ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России, подобно зарубежным странам, все шире распространяется такая социальная деятельность, как волонтерское движение, и различные организации все чаще начинают привлекать молодежь на добровольческую работу. Возникает вопрос: что же отличает молодых людей, готовых влиться в волонтерское движение? Изучение ценностно-смысловой сферы людей (в данном случае - студентов), включенных в волонтерскую деятельность, может помочь организациям, использующим труд волонтеров, - начиная с этапа отбора людей и до осуществления работы.

Цель исследования - охарактеризовать ценностные и смысложизненные ориентации участников волонтерского движения Центра волонтеров ВГУЭС.

Задачи: выявить ценностные и смысложизненные ориентации молодежи, определить актуальные для волонтеров, а также проанализировать результаты и представить их интерпретацию.

Гипотезы исследования:

1)      у студентов, занятых волонтерской деятельностью, выраженность жизненных ориентаций (направленность и важность целей в жизни) выше среднего уровня;

2)      система ценностей волонтеров-студентов отличается от системы ценностей студенчества в целом;

3)      ценностные и смысложизненные ориентации волонтеров взаимосвязаны.

Для проверки выдвинутых гипотез с помощью тестирования ребят из Центра волонтеров ВГУЭС, было проведено исследование, где в качестве основных применялись тест «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева [9], и методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [10].

Для проверки статистической значимости взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена с учетом критических значений [4].

Выборка волонтеров составила 57 человек, из них 80% - девушки, 20% - юноши. Средний возраст - 18 лет.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии изучением ценностно-смысловой сферы, занимались такие ученые, как Е.А. Климов, Б.С. Братусь, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ядов, А.Г.Здравомыслов, Ш. Шварц, А. Маслоу, У. Билски, В. Франкл и другие, а волонтерства - Е.А. Шекова, А.В. Суворов, Ю.В. Шепетун, Ю.В. Паршина, Е.В.Субботинский, Н.А. Потапова, Л.Е. Сикорская, Л.А. Кудринская, М.С. Яницкий, В.Р. Кейсельман, М. Дарли и другие.

Смысложизненная ориентация - это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни [1, 8]. Именно она и формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение личности [3].

Ценности же рассматриваются как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной [10].

По результатам исследования смысложизненных и ценностных ориентаций студенчества полученные данные представлены в таблицах 1 и 2.

В ходе анализа было выяснено, что практически по всем пунктам результаты подходят под стандартные нормы, но суммарное значение баллов выше среднего уровня.

Анализируя полученные данные, следует отметить, что все волонтеры целеустремленные, ставят перед собой реальные цели, не завышая требования, но и не занижая их. Достижение этих целей помогает двигаться вперед и полноценно ощущать жизнь. Процесс жизни для них интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Таблица 1

Результаты тестирования волонтеров по методике СЖО

 

Пол

Цели

в жизни

Процесс жизни

Результат жизни

Локус контроля - я

Локус

контроля - жизнь

Общая сумма

Полученные результаты

м

32,38

32,15

27,77

22,15

32,15

146,62

ж

31,84

31,68

24,88

22,06

30,66

141,12

Стандарт

м

32,90±5,92

31,09±4,44

25,46±4.30

21,13±3,85

30.14±5,80

103,10±15,03

ж

29,38±6,24

28,80±6,14

23,30±4,95

18,58±4,30

28.70±6,10

95,76±16,54

 

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией говорит о том, что волонтеры удовлетворены своими успехами на данный момент, и ориентированы больше на настоящее, чем на прошлое или будущее. Каждый из волонтеров представляет себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Добровольцам присуще убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, что они активно и делают.

Наивысшие ранги в нашем исследовании получили такие терминальные жизненные сферы как: «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Счастливая семейная жизнь», «Свобода», «Любовь». Это практически совпадает с результатами современных исследований (например, О.В. Бубновская, 2012-2014) [1, 2, 5].

Обе категории студентов на первое место ставят конкретные жизненные ценности, свидетельствующие о направленности на личную жизнь, а разница между обычными студентами и волонтерами в том, что последние придают большее значение такой ценности, как «Свобода». Добровольцы ценят возможности самовыражения и выбора, они хотят помогать другим, давая им новые возможности.

