ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РЫНОК ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РЫНОК ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коняева А.Д. 1, Суслова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная рыночная экономика стоит перед проблемой узости рынка труда и низкого уровня квалификации рабочей силы в целом ряде секторов экономики, что может оказать негативное влияние на темпы экономического роста страны и уровень занятости населения. Для решения этой проблемы необходимо обучать современных студентов профессиональным компетенциям и квалификациям, необходимым на рынке труда, а также предоставить им универсальный и постоянный доступ к обучению на протяжении всей жизни для совершенствования компетенций и развития профессиональной карьеры. Одной из важных задач становится воспитание творчески мыслящей личности, способной к решению нестандартных задач в познавательной и созидательной деятельности. Особая роль в развитии творческого мышления студентов принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла, среди которых важное место занимает иностранный язык, позволяющий не только формировать у них иноязычную коммуникативную компетенцию, приобщать у иноязычной культуре, но и развивать культуру познавательной деятельности.

Таблица 1. – Выпуск специалистов высшими учебными заведениями РФ по группам специальностей (тысяч человек) [1]

Группы специальностей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Выпущено специалистов - всего

514,6

578,9

647,8

753,1

860,2

в том числе:

естественнонаучные

37,2

38,3

39,3

41,5

41,8

гуманитарно-социальные

88,7

102,2

122,1

155,6

185,6

образование

39,4

42,8

48,4

54

57,5

здравоохранение

24,2

23,3

23,4

24,2

25,8

культура и искусство

10,2

10,8

11,6

12,5

13,7

экономика и управление

112,8

140,5

164,9

210

248,2

разработка полезных ископаемых

3,7

4

4,9

5,1

6,3

энергетика и энергомашиностроение

7,2

8,3

9,2

10,1

11,4

металлургия

2,6

2,8

3

3

3,6

авиационная и ракетно-космическая техника

2,8

2,9

3,2

3,4

3,3

наземные транспортные средства

5,2

6,1

6,6

7,6

8,8

электронная техника, радиотехника и связь

8,8

9,9

10,8

12,1

12,9

информатика и вычислительная техника

8,7

9,3

9,9

11,1

12,1

химическая технология

4,3

4,5

4,8

5,2

5,6

технология продовольственных продуктов

4,9

5,3

5,8

6,4

7,3

строительство и архитектура

18,7

20,2

22,3

22,8

24,3

сельское и рыбное хозяйство

22,8

24,8

21,6

28,3

30,2

Несмотря на то, что рост занятости в 2006 – 2010 гг. был в три раза выше в секторах, требующих среднего или высокого уровня образования, в целом уровень образования у граждан РФ остается достаточно низким. Процент населения, получившего общее среднее образование (upper secondary) в 2010 г. составил 64,6%. Большое количество человек имеют низкий уровень квалификации. Поэтому обучение на протяжении всей жизни выступает ключевым принципом современного образования.

Таблица 2. – Результаты деятельности образовательных учреждений в РФ. Статистика по уровням образования (человек) [1]

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании

Российская Федерация

2161915

2107448

2171118

2248267

2188654

Центральный федеральный округ

500740

495508

508727

530591

510834

Владимирская область

22595

22091

22578

23506

22236

Выпуск рабочих профессионально-техническими училищами

Российская Федерация

 

762801

758606

745306

721544

Центральный федеральный округ

 

160119

160597

154406

148696

Владимирская область

 

8513

8070

8445

8219

Выпуск специалистов средними специальными учебными заведениями

Российская Федерация

563181

567720

593242

646399

670704

Центральный федеральный округ

143078

137563

145733

155264

157914

Владимирская область

6186

6877

7077

7689

7891

Выпуск специалистов высшими учебными заведениями

Российская Федерация

635069

720205

840246

976930

1076577

Центральный федеральный округ

213179

239296

254222

311346

334314

Владимирская область

3753

4608

5646

6709

7551

Регионы, где зафиксировано самое большое количество высококвалифицированных трудящихся и лиц, продолжающих образование, являются также регионами с самыми высокими уровнями производительности труда и уровнями занятости.

