ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ ЛЮДМИЛЫ ПЕТРУШЕВСКОЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ ЛЮДМИЛЫ ПЕТРУШЕВСКОЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество Людмилы Петрушевской – прозаика и драматурга - одно из ярких явлений рубежа XX–XXI веков. Сегодня она — общепризнанный литературный классик, автор множества прозаических произведений и пьес, среди которых и знаменитые лингвистические сказки «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке.

Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Мелкие рассказы, повествующие о «случаях из жизни», о частных, ничем не примечательных судьбах, складываются в глобальную картину человеческого существования.

Петрушевская в своем творчестве ориентируется на доступность восприятия ее текстов и одновременно на их глубинный гуманно-философский смысл. Автор внимательно вслушивается в речь своих героев, дословно воспроизводит их «словечки», оговорки, аграмматизмы, вводя читателей через речь как бы внутрь психики своих героев. И мы видим, как много там бессознательности, автоматизма, слепоты, но и – страдания. И ещё - стремление к счастью. И мужества жить. И любви.

Многие произведения Людмилы Петрушевской посвящены проблеме женского счастья. В них автор открыто рассказывает о жизни своей главной героини с её избранником, показывает, через какие трудности приходится перешагнуть женщинам, чтобы содержать в чистоте и порядке дом, чтобы одевать и кормить своего ребенка, оставаться желанной для мужа и, в конце концов, быть красивой женщиной.

Рассказ «Не садись в машину, где двое» служит показателем, ярким примером сегодняшней нашей жизни. Через судьбу девушки Клавы, через мгновения её жизни автор хотел показать судьбы других девушек тоже. Ведь ошибки, совершенные Клавой, каждый день, каждый час совершают такие же наивные девушки, которые еще не познали жизнь. Жизнь, которая сладка и в то же время горька, ведь не знаешь, что с тобой произойдет сегодня и что ждет тебя завтра.

Читая это произведение Людмилы Петрушевской, невольно понимаешь, как ей близка судьба девушек, которые теряют головы от искусства обольщения мужчин, и как она хочет помочь им, достучаться до них, что не все так просто в этом мире и вся твоя судьба лишь в твоих руках.

Рассказ «Девушка Оля» также пронизана проблемой женского счастья, а именно материнства. В образе Оли перед нами предстает молодая девушка, которая случайно, в порыве всех проблем, позабыла на мгновение все и отдалась объятиям мужчины. А дальше уход этого парня, институт, беременность, мама … Но, к счастью, Людмила Стефановна изображает Олю не в качестве матери-кукушки, хотя такая идея ей пришла в голову, а в качестве любящей матери. Оля не испугалась никого: ни мамы, ни подруг, ни друзей, а сделала то, что велело материнское сердце.

В этом рассказе писательница проводит идею о том, что каждое дитя в этой жизни рождается своей судьбой, своей линией жизни. Поэтому делать аборт и прерывать беременность равносильно убийству своего ребенка собственными руками.

Оба произведения Людмилы Петрушевской – яркий пример для всех девочек и девушек, для женщин, которые собираются попробовать вкус жизни и которые вот-вот станут матерями.

Ещё одно произведение выдающегося писателя – «Заечка и Алёшка». Сначала автор показывает судьбу счастливой, любящей женщины, но после - обманутой её своим же мужем. Заечка – жалкая и больная женщина, которая уже не годится своему Вове. А он любил её, молодую, красивую, умную, которая была хороша в постели и вкусно готовила еду. Но как только Заечка заболела и начала все делать вязко, неуклюже, то мужа такая женщина начала не устраивать.

Написав этот рассказ, автор хотела показать, как преданны женщины мужчинам и как равнодушны бывают мужчины по отношению к женщинам.

На данном этапе место писателя в современном литературном процессе определено целым рядом черт: оригинальный стиль, художественный язык, проблематика произведений, выбираемые автором темы и жанры. Писательница прослеживает, как происходит деформация личности под влиянием среды, пытается раскрыть внутренний мир современного человека, показав его в исключительно сложных жизненных обстоятельствах; она видит его в самом разном обличье – от привычного до невероятного.

Проза Людмилы Петрушевской потому близка всему слабому полу, что она отражает в них судьбу каждой. Читая её произведения, кто-то вспоминает свою жизнь, а кто-то начинает получше заботится о жизни близкого человека.

Рассказы Людмилы Стефановны есть и будут одним из самых читаемых произведений современности. Ведь она поднимает самые актуальные проблемы общества, отражает наше настоящее, нашу действительность, показывая её во всех красках и формах, и через свои рассказы помогает найти правильный выбор в решение тех или иных проблем.

Использованная литература:

  1. Зумбулидзе И. Г. Творчество Людмилы Петрушевской в контексте русского постмодернизма [Текст] / И. Г. Зумбулидзе // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 250-252.

  2. Мирза Бабаев. О прозе Людмилы Петрушевской http://www.netslova.ru/mirza/petrush.htm.

  3. Петрушевская Л.С. «Не садись в машину, где двое»: Истории и разговоры. - СПб: издательство «Астрель-СПб», 2011.

Просмотров работы: 3758