Средние ранги занимают «Уверенность в себе», «Интересная работа», «Активная деятельная жизнь». Различие только в том, что для волонтеров «Счастье других» и «Развитие» имеют среднюю значимость, а не низкую, как для обычных студентов. Различия прослеживаются и для ценостей «Жизненная мудрость» и «Свобода».

Низшие ранги занимают «Удовольствия», «Общественное признание», «Продуктивная жизнь», «Познание», «Творчество», «Красота природы и искусства». У не включенных в волонтерскую деятельность студентов эти позиции отданы «Познанию», «Счастью других», «Развлечениям», «Творчеству», «Красоте природы и искусства». Скорее всего, это связано с тем, что эти блага как для волонтеров, так и для обычных студентов, довольно доступны, вследствие чего они перестают их высоко ценить.

Таблица 2

Иерархия ценностей волонтеров (в порядке убывания значимости)

Ценности

Терминальные

Инструментальные

1

Здоровье

Образованность

2

Наличие хороших и верных друзей

Честность

3

Счастливая семейная жизнь

Воспитанность

4

Свобода

Ответственность

5

Любовь

Жизнерадостность

6

Уверенность в себе

Самоконтроль

7

Интересная работа

Эффективность в делах

8

Активная деятельная жизнь

Аккуратность

9

Развитие

Широта взглядов

10

Счастье других

Чуткость

11

Материально обеспеченная жизнь

Терпимость

12

Жизненная мудрость

Смелость в отстаивании своего мнения

13

Удовольствия

Независимость

14

Общественное признание

Рационализм

15

Продуктивная жизнь

Твердая воля

16

Познание

Высокие запросы

17

Творчество

Исполнительность

18

Красота природы и искусства

Непримиримость к недостаткам

 

Если обобщить результаты проведенного исследования, то главные ценностные ориентации волонтеров: Направленность на общее дело и достижение успехов в нем; Общение и Общественная деятельность; Альтруизм; Помощь не только близким и друзьям, но Разрешение проблем в обществе.

В нашем исследовании значимыми оказались и такие ценности, как хорошее «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Счастливая семья» и «Свобода», которые отражают специфику юношеского возраста в целом [3, 5, 6].

Высший ранг, как у волонтеров, так и у обычных студентов, получили такие инструментальные ценности, как «Образованность», «Воспитанность», «Жизнерадостность». Отличие волонтеров в том, что они ценят как в себе, так и в других такие качества, как «Честность» и «Ответственность».

Средние ранги получили «Самоконтроль», «Эффективность в делах», «Аккуратность», «Широта взглядов», «Чуткость». У не вовлеченных в волонтерскую деятельность - «Аккуратность», «Самоконтроль», «Твердая воля», «Исполнительность», «Терпимость». Здесь уже больше различий. Эффективность в делах, широта взглядов и чуткость важны волонтерам для повышения эффективности работы, так как они много контактируют с людьми, и к каждому человеку стараются найти свой подход, независимо от препятствий, будь то разница в возрасте или, например, в вероисповедании.

Низшие ранги у волонтеров получили «Рационализм», «Твердая воля», «Высокие запросы», «Исполнительность», «Непримиримость к недостаткам в себе и других». У обычных студентов - «Чуткость», «Эффективность в делах», «Рационализм», «Непримиримость к недостаткам в себе и других», «Высокие запросы». С проявлениями этих качеств волонтерам приходится сталкиваться постоянно. Рационализм и высокие запросы для них не важны потому, что люди, включенные в волонтерскую деятельность, не преследуют материальных целей и делают добро не из-за какого-либо расчета. А с непримиримостью к недостаткам сталкиваются чуть ли не ежедневно, поэтому вскоре перестают обращать на это внимание, приняв нетерпимость как один из таких же недостатков, который так легко не искоренишь. Твердая воля и исполнительность для волонтеров не имеют особой ценности, возможно, как и в предыдущем случае, они просто настолько привыкли быть волевыми и обязательными, что это видится им чем-то естественным, само собой разумеющимся, чему со временем перестаешь придавать значение.

Результаты корреляционного анализа показали, что статистически значимая взаимосвязь отмечается по двум показателям: «Результат жизни», «Локус контроля - жизнь», корреляции по которым представлены в таблице 3.

