Трудность изучения профессиональной идентичности заключается в том, что она с одной стороны связана с определенным групповым членством (коллектив, профессиональная группа и т.д.), с другой - является личностным образованием.
Статус профессиональной идентичности - это как ступеньки, на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения [2; С. 143].
Объект исследования - профессиональная идентичность и самооценка. Предмет исследования - влияние статуса профессиональной идентичности на самооценку студента в период обучения.
В исследовании участвовали студенты ВГУЭС г. Владивостока, обучающиеся на разных специальностях. Выборка составила 30 студентов, из них 5 юношей и 25 девушек. Возраст - 20 - 22 года.
Студенческий возраст или юность - это завершающий этап социализации человека [6, 7]. Ролевая структура личности и его деятельность на данном периоде приобретают ряд новых качеств. Главная социальная задача данного возраста - это выбор профессии. Выбор профессии и учебного заведения дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми выходящими социально-психологическими последствиями.
В юношеском возрасте профессиональная направленность выступает как новообразование и формируется в особой, не присущей студентам ранее, деятельности. Профессиональная идентичность выступает в качестве важнейшего аспекта самосознания, изучение которого необходимо для оптимизации функционирования человека в соответствующей сфере деятельности [4].
Как считает Л.Б. Шнейдер, решение проблемы профессиональной идентичности, как самореализации человека в профессиональной сфере, должно быть связано с вопросами профессиональной готовности и пригодности [5; С. 45].
В профессиональной деятельности неадекватная и неустойчивая самооценка отрицательно сказывается на результатах работы. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит, прежде всего, умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности; роль эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях [1; С. 46].
Самооценка во многом определяет формировании целого ряда профессионально важных качеств. Так склонность к риску часто порождается неадекватной самооценкой [3; С. 96].
Для определения влияния статуса профессиональной идентичности на уровень самооценки были отобраны две методики: методика исследования самооценки личности С.А.Будасси и методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А.Азбеля. Данные представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
Показатели статуса профессиональной идентичности и уровня самооценки
Статус профессиональной идентичности |
Уровень самооценки |
Сокращенное название |
Количество человек |
Мораторий |
Адекватная |
МА |
4 |
Мораторий |
Завышенная |
МЗ |
3 |
Мораторий |
Стремящаяся к завышенной |
МСЗ |
1 |
Навязанная |
Адекватная |
НАА |
3 |
Навязанная |
Стремящаяся к завышенной |
НАСЗ |
1 |
Неопределенная |
Адекватная |
НЕА |
2 |
Неопределенная |
Низкая |
НЕН |
1 |
Сформированная |
Адекватная |
СА |
12 |
Сформированная |
Завышенная |
СЗ |
1 |
Сформированная |
Стремящаяся к завышенной |
ССЗ |
2 |
Из выше представленной таблицы можно сделать вывод, что у большинства студентов (12 из 30) сформированный статус профессиональной идентичности связан с наличием у них адекватным уровнем самооценки. Для более наглядной иллюстрации результатов, данные Таблицы 1 показаны в виде диаграммы (Диаграмма 1), которая представлена ниже.
Диаграмма 1
Показатели статуса профессиональной идентичности и уровня самооценки
Из представленных в диаграмме результатов исследования видно количественное соотношение студентов в зависимости от сочетания статуса профессиональной идентичности и уровня их самооценки.
По полученным, с помощью практического исследования, данным, мы можем сделать заключение, что большинство студентов определились со своей профессиональной направленностью, и статус их профессиональной идентичности сформирован. Так же можно отследить, что чаще всего сформированный статус профессиональной идентичности, в большинстве случаев, у тех студентов чья самооценка личности адекватна. Таким образом можно выявить определенную закономерность взаимосвязи профессиональной идентичности, находящейся в статусе «сформированная», с адекватной самооценкой личности студента, в период обучения его в вузе. Это в свою очередь, может говорить о том, что студенты, в период обучения в ВУЗе, приобретают навыки и знания, которые они уже применяют или способны применить в своей практической деятельности, которую они выбрали для своего будущего, будь то студент психологического факультета или будущий дизайнер. Но чем выше их профессиональные возможности, которые они могут задействовать в практическом применении, тем выше будет их самооценка. Сформированный статус профессиональной идентичности указывает на то, что студенты в юношеском возрасте, обучаясь в ВУЗе, уже с первых ступеней становления себя в своей будущей профессии, учатся преодолевать трудности в своей профессиональной деятельности. Таким образом происходит становление профессиональной идентичности, которая имеет очень большую значимость для самооценки личности.
Анализируя результаты студентов, имеющих адекватную самооценку во взаимосвязи с сформированным статусом профессиональной идентичности, можно сказать о том, что студент адекватно оценивает себя и свои возможности, свои навыки, умения и стремится развивать их дальше в той профессиональной сфере, которую он выбрал для себя основной. Юноши и девушки уже имея сформированный статус идентичности при адекватном оценивании себя и своих возможностей, фактически уже точно знают, чего они хотят достичь в своей жизни и своем профессиональном будущем, они проявляют стремление к достижению профессиональных целей и задач, они выстраивают планы, так как, уже обучаясь в вузе, определились какими практическими навыками и теоретическими знаниями нужно обладать, чтобы достигнуть той цели, которую они выбрали однажды, поступив в вуз.
Таким образом, гипотеза данной работы нашла свое подтверждение при помощи теоретического анализа и эмпирического исследования.
Список литературы
1. Бодалев А.А., Психология и педагогика/ А.А. Бодалёв.- Учебное пособие. 4-е изд., Изд.: Института психологии. 2004. - 347 с.
2. Грецов А.Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб. 2006. - 176 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400с.
4. Психология развивающейся личности / Под редакцией А.В. Петровского. М., 1987. - 240 с.
5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. - М., МОСУ, 2001. - 256 с.
6. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.
7. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individuals psychological well-being at students age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. - С. 230-236.