Вечный источник развития как внутренних ресурсов, так и внутренней жизни – ресурсов личности, является катализатором для повышения человеческого стремления самореализовать себя, проявить свои возможности.Деятельность, направленная на самоактуализацию, проявляется, прежде всего, в мышлении и творчестве человека. Каждый человек, проявляет и формирует у себя мыслительные стратегии, технологии, привычки, умственные ходы.
Креативность — творческие способности индивида; способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [3]. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. Она есть потенциал, внутренний ресурс человека [2].
Проблема креативного мышления, в частности, вызывает не только интерес, но и стремление найти путь к ее развитию у себя, а также найти способы формирования ее как необходимого качества современного человека.
Работа психолога в нынешнем обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от специалиста не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Существование взаимосвязи креативности и профессионального мышления у психолога не вызывает сомнения, поскольку он работает каждый раз с уникальным «человеческим материалом», поэтому сам является способным к уникальному пониманию и мышлению.
Актуальность нашей учебно-исследовательской работы, состоит в том, что креативность и надситуативность мышления в настоящее время являются новыми и мало исследованными феноменами, которые мы изучаем в контексте профессионализации студентов-психологов, что также является достаточно новым исследованием.
Цель исследования заключалась в выявлении различий между самооценочными и экспертными суждениями относительно креативности студентов-психологов.
Объект эмпирического исследования — креативность, рассматриваемая нами как ресурс профессионального мышления личности студента-психолога второго курса.
Предмет исследования: взаимосвязь креативности и надситуативного мышления у студентов-психологов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о существовании взаимосвязи показателей креативности и надситуативного мышления у студентов-психологов.
Для проведения исследования были использованы методики диагностики креативности Дж. Рензулли и тест М.А. Кашапова, диагностирующий ситуативность-надситуативность мышления на базе практических ситуаций. Опросник креативности Рензулли — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Сравнительный анализ самооценочных и экспертных суждений относительно креативности студентов-психологов осуществлялся с помощью критерия U Манна-Уитни.
При диагностике креативности, в соответствии с подходом Дж. Рензулли было необходимо провести анализ показателей самооценки и экспертной оценки уровня креативности, а затем определить средний уровень данных показателей.
В исследовании в качестве респондентов выступили 15 студентов ВГУЭС, обучающихся по направлению «Психология».
Анализ результатов показал, что показатели самооценки креативности у всех испытуемых существенно завышены по сравнению с теми, которые были предоставлены студентами-экспертами, то есть: экспертная оценка оказалась существенно ниже самооценки (Табл. 1).
№ испытуемого |
Уровень креативности |
Итоговый показатель |
|
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Средние показатели |
|
1 |
33 высокий |
25 средний |
29 |
2 |
28 высокий |
14 очень низкий |
21 |
3 |
36 очень высокий |
28 высокий |
32 |
4 |
30 высокий |
10 очень низкий |
20 |
5 |
30 высокий |
30 высокий |
30 |
6 |
29 высокий |
27 высокий |
28 |
7 |
27 высокий |
24 средний |
25 |
8 |
23 средний |
26 средний |
25 |
9 |
29 высокий |
16 низкий |
16 |
10 |
28 высокий |
27 высокий |
27 |
11 |
38 очень высокий |
31 высокий |
34 |
12 |
34 очень высокий |
30 высокий |
32 |
13 |
27 высокий |
25 средний |
26 |
14 |
33 высокий |
33 высокий |
33 |
15 |
29 высокий |
23 средний |
26 |
Оказалось, что три респондента (с порядковыми номерами 3,11,12) являются обладателями очень высокого уровня креативности. Однако для них действует та же закономерность: экспертная оценка оказалась существенно ниже самооценки.
Такая тенденция наблюдается и в других случаях сравнения самооценок испытуемых с оценками экспертов, за исключением трех испытуемых (5,8,14), о которых можно сказать, что они — без завышенной самооценки креативности.
Так как практически все испытуемые имеют самооценку креативности, превосходящую оценку эксперта, что соответствует теории Дж. Рензулли о том, что люди склонны преувеличивать собственные возможности, уровень своей креативности (в связи с чем, мы высчитали среднюю оценку) нельзя с полной уверенностью утверждать о том, что баллы, выставленные экспертами, являются однозначно объективными и не имеют за собой субъективного подтекста.
Полученные результаты были проверены статистически с помощью критерия U Манна-Уитни.