Уровень образования и квалификаций влияет на активность человека. Участие на рынке труда высококвалифицированных трудящихся по меньшей мере в 1,5 раза выше, чем у низкоквалифицированных. Дальнейшее обучение и переподготовку проходят свыше 40% высококвалифицированных трудящихся. Среди низкоквалифицированных эта цифра составляет 17%.

Наиболее значительной проблемой остается проблема безработицы среди молодежи, вследствие раннего ухода из системы образования и отсутствия соответствующей квалификации. Термин «ранний уход из школы» (early school leaving) означает прекращение всех форм получения образования и профессионального обучения до того, как будет получено общее среднее образование или его эквивалент в профессиональном образовании.

Таблица 3. – Структура безработных по уровню образования (в процентах к итогу) [1]

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Безработные, имеющие среднее (полное) общее образование

Российская Федерация

32,5

32,7

33,5

32,3

33,5

Центральный федеральный округ

32,1

32,6

33,6

32,3

31,2

Владимирская область

40

35,7

35,5

41

32,9

Безработные, имеющие начальное профессиональное образование

Российская Федерация

18

18, 2

18,6

18

18

Центральный федеральный округ

18

18,7

18,7

16,4

17,6

Владимирская область

17,9

18,9

20,3

14,6

24,3

Безработные, имеющие среднее профессиональное образование

Российская Федерация

29,3

27,2

25,3

21,2

19,8

Центральный федеральный округ

28,7

27,0

25,3

22,8

14,6

Владимирская область

25,6

22,3

19,5

16,6

21,9

Безработные, имеющие высшее профессиональное образование

Российская Федерация

8,7

9,1

9,9

10,8

10,5

Центральный федеральный округ

11,0

11,8

12,2

12

13,2

Владимирская область

7,4

8,1

8,2

11,6

9,8

В 2009 г. более 23,7% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не имели общего среднего образования, а 17,4% получили лишь начальное образование. В 2009 г. 25% таких молодых людей были безработными.

Ранний уход из системы образования тесно связан с социальной и образовательной историей семьи. Дети из неблагополучных семей и из семей, где родители имеют низкий уровень образования, чаще других детей бросают учебу. Число таких молодых людей среди детей иммигрантов вдвое превышает число детей из семей обычных граждан. Данная проблема имеет также гендерный аспект, раннему уходу из школы подвержены больше юноши (16,3%), чем девушки (12,5%).

Одной из главных задач современного образования является сокращение числа таких молодых людей и увеличение обладателей высшего образования.

Недостаток квалифицированных инженеров, технических специалистов, математиков и ученых тормозит инновационное развитие экономики РФ. В целом ряде отраслей требуются специалисты, владеющие компетенциями, которые должна обеспечивать система современного образования и профессионального обучения (нанотехнологии в электронике, миниатюризация устройств, гибридные технологии в автомобиле- и кораблестроении и др.). Дисбаланс в спросе и предложении на рынке труда имеет также географическое измерение. В регионах с высоким уровнем безработицы отмечается нехватка специалистов в быстро растущих отраслях экономики. При этом мобильность внутри регионов остается низкой. Для решения этих задач необходимо разрабатывать направления мотивации и привлечения молодых исследователей.

Таким образом, современному рынку труда требуется специалист, который наделен творческим мышлением, чувством ответственности, готовый к самостоятельным решениям в нестандартных ситуациях, способный эффективно общаться с партнерами, в том числе иностранными. Следовательно, главной задачей обучения студентов иностранному языку становится обеспечение правильной комбинации иноязычных навыков, умений и компетенций, необходимых студенту для обеспечения его конкурентоспособности на современном рынке труда.

Список использованной литературы:

1. Статистика Российского образования. – Режим доступа: stat.edu.ru

Просмотров работы: 880