По показателю «Результат жизни»:

- отрицательная корреляция с терминальными ценностями «Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Уверенность в себе»;

- положительная корреляция с инструментальными ценностями «Жизнерадостность», «Ответственность», «Смелость в отстаивании своего мнения», «Эффективность в делах».

Анализ результатов показал, что чем выше уровень шкал «Жизнерадостность» и «Ответственность», тем выше результат жизни; чем выше «Результативность жизни», тем ниже уровень шкал «Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Уверенность в себе» и «Смелость в отстаивании своего мнения». Скорее всего, это связано с тем, что радость жизни и умение отвечать за свои действия и поступки помогает добиться положительных результатов в деятельности, и тем самым повышает сам результат жизни. А чем выше результативность жизни, тем меньше волонтеры обращают внимание на процесс труда, ведь их результаты всегда высоки.

По показателю «Локус контроля - жизнь»:

- положительная корреляция с инструментальной ценностью «Жизнерадостность».

- отрицательная корреляция с инструментальной ценностью «Независимость».

Чем выше «Жизнерадостность», тем выше показатели «Локус контроля - жизнь». Чем выше показатель «Локус контроля - жизнь», тем ниже «Независимость». Связь аналогична взаимосвязям по показателю «Результат жизни», то есть, чем больше человек радуется жизни, тем больше старается управлять ей, чтобы не прекращать получать положительные эмоции, но с другой стороны, если человек получает от жизни все, он не старается стать независимым.

Это можно объяснить тем, что «...в личности добровольцев совмещаются две тенденции: с одной стороны, активность в решении социальных проблем и помощь обществу, с другой - безучастность по отношению к политической жизни страны» [7]. Тогда логично будет предположить, что человек может стараться активно изменять окружающий социум, но не участвовать в политике и управлении.

Таблица 3

Статистически значимые результаты корреляционного анализа

ценностных и смысложизненных ориентаций

Смысложизненные ориентации

Ценностные ориентации

Эмпирическое значение

Уровень значимости

Результативность жизни

Активная деятельная жизнь

-0,28

p<0,05

Интересная работа

-0,26

p=0,05

Уверенность в себе

-0,26

p=0,05

Жизнерадостность

0,27

p<0,05

Ответственность

0,26

p=0,05

Смелость в отстаивании своего мнения

-0,26

p=0,05

Эффективность в делах

-0,33

p=0,01

Локус контроля - жизнь

Жизнерадостность

0,28

p<0,05

Независимость

-0,38

p<0,01

 

Изучив смысложизненные ориентации и  выделив актуальные для добровольцев Центра волонтеров ВГУЭС ценности, следует отметить, что не все гипотезы подтверждены. Жизненные ориентации волонтеров не превышают средних значений, однако стоят на крайней границе средних значений, ближе к высоким. Различия в системе ценностей оказались обнаружены. Выявлены статистически значимые взаимосвязи. В перспективе исследования интересно проанализировать полученные данные с учетом опыта волонтерской работы испытуемых и гендерных различий.

Полученную благодаря исследованиям информацию рекомендуется сделать доступной для соответствующих организаций, занимающихся набором волонтеров, чтобы сделать работу как самих организаций, так и каждого волонтера более продуктивной.

 

Список литературы

1.      Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. 2012. № 25. - С.167-173.

2.      Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. - С. 147-153.

3.      Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, 2005.

4.      Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб: Речь.

5.      Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth//World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.

6.      Bubnovskaya O.V. Special aspects of individuals psychological well-being at students age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. - С. 230-236.

7.      Абакумова И. В., Левшина А. А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения - Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2014. - [Электронный ресурс]. URL: http://psyhea.psyf.sfedu.ru/sites/psyhea.psyf.sfedu.ru/files/konferenciya_materialy_0.pdf (дата обращения: 19.11.14)

8.      Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни.- [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/13182 (дата обращения: 27.10.14)

9.      Тест смысложизненных ориентаций // Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики. - [Электронный ресурс]. URL: http://psylab.info/Тест_смысложизненных_ориентаций  (дата обращения: 25.10.14)

10.  Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. - [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rokichu (дата обращения: 29.10.14)

 

Просмотров работы: 3669