Для истории как общественной науки характерно такое явление, как фальсификация. Выражается она, прежде всего, в преднамеренном
сокрытии или искажении исторических фактов.
Без сомнения, многие слышали из средств массовой информации о таком процессе, как переписывание истории и задумывались, а опасно ли это.
На этот вопрос можно ответить однозначно - это опасно. Не только для человека, но и для общества в целом, так как в результате искажения истории нарушаются нравственные ориентиры людей, они перестают понимать, для чего и ради чего живут.
Существуют две категории фальсификаций: Ложь «во благо» и «во вред».
При использовании лжи «во благо» народу постепенно внушается мысль об их собственной исключительности, что само по себе, естественно, не так. Это называется пропагандой. Историческая правда в данном случае активно замалчивается, перевирается или запрещается.
На эту тему часто проводятся дискуссии. Есть те, кто считает, что ложь «во благо» оказывает позитивное воздействие на народ. Однако с этим нельзя согласиться, ведь если в государстве будет какой-нибудь кризис, то люди практически моментально разочаровываются в идеологии собственной исключительности. Всё это происходит потому, что им рассказывали только о положительных периодах истории, а отрицательные замалчивались, как следствие, у людей не выработался иммунитет к кризисным явлениям.
Не менее опасна для людей ложь «во вред». В этом случае народу внушается миф об их неполноценности, о том, что в их истории не было достижений, а были только трагедии, пропагандируются паникёрские настроения. Психологами доказано, что постоянное поливание грязью истории своей страны и своего народа подавляет людей сильнее, чем физическое насилие. Таких людей очень просто подчинить чужой воле.
И уж точно нельзя согласиться с мнением, где говорится о пользе негативной трактовки истории, дескать, так всё и было на самом деле. Никакой пользы в этом нет!
Люди должны знать как положительные, так и отрицательные периоды своей истории, учиться на своих и на чужих ошибках. Если они не будут знать своего прошлого, то произойдёт их нравственная деградация.
Ни о каком патриотизме в таком случае не может идти речь, и, как следствие – развитие алкоголизма, наркомании и агрессии в обществе.
1
Многие скажут, что все эти пороки не связаны с изучением истории, на самом деле это не так. Всё взаимосвязано. Какую историю человек будет изучать, таким он и будет в жизни. Патриотом своей страны, любящим свой народ, или обывателем, думающим только о себе и критикующим всех и вся. Самое главное - нужно научиться отличать ложь от правды.
Бороться с лжеисторией трудно, но возможно.
Во-первых, нужно, изучая историю, «копнуть вглубь», то есть после прочтения информации о каком-нибудь противоречивом историческом событии (а именно неоднозначные события чаще всего искажаются в чьих либо интересах) не делать окончательных выводов о том, какой след оно оставило в истории, а изучить ещё несколько источников. Зачастую в них могут быть противоположные мнения, которые окажутся правдивыми.
Во-вторых, чтобы судить о правомерности уже осуществлённого действия, следует включить логику и постараться понять реалии прошлого и причину произошедшего действия. Мысленно оказаться на месте творцов истории.
Наша страна за более чем тысячелетний период своего существования пережила немало потрясений, на её долю выпало большое количество войн, в её истории было немало противоречивых событий, поэтому многие факты были намеренно сфальсифицированы.
Россия превратилась в полноценное государство при Иване Грозном. На сегодняшний день фигура царя является одной из самых противоречивых в стране. Все, кто учился в школе, читали в учебниках истории про его жестокость и размышляли, а был ли он таким на самом деле.
Правда заключается в том, что Иван Грозный не был кровожадным диктатором, как пишут о нём.
Да, возможно царь во многом перегибал палку во времена Опричнины, но он точно не был самым жестоким в мире. Всё познаётся в сравнении. В учебниках истории почему-то замалчивается тот факт, что в западной Европе в то время вовсю шёл процесс инквизиции, апогеем которой стала Варфоломеевская ночь 1572 года. В результате гонений на протестантов было убито сто тысяч человек. Во времена опричнины было убито в разы меньше людей.
В 1552 году после осады Иван Грозный взял Казань. В некоторых учебниках говорится, что Русские завоевали Татар, но на самом деле самих Татар в царском войске была почти половина, их было даже больше, чем в войске ханства. Следовательно, говорить о войне между народами не приходится. Это была классическая междоусобица [1].
Другой противоречивой фигурой в истории страны является Иосиф Сталин. Нет ни одного политического деятеля в мире, вокруг которого велись бы такие ожесточённые дискуссии. Фактически на сегодняшний день число сторонников и противников его политики одинаково.
2
В некоторых современных учебниках истории целые главы посвящены описанию того, каким «кровавым» диктатором он был. Преувеличивается количество репрессированных во вторую половину 20-х- 30-е годы.
