не существует.

Для отражения стоимости гудвила нужно использовать счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» [10]. Проводки будут такими:

  • оплачена покупная цена предприятия, превышающая балансовую стоимость активов: Дт 76 Кт 51 (по согласованной покупной цене (в т.ч. аукционной), в т.ч. НДС);

  • оприходованы активы приобретенного предприятия: Дт 01, 08, 10, 41, 43, 58 Кт 76 (по передаточному акту по балансовой стоимости продавца);

  • выделен НДС, уплаченный при приобретении предприятия: Дт 19 Кт 76 (по счету-фактуре продавца (у продавца рассчитывается по расчетной ставке с суммы балансовой стоимости активов, умноженной на поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение продажной стоимости за минусом балансовой дебиторской задолженности и балансовой стоимости активов за минусом балансовой дебиторской задолженности));

  • принят к возмещению из бюджета НДС, уплачиваемый при приобретении предприятия: Дт 68 Кт 19 (по счету-фактуре продавца после учета приобретенных активов);

  • учтена положительная деловая репутация: Дт 04 Кт 76 (на разницу между покупной ценой предприятия и балансовой стоимостью его активов);

  • ежемесячная амортизация положительной деловой репутации: Дт 20, 26, 44 Кт 04 (равными частями в течение 20 лет).

Учет отрицательной деловой репутации [10]:

  • оплачена покупная цена предприятия, которая сложилась меньше балансовой стоимости активов предприятия: Дт 76 Кт 51 (по согласованной покупной цене (в т.ч. аукционной), в т.ч. НДС);

  • оприходованы активы приобретенного предприятия: Дт 01, 08, 10, 41, 43, 58 Кт 76 (по передаточному акту по балансовой стоимости продавца);

  • выделен НДС, уплаченный при приобретении предприятия: Дт 19 Кт 76 (по счету-фактуре продавца (у продавца рассчитывается по расчетной ставке с суммы балансовой стоимости активов, умноженной на поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение продажной стоимости и балансовой стоимости активов));

  • принят к возмещению из бюджета НДС, уплачиваемый при приобретении предприятия: Дт 68 Кт 19 (по счету-фактуре продавца после учета приобретенных активов);

  • учтена отрицательная деловая репутация: Дт 76 Кт 98/1 (на разницу между балансовой стоимостью активов предприятия и покупной ценой предприятия);

  • ежемесячное списание отрицательной деловой репутации на доходы организации: Дт 98/1 Кт 91 (равными частями в течение 20 лет).

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ «Предприятие» П.2 Глава 6, Статья 132 [Электронный ресурс] / Правовая навигационная система «Кодексы и Законы РФ». - Режим доступа: http://www.zakonrf.info

  2. Гражданский кодекс РФ «Договор продажи предприятия» П.1 Глава 30, Статья 559 [Электронный ресурс] / Правовая навигационная система «Кодексы и Законы РФ». - Режим доступа: http://www.zakonrf.info

  3. Гражданский кодекс РФ «Удостоверение состава продаваемого предприятия» П.1 Глава 30, Статья 561 [Электронный ресурс] / Правовая навигационная система «Кодексы и Законы РФ». - Режим доступа: http://www.zakonrf.info

  4. Гражданский кодекс РФ «Переход права собственности на предприятие» Глава 30, Статья 564 [Электронный ресурс] / Правовая навигационная система «Кодексы и Законы РФ». - Режим доступа: http://www.zakonrf.info

  5. Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010 г.) [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2007). Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12158476/.

  7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс [Текст] / Бланк И.А. – Киев: «Ника-центр», 2010.- с. 54.

  8. Гленн Д., Келли Р. Руководство по оценке бизнеса [Текст] / Петрова А. – Москва: «РОО»,2009.- с. 37.

  9. Слезингер Ю.В. Бух. учет в вопросах и ответах [Текст] / Слезингер Ю.В. – Санкт – Петербург: «Проспект», 2010. – с. 86.

  10. Фомичева Л.П. Учет нематериальных активов. Юридические аспекты, особенности бухгалтерского учета и налогообложения [Текст] / Фомичева Л.П. – Москва: «Система ГАРАНТ», 2010. – с. 51-107.

  11. Цыденова Э.Ч. Деловая репутация: надлежащее исполнение обязательств [Текст] / Цыденова Э.Ч. // Аудиторские ведомости. – 2012. - № 6.

Просмотров работы: 3549