Н. П. ВОРОНОВ И ЕГО «ЖЕЛНА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

Н. П. ВОРОНОВ И ЕГО «ЖЕЛНА»

Григорьева В.И. 1, Григорьева В.И. 1, Прокофьева А.В. 1
1МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воронов Николай Павлович (1926-2014), известный российский писатель, детство и юность которого прошли в Магнитогорске. Николай Павлович Воронов родился в семье железнодорожного рабочего. О себе и своей семье он пишет: "Начало жизни на станции Золотая сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна. Из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в Гражданскую войну. Отец Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из ... Полтавской губернии". Отец писателя был одно время председателем колхоза.

Писать Николай Павлович начал рано: еще в начальной школе сочинил свои первые стихи. Первый его рассказ "Обида" был напечатан в 1953 году в альманахе "Молодая гвардия". Через два года в Свердловске вышла первая книга рассказов "Весенней порой". В 1958 году Воронов был принят в Союз писателей СССР. Николай Павлович был разъездным корреспондентом "Огонька", обозревателем "Литературной газеты", возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В нашей стране и за рубежом вышло больше 30 книг Николая Воронова. Это романы, повести, сборники рассказов, очерки.

Почти все свое творчество Николай Павлович посвятил рабочей теме, людям труда.

К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально написал для школьников [1].

К сожалению, до своего 90-летнего юбилея Н.Воронов не дожил всего два года. В последние годы вышли в свет его новые книги: сборник стихов «Цунами», «Моя крылатая родня», «Сон о боге», «Приговоренный Флерушка».

Стихотворение «Желна» входит в цикл стихов «Моя крылатая родня» (Приложение 1). Сам сборник опубликован в 2006 г.

Поработаем над лексическими ассоциациями. Опрос студентов (10 человек) показал, что слово «желна» вызывает следующие словесные ассоциации: дятел, птица, лес, стук, дупло, птенцы.

Из названия стихотворения мы можем понять, что в стихотворении пойдет речь о дятле. Возможно, в стихотворении будет описано его местообитание, жизнь, внешность, повадки. Но это лишь только предположения.

Проанализируем название стихотворения. В словаре С. И. Ожегова «желна» – “крупная птица семейства дроздовых, чёрный дятел” [2].

Из энциклопедии мы узнаём, что чёрный дятел обитает на всей территории Европы, кроме крайнего юга. В Азии распространен на Кавказе, в Сибири до Камчатки, Сахалина, Корейского полуострова и Северной Японии. Для обитания выбирает высокоствольные лиственные, сосновые, еловые и кедровые леса, часто встречается в гарях.

Желна относится к крупным птицам, длина ее тела достигает 50 см, вес около 300 грам. Крылья округлые, голова большая, тонкая шея. У черного дятла массивный клюв долотовидной формы, длинной около 55-65мм, цвет клюва – желтовато-серый. Птица имеет угольно-черный окрас перьев, спина с отблеском. У самца на голове красная шапочка из перьев, которые расположены на лбу, затылке и темени, чем он и отличается от полностью черной самки.

Питается желна насекомыми и их личинками. Зимой также поедает семена хвойных деревьев, но в небольших количествах.

Поедая вредных насекомых, желна приносит огромную пользу лесу. Охотясь на насекомых, черный дятел спиралью поднимается по стволу дерева. Желна съедает всех насекомых на своем пути, выдалбливая их из трещин в коре дерева. Если дерево сильно заражено какими-нибудь личинками, дятел ударами клюва сбивает с него кору и извлекает насекомых. Часто бывает, что черный дятел сбивает полностью кору дерева от низу до верха [3] .

Таково содержание энциклопедической статьи. А как же описывает птицу Н. Воронов? Проведём построфный анализ стихотворения.