Некоторые историки всерьёз говорят о 50 миллионах расстрелянных лично Сталиным.
Но на самом деле всё было не так. Достаточно просто понять, что значительная часть репрессированных составляли далеко не мирные советские граждане, а: красные террористы-революционеры (старая Ленинская гвардия), анархисты, националисты и религиозные экстремисты.
Помимо репрессий, Сталина обвиняют ещё и в полной некомпетентности во время Великой Отечественной Войны.
Чтобы развеять этот миф, не нужны долгие рассуждения.
Нужно понимать, что в мировой истории ещё не было прецедентов, когда армия побеждала врага при некомпетентном главнокомандующем.
Разве смогла бы Советская армия победить нацистов, если бы ей руководил дилетант? Ответ очевиден.
Благодаря Сталину был возвращён термин «Великая Русь», восстановлен пост патриарха в Русской православной церкви, упразднённый ещё при Петре I.
В годы его правления стипендия студентов практически равнялась средней заработной плате в стране. Начинающий инженер получал вдвое больше рабочего, профессор мог содержать домработниц и «литературных секретарей», а академик получал от государства квартиры в новых домах.
Не хватит и ста страниц, чтобы, опираясь на исторические факты, развеять мифы о Советском руководителе [2].
Подведя итог, можно сказать, что Иосиф Виссарионович ценой огромных усилий и пользуясь поддержкой народа, превратил государство, расколотое на части Гражданской войной в мировую сверхдержаву.
За всё время существования Российского государства было много выдающихся политических деятелей, политика которых оценивается неоднозначно, зачастую её смысл полностью или частично искажается. Чтобы полностью разобраться во всём и отыскать правду нужно время.
Наиболее активное искажение истории началось во время Перестройки при Михаиле Горбачёве и продолжилось в 90-е годы. Политика гласности привела к тому, что в печать и в СМИ начались вбросы негативной и зачастую ложной информации о существующем порядке вещей, что крайне отрицательно отразилось и на истории. Это и стало одной из причин развала СССР. Люди от огромного количества противоречивой информации не знали, кому верить, и переставали доверять правительству, усугубился кризис в обществе, в котором уже не было того единства, как раньше, происходил процесс разложения патриотического сознания народов.
С помощью новых внедрённых трактовок Советским, потом уже
3
Российским гражданам внушалась мысль о том, что в прошлом страны были только войны и кризисы. Ложь начала считаться за правду.
Как следствие плохого (фальшивого) знания истории, в 90-е годы стали появляться радикальные организации, в основном националистического характера, восхваляющие третий рейх, пропагандирующие ненависть и расизм и стремящиеся полностью подчинить общество, разрушить традиционные устои, расчленить государство на несколько частей. Они называют это патриотизмом, но нормальные люди уже давно поняли, что такой «патриотизм» им не нужен, слава Богу, что таких большинство.
Одновременно с появлением радикальных организаций, сект, в обществе обострилась такое явление, как эгоизм, который в свою очередь породил безразличие и взаимное неуважение людей друг к другу.
Внушение народу России мысли о собственной неполноценности является одной из главных задач геополитических соперников нашей страны.
Методы могут быть различными. Наполеон и руководители Англии говорили об «отсталости России». Гитлер пытался доказать «неполноценность русских» путем военного разгрома нашей армии. Либералы действуют тоньше и изощреннее. Они стараются доказать нашему
народу, что только в России всё плохо, а на Западе всё хорошо.
Искажение истории - это один из самых основных способов давления.
С этим явлением нужно бороться всеми возможными методами, прежде всего, нужно начать активную работу по пропаганде исторической правды и всячески поощрять её. Большую роль в этом могут сыграть различные военно-патриотические клубы. Особенно необходимо вести пропаганду среди молодёжи, прививать им любовь к своей родине, ведь молодёжь-это Будущее страны. Сейчас работа только началась, и для данной инициативы и успешного решения проблем нужна поддержка общества.
К сожалению, найдутся те, кто будет говорить о бессмысленности этой затеи.
Такие люди, кто только критикует, но ничего не предлагает, найдутся всегда. Скептики сами того не ведая, провоцируют раскол в обществе, который в свою очередь может привести к разрушению Российского Государства. Просто не нужно верить им на слово.
Напоследок хотелось бы дать четыре совета – изучайте историю, цените достижения предков, научитесь гордиться своей страной и любите свой народ!
Список литературы:
1. Владимир Мединский «Мифы о России-2, о русской демократии, грязи и тюрьме народов». М. ОЛМА Медиа Групп,2013.
2. Николай Стариков «Сталин. Вспоминаем вместе». СПб. Питер,2013.
4