Все чаще врачи различных специальностей слышат жалобы на чувство постоянной усталости и утомления, которое понимается, как состояние временного снижения работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки [5]. Как отмечает доктор медицинских наук В.Ю. Окнин, «представленность этих жалоб в общей популяции, по данным различных авторов, колеблется от 10 до 20% в зависимости от методов оценки» [11]. Этот факт обусловливает актуальность данной статьи.
Целью исследования является диагностика утомления и описание возможностей его регулирования. Для ее достижения были поставлены следующие задачи: исследование основных теоретических подходов по проблеме утомления; диагностика острого физического и умственного утомления; получение выводов; разработка рекомендаций по профилактике и регулированию утомления.
В понятии утомления выделяются три его аспекта [4]:
1) Утомление характеризуется временным снижением работоспособности;
2) Состоянию предшествует интенсивная, напряженная деятельность, заболевание или травма;
3) При снятии нагрузки происходит нормализация всех функций организма.
Признаки утомления могут развиваться на разных уровнях: на поведенческом они выражаются в снижении количественных и качественных характеристик работоспособности; на физиологическом уровне развитие утомления может свидетельствовать об истощении внутренних резервов организма и затруднении выработки условных связей. Это проявляется в падении скорости реакции, увеличении вероятности совершения ошибок; на психологическом уровне происходит нарушение психических процессов. При сильной выраженности утомления проявляются субъективные переживания, такие как раздражительность, неприязнь к окружающим, отвращение к работе [4].
Утомление может вызываться различными причинами, главной из которых является длительно воздействующая интенсивная рабочая нагрузка, которая возникает как при физической, так и умственной деятельности, например, при работе с большими объемами информации, в жестких временных рамках, или при выполнении ответственного задания. Среди дополнительных причин выделяются:
Независимо от причинности выделяют следующие классификации утомления:
1) По характеру нагрузки: физическое, умственное, эмоциональное, мышечное, зрительное, слуховое и смешанное;
2) По локализации симптомов: общее и локальное;
3) В зависимости от интенсивности: компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление [10].
Необходимо отметить, что в развитии утомления можно выделить период компенсированного утомления, в течение которого человек может продолжать работать. На его продолжительность влияют психофизиологические особенности личности, возраст, степень тренированности, мотивация, а также характер работы [3].
Состояние утомления является нормальной реакцией организма на длительную нагрузку и сопровождает любые виды деятельности человека. Но при долгосрочном воздействии нагрузок в отсутствие мер регулирования даже легкое утомление может привести к переутомлению, неврозам и психической сатурации с нарушением действующих функциональных систем. Поэтому важно проведение своевременной диагностики и профилактики утомления.
Методы диагностики утомления, можно условно разделить на 2 группы:
1) Объективные методы (включают анализ протекания основных психических процессов, динамики функционирования различных физиологических систем, в особенности отделов центральной нервной системы, оценку показателей работоспособности.
2) Субъективные методы (основаны на методе интроспекции, проводятся с целью получения информации о текущем состоянии или реакции на него со стороны респондента). Для анализа данных, полученных с помощью субъективных методов, необходимо также изучить его личностный профиль, так как для разных испытуемых одни и те же проявления утомления могут иметь различные значения.
Объектом эмпирического исследования является утомление, а предметом - степень физического и умственного утомления испытуемых.
Выборку составили студенты второго курса Института права, кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВПО «ВГУЭС», обучающиеся по направлению подготовки «Психология». Первую группу составили студенты, занятые дополнительной деятельностью (волонтерская работа, проведение научных исследований), вторую - студенты, не имеющие дополнительных нагрузок, кроме учебы (по 6 человек соответственно). Опрос студентов проводился путем рассылки вопросных бланков на электронную почту с учетом согласия на участие в опросе.
Гипотеза исследования - студенты, не имеющие дополнительных нагрузок, имеют меньший уровень физического и умственного утомления, чем учащиеся, занятые дополнительной деятельностью.
Сбор данных проводился с использованием следующих методик:
1) Опросник «Оценка острого физического утомления» R. Kinsman и P. Weiser в адаптации А.Б. Леоновой, направленный на выявление симптомов физического дискомфорта, нарушений эмоционально-волевой сферы и психических изменений;
2) Опросник «Оценка острого умственного утомления» А.Б. Леоновой и Н.Н. Савичевой [6], осуществляющий мониторинг симптомов когнитивного дискомфорта и нарушений регуляторных процессов, обеспечивающих деятельность.
Совокупные данные обеих методик позволяют точнее охарактеризовать синдром острого утомления.
Основным показателем для измерения является индекс утомления (ИУ). Чем выше значение ИУ, тем выше степень утомления.
Для оценки индексов физического (ИФУ) и умственного (ИУУ) утомления применяются разные диапазоны, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Дифференциация степеней выраженности физического и умственного утомления
ИФУ |
Степень выраженности утомления |
ИУУ |
меньше 11 баллов |
Отсутствие признаков утомления |
меньше 10 баллов |
11 ‑ 18 баллов |
Легкая степень утомления |
10 ‑ 16 баллов |
18 ‑ 25 баллов |
Умеренная степень утомления |
16 ‑ 28 баллов |
больше 25 баллов |
Сильная степень утомления |
Больше 28 баллов |
В результате опроса группы студентов, занятых во внеурочной деятельности (группа 1) и группы студентов, не имеющих дополнительной нагрузки (группа 2), были получены данные, представленные в диаграмме (рисунок 1).
