Аннотация. В данной статье я хочу рассмотреть актуальные проблемы развития малонаселенного пункта (город Удомля,Тверской области), в котором могут быть выявлены проблемы экологическогои туристического характеров. Разобрать актуальность концептов для более выгодного развития города в целом. Оценить общий культурный фон и облагородить территорию. Главным идейно-ценностным аспектом является направить в вышестоящие инстанции выявленные проблемы и приступить к их устранению, путем графических решений.
Ключевые слова. Экологические проблемы, графический дизайн, индустрия туризма, комбинаторика, индустриальный пейзаж, клаузура, плакат.
Идейно-ценностный аспект проекта заключается в том, что:
впервые рассматривается роль и функция графического дизайна в процессе адаптации культурно-языковой технологии дизайна к программам социально-экономического развития регионов РФ;
в авторский проект заложен модуль, актуальный для развития индустрии туризма в конкретном регионе.
Паспорт территории:Удо́мля — город в России, административный центр Удомельского района Тверской области. Город-спутник Калининской АЭС. Город Удомля расположен в северной части Тверской области, где проходит водораздел между Балтийским и Каспийским морями, между водосборными площадями рек Волги и Невы, в местности с большим количеством болот и с цепью холмов, на севере образующих лесную гряду, на берегах озёр Песьво и Удомля, соединённых протокой шириной 180 метров.
ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
На севере район граничит с Новгородской областью, на западе — с Бологовским районом Тверской области, на юге — с Вышневолоцким, на востоке — с Максатихинским, на северо-востоке — с Лесным районом.
Удалённость по автодороге от Москвы — 330 км, от Твери — 176 км, от Вышнего Волочка — 50 км. От Бологого по железной дороге — 60 км, от Максатихи — 56 км. От Санкт-Петербурга по железной дороге — 379 км. На территории изобилие болот, озёр, много ягодников.
Объектом предпроектного исследования я выбрала соотношение природного наследия и развитие индустрий на территории Тверской области. Особенность в том, что территория района насыщена предприятиями промышленного производства. Основная отрасль — атомная энергетика, представленная Калининской АЭС (98 % объёма промышленного производства Удомельского района, 70% электроэнергии, производимой в Тверской области и 25% товарной продукции Тверской области). Удомельский район занимает второе место в области после Твери по объёму отгрузки промышленной продукции. В Удомле имеются также предприятия пищевой и деревообрабатывающей промышленности.
Калининская АЭС является градообразующим предприятием. С началом сооружения станции связано стремительное развитие территории: в период строительства предприятия и за счёт финансирования Калининской АЭС построен современный город с развитой инфраструктурой, системой образования и медицинского обслуживания, сетью культурных и просветительских учреждений. АЭС снабжает город теплом и горячей водой. Осуществляется теплоснабжение и близлежащих деревень — Ряд, Мишнево, Лайково-Попово.
Процессы миграции не ослабевают, а усиливаются: это вынужденное переселение сотен тысяч людей под напором военных столкновений, переезды семей в связи с негативными климатическими явлениями, влияющими на здоровье, переезд специалистов в поисках работы. На языке учёных - сегодня происходит миграция этносов, которая деформирует традиционные формы передачи знаний о культурных формах жизнедеятельности на локальной территории проживания. Связанные с этим фактором проблемы затронули самые корневые основы культур мигрирующих народов. [3, С.2].
ЭКСЕРТИЗА ОБЪЕКТА. МЕТОДЫ АНАЛИЗА.
На основе следующих двух методов выполняется данная работа:
Метод структурного моделирования
Свободная (непредубежденная) компоновка первичных модульных элементов в разнообразные по конфигурации и связям системы и структурные комплексы. Метод структурного моделирования используется при поисках и разработке гибких, открытых для развития систем, обладающих композиционной способностью «присоединяемости».
Комбинаторика - метод дизайна
Метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Специфика комбинаторики близка к природному формообразованию, дает возможность многократно и по-разному использовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. [1, 2].
Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне – создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.
По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн – вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть, как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» [5, С.5].
Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle – сокращать, повторно использовать, перерабатывать).
На основе анализа города Удомля, Тверской области выявлено, что в городе расположена Калининская Атомная Электро Станция (КАЭС), ежедневные выбросы радиоактивных отходов могут пагубно сказаться на экологическую обстановку в целом. В Удомельское озеро Песьво ежедневно выпускаются радиационные отходы, тем самым, приводя под сомнение можно ли отдыхать местным жителям вблизи этого озера. Так же, многочисленные болота, на которых растет клюква подвергаются осушению и бескрайние леса могут быть истреблены. Мной было замечено отсутствие ограждающих заборов в зоне леса и на трассе, так как ввиду отсутствия данных заборов, животных могут попасть на опасную территорию КАЭС и животные могут быть сбиты водителями.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА УДОМЛЯ
На сегодняшний день я предлагаю осовременить город для привлечения туристов и в связи с этим, должна улучшиться экологическая обстановка в городе. Так же, я призываю создать оградительные заборы на трассах города вдоль леса. Актуально срочное создание комплекса постояннодействующих охранных и контрольных мер и создание специализированных дизайн-центров, задачей которых будет постоянный выпуск серий плакатов по теме природного наследия Удомли.
Любой объект дизайна может иметь эстетически выразительную гармоничную внешнюю форму. [4, С.21].
Анализ показывает, что доминирует индустриальный пейзаж над естественным природным, что является стимулом для разработки серии информационно-рекламных плакатов.
Цель разработки плакатов - привлечь внимание к природному наследию территории, требующему специальной охраны и постоянной работы с населением по воспитанию экологической культуры.
Литература
Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. //Илл. Словарь – справочник. Под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С. 2004.
Ткалич С. К. Курс «Основы исследовательской деятельности». Семестр 2014. Кафедра дизайна, Институт искусств и креативных технологий. МГГУ им. М.А.Шолохова.
Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: автореф. дис. к-та иск.– М.: МВХПУ, 2010. – 41 с.
7