«Дятел цепкий, дятел крепкий / С тайным именем желна. / Козырьком в обратно — кепка. / Перьев чёрная волна». В этой строфе мы знакомимся с самим героем этого стихотворения, с дятлом, представляем, как он выглядит: черный, в кепке. Используя эпитеты («цепкий», «крепкий»), Н. Воронов описывает дятла как сильную, мощную, цепкую, крепкую птицу. Автор наделяет дятла чертами человека: у него есть тайное имя, он носит кепку козырьком назад. Нарушение грамматической нормы «козырьком в обратно» становится стилистическим приёмом и вызывает улыбку.

«Рано утром выбил ямку / В ели сизой, молодой. / В зной сюда привёл он самку / К каплям смолки золотой». Во второй строфе мы видим, что наш дятел не один. Рядом с ним самка, за которой он заботливо ухаживает, угощает её. Автор симпатизирует дятлу. На это указывают слова в уменьшительно-ласкательной форме: «ямка», «смолка».

«Самка той дышала смолкой, / И щипала смолку нежно. / Птицы замерли и смолкли. / Тишина легла безбрежно». В этой строфе весь лес притих, любуясь красотой отношений этой пары.

«Я для пробы смолку эту / Ложкой опустил в кувшин. / Аромат на всю планету, / Выше храмов и вершин». «Я отпил глоток. Источник / Той воды на вкус был пресен. / Терпче пряностей восточных — / Вдруг — и звонче волн и песен». Строка «Терпче пряностей восточных» прямо связана по смыслу со строкой «Вдруг — и звонче волн и песен». Смолка у поэта превращается в некое волшебное вещество, пробуждающее любовь. Автор, словно экспериментатор, пытается проверить, что же произойдёт, если эту волшебную смолку добавить в кувшин с пресной водой.

Читатель может прогнозировать, что в результате получится любовный напиток, который воздействует на поэта определённым образом: возбудит пылкие чувства, эмоции, страсть к любимой женщине. Однако этого не происходит.

Эффект оказывается иным, хотя и достаточно сильным: недаром Н. Воронов использует гиперболу: «Аромат на всю планету, / Выше храмов и вершин». Образованный напиток вызывает ряд ощущений: вкусовых («пряности»), зрительных, звуковых («волны», «песни»).

Из последней строфы «Что предал секрет огласке, / Не сердись, мудрец желна. / Богатырь я, точно в сказке, / От елового вина» мы узнаём, что напиток дал герою силы, молодости, словно богатырю. В тексте срабатывает эффект обманутого ожидания: любовная тема автором далее не поддерживается. И это не случайно: стихотворение написано поэтом уже в преклонном возрасте, и для его лирического героя важнее было хоть на мгновение почувствовать себя молодым, здоровым, сильным и бодрым. Автор просит прощения у желны, что раскрыл его секрет и называет его мудрецом. Именно дятел помог ему вернуться в молодость, воскресить в памяти прежние чувства и эмоции.

Список литературы:

1. Капитонова, Н. А. [Электронный ресурс] / Н. А. Капитонова . — ЧОДБ : Челябинск . — Режим доступа: http://chodb.uu.ru/site/index/podrost (1.09.2008)

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. – Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

3. Энциклопедия животного мира [Электронный ресурс] // http://animalbox.ru/birds/zhelna-ili-chernyj-dyatel

Приложение 1

Желна

Дятел цепкий, дятел крепкий

С тайным именем желна.

Козырьком в обратно — кепка.

Перьев чёрная волна.

Рано утром выбил ямку

В ели сизой, молодой.

В зной сюда привёл он самку

К каплям смолки золотой.

Самка той дышала смолкой,

И щипала смолку нежно.

Птицы замерли и смолкли.

Тишина легла безбрежно.

Я для пробы смолку эту

Ложкой опустил в кувшин.

Аромат на всю планету,

Выше храмов и вершин.

Я отпил глоток. Источник

Той воды на вкус был пресен.

Терпче пряностей восточных —

Вдруг — и звонче волн и песен.

Что предал секрет огласке,

Не сердись, мудрец желна.

Богатырь я, точно в сказке,

От елового вина.

Приложение 2

Просмотров работы: 1001