Статистические гипотезы:
: Значения самооценки не превосходят значение экспертной оценки относительно креативности студентов-психологов.
: Показатели самооценки превосходят значения экспертной оценки относительно креативности студентов-психологов.
Таблица 2. Статистические суммы показателей креативности
Самооценка |
Экспертная оценка |
∑ = 308.5 |
∑ = 187.5 |
Критическое значение: Ось значимости:
p ≤ 0.01 |
p ≤ 0.05 |
61 |
77 |
= 51.5 в зоне значимости, следовательно, гипотеза: значения самооценки не превосходят значение экспертной оценки, доказана частично, а результаты испытуемых № 7, 10, 16 противоречат гипотезе. Значит показатели самооценки испытуемых действительно статистически достоверно превышают показатели экспертной оценки креативности. Это говорит- с одной стороны о том, что креативность является весьма популярным качеством, обладать которым хотят многие.
Студенты-психологи не всегда адекватно оценивают свой уровень креативности, что говорит о некоторой незрелости. Зрелость, с одной стороны, является фактором осознанного опыта, с другой стороны — продуктом особого типа мышления, которое имеет отношение не к ситуативным аспектам жизни, а, скорее к надситуативным.
При диагностике надситуативного типа мышления нами была использована методика М.А. Кашапова. В данной методике мышление рассматривается как уровневый процесс. Протекание процесса профессионального мышления рассматривается на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Надситуативный тип мышления выражается в «широте взглядов», «глобальном подходе к проблеме», открытой познавательной позиции. Надситуативный уровень характеризуется совокупностью отношений к проблемной ситуации в целом, к себе самому и своей деятельности. Именно поэтому надситуативный уровень разрешения проблемности связан с самоактуализацией творческого потенциала [3].
Обработав полученные данные, мы можем сказать о том, что 10 из 15 опрошенных умеют устанавливать надситуативную проблемность в процессе решения проблемных ситуаций, что способствует не только активизации их мыслительной деятельности, но и оказывает большое влияние на личностное развитие наших респондентов. Остальные испытуемые, обладающие ситуативным типом мышления, обычно подстраиваются под ситуацию и не воспринимают проблемную ситуацию как возможность саморазвития (Табл. 3).
Таблица 3. Сопоставление уровня креативности и показателей типов мышления у студентов-психологов
№ испытуемого |
Уровень креативности |
Показатели типов мышления |
Наличие/отсутствие связи |
1 |
29 (высокий) |
10 чаще надситуативное |
+ |
2 |
21 (средний) |
5 чаще ситуативное |
+ |
3 |
32 (очень высокий) |
16 ярко выраженное надситуативное |
+ |
4 |
20 (низкий) |
8 чаще ситуативное |
+ |
5 |
30 (высокий) |
17 ярко выраженное надситуативное |
+ |
6 |
28 (высокий) |
6 чаще ситуативное |
- |
7 |
25 (средний) |
10 чаще надситуативное |
+ |
8 |
25 (средний) |
13 чаще надситуативное |
+ |
9 |
16 (низкий) |
6 чаще ситуативное |
+ |
10 |
27 (высокий) |
13 чаще надситуативное |
+ |
11 |
34 (очень высокий) |
6 чаще ситуативное |
- |
12 |
32 (очень высокий) |
14 чаще надситуативное |
- |
13 |
26 (средний) |
10 чаще надситуативное |
+ |
14 |
33 (очень высокий) |
10 чаще надситуативное |
+ |
15 |
26 (средний) |
16 ярко выраженное надситуативное |
+ |
Анализ сопоставления показателей уровня креативности и надситуативности мышления показал, что в большинстве случаев взаимосвязь подтверждается. Хотя статистический анализ не был предусмотрен, необходимо отметить наличие предполагаемой тенденции в 12 случаях из 15.
Подводя итог, сделан вывод о том, что гипотеза исследования, состоящая в предположении о различиях самооценочных и экспертных суждений относительно креативности студентов-психологов подтверждена.
Отметим, что большинство испытуемых имеют самооценку креативности, превосходящую оценку эксперта, что соответствует теории Дж. Рензулли о том, что люди склонны преувеличивать собственные возможности, уровень своей креативности (в связи с чем, мы высчитали среднюю оценку).
Литература
Кашапов М.М. Роль творческого мышления психолога в объяснении Методология и история психологии. Том 3. Выпуск 1. 2008. – С.128 – 136.
Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. – 19 с.