Рисунок 1 ‑ Средние показатели уровней физического и умственного утомления
Анализируя полученные данные, приведенные в диаграмме, можно сделать вывод о том, что индекс умственного утомления группы 1 значительно выше, чем данный показатель группы 2. Это происходит за счет того, что такие факторы как когнитивный дискомфорт и нарушение регуляторных процессов, обеспечивающих деятельность, у группы 1 выше.
Однако, индекс физического утомления незанятых студентов, напротив, имеет большую выраженность, чем у занятых, что отражается на таких показателях, как усталость, психическое истощение, которые у этой группы соответственно выше, а также снижение мотивационной включенности.
В таблице 2 отражена встречаемость степеней выраженности утомления в каждой группе.
Таблица 2
Оценка выраженности утомления испытуемых (%)
Степень выраженности
|
Группа 1 |
Группа 2 |
||
Утомление |
||||
Физическое |
Умственное |
Физическое |
Умственное |
|
Отсутствует |
16,7 |
0 |
0 |
16,7 |
Легкая |
50 |
0 |
33,3 |
50 |
Умеренная |
33,3 |
100 |
66,7 |
33,3 |
Сильная |
0 |
0 |
0 |
0 |
У студентов группы 1 можно отметить вариативность степени физического утомления. Наиболее часто, в 50% случаях, встречается легкая степень, но и умеренная представлена. Объяснением этого явления служит тот факт, что умственное утомление включает в себя аспект физического. Так, долгое пребывание в одной позе, отсутствие физической активности вносят вклад в интеллектуальную деятельность. Умственное утомление в группе 1 представлено лишь умеренной степенью.
У 16,7% респондентов группы 2 не выявлено умственного утомления, что объясняется отсутствием дополнительной интеллектуальной работы, помимо основной учебной нагрузки. Наибольшее количество испытуемых подвержено легкому утомлению.
Но, следует отметить умеренную выраженность физического утомления у 66,7% опрошенных респондентов. На это могли повлиять такие факторы, как наличие какой‑либо дополнительной нагрузки, которая не рассматривалась в рамках исследования, уровень тренированности организма, а также ряд субъективных личностных и объективных физиологических особенностей респондентов.
Необходимо отметить, что студенческий возраст отличается кризисностью своего протекания [7], ухудшением показателей психофизического благополучия юношества [8], ростом рассогласования мотивационно-личностной сферы [2] и внутренней конфликтности личности [1].
Подводя итог исследования, можно сказать, что гипотеза подтверждена частично, так как студенты из незанятой группы, хотя и обладали меньшим уровнем умственного утомления, продемонстрировали высокие показатели уровня физического утомления.
Несмотря на то, что никто из респондентов не обнаружил сильного утомления, и большинство из них (58,3%) находится в состоянии умеренного утомления, следует помнить, что такое состояние может повлечь за собой сильное утомление вплоть до переутомления, которое характеризуется серьезными нарушениями работоспособности, ухудшениями вегетативных процессов и психического состояния человека.
Для поддержания оптимального рабочего состояния необходимо применять различные меры профилактики утомления, среди которых можно выделить:
1) фармакологический метод, то есть использование медицинских препаратов, которые могут назначаться только специалистом с медицинским образованием, поэтому этот метод должен быть использован с осторожностью и под контролем профессионала;
2) внушение, под которым понимается «воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно»;
3) самовнушение, аутогенная тренировка (а так же ее разновидности: психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка) [4, 9].
Другая классификация выделяет специфические (например, специализация трудовой деятельности, организация рабочего места и т.д.) и неспецифические (например, организацию оптимального режима труда и отдыха, физическую культуру, принятие солнечных ванн, закаливание и др.) методы профилактики утомления [12].
В случае с умственным утомлением, одним из главных методов его регуляции, направленным предупреждение и борьбу с симптомами является активный отдых. Пробежка или просто легкая прогулка на свежем воздухе положительно скажется на работе мозга, даст мышцам возможность отдохнуть от напряжения, связанного с длительным пребыванием в сидячем положении.
Если утомление связано с тяжелым физическим трудом, то активный отдых можно заменить пассивным. Аутогенные тренировки доказали свою эффективность многолетней практикой. Метод основан на принципе мышечной релаксации с помощью самовнушения. Существует большое количество различных техник, которые могут быть использованы людьми с разным уровнем тренированности.
И, конечно, не стоит забывать о важности здорового сна и правильного питания. Следование этим правилам позволит повысить тонус организма, улучшить его защитные способности. Здоровый организм легче выдерживает большие нагрузки и быстрее восстанавливается.
Подводя итоги можно сказать, что цель исследования достигнута, установлены причины возникновения утомления как функционального состояние личности и описаны возможности его диагностики и регулирования.
Список литературы
1. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, 2005.
2. Бубновская О.В. Развитие исследовательской компетентности как механизм гармонизации мотивационно-личностной сферы студенчества // В сборнике: Россия в ХХI веке: итоги вызовы, перспективы III Межднародная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. НОУ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА». 2012. - С. 236-243.
3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. ‑ СПб.: Питер, 2005. ‑ С. 276 ‑ 278
4. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под общ. Ред. Проф. А.В. Карпова. ‑ М.: Гардарики, 2005. ‑ С. 160
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. ‑ СПб.: Питер, 2006. ‑ 583 с.
6. Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие. ‑ СПб: Речь. 2004. ‑ 480 с.
7. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth//World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.
8. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individuals psychological well-being at students age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. - С. 230-236.
9. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте [Электронный ресурс] / А.В. Алексеев. ? Режим доступа: http://www.libma.ru/sport/preodolei_sebja_psihicheskaja_podgotovka_v_sporte/p4.php