В настоящее время воспитать человека, который умеет думать, творчески развиваться, способен справляться с большим количеством информации, обрабатывать ее и выделять главное, есть основная задача не только общества, но и современной системы образования. Поэтому большое внимание уделяется всестороннему развитию студентов. Решение данной проблемы основывается на изучении структуры мотивации и использования мотивационных резервов, т.к. энергетический уровень и структура учебной мотивации влияет на успешность обучения. По данному вопросу проведено большое количество психолого-педагогических исследований, но результаты этих работ не дали определенного и полного ответа.
Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, связана с тем, что абитуриенты Высших учебных заведений имеют не полное представление о своей будущей профессии. Студенты, обучающиеся по направлению «Психология» также сталкиваются с несовпадениями их ожиданий с реальным содержанием процесса обучения. Из чего следует вывод о необходимости проведения более активной профориентационной работы с абитуриентами, а также более четкого структурирования специальностей факультета в рамках университета, города и региона.
Студенческий возраст – это особый период жизни человека. Постановкой проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории занималась психологическая школа Б.Г. Ананьева [1]. Определяющим двигателем учебной деятельности студента является стремление к успеху и боязнь неудачи, а также мотивация учебной и профессиональной деятельности и факторы привлекательности профессии, что является мотивационным комплексом личности [1]. Для того чтобы в будущем студент был полностью удовлетворен своей профессией, необходимо, перед ее выбором, выявить его профессиональные мотивы, интересы и склонности.
Так как мотивация изучается в разных аспектах и понимается как источник активности, а также как система побудителей любой деятельности, ее понятие определяется авторами по-разному. Ученые трактуют мотивацию одновременно и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Определение «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (Ж. Ньютенн, А. Маслоу) [4], либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л.Рубинштейн) [5], либо с предметом потребности.
Более полное на наш взгляд определение мотива предложил известный исследователь этой проблемы Л.И. Божович. [2]. Результат его исследования показал, что в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [2].
Проанализировав работы нескольких известных исследователей (Л.С. Выготский [3], Л.И. Божович [2], Б.Г. Ананьев [1]) мы сделали вывод, что мотивация – это сложное объединение движущих сил поведения, которое открывается субъекту в виде потребностей, целей, интересов, идеалов определяющих человеческую деятельность.
Учитывая то, что сейчас критерием успешности любого вуза является количество поступивших студентов с высоким уровнем учебной успешности, то есть высокой учебной успешностью по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы решили проследить взаимосвязь мотивации студентов и уровня их учебной успешности.
Для диагностики мотивационной сферы студентов была использована методика «Изучение мотивов учебной деятельности» разработанная на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета, модифицированная А.А. Реаном и В.А. Якуниным [6]. Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции [6]. Нами был выбран 1 вариант методики.
Методика представляет собой набор из 16 приведенных в списке мотивов, из которых респондентам необходимо выбрать пять наиболее значимых для них мотивов.
Респондентами были студенты второго курса Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, направления «Психология». Исследуемая выборка состояла из 15 студентов. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Данные по методике «Изучение мотивов учебной деятельности»
Мотивы: 1 «стать высококвалифицированным специалистом»; 2 «получить диплом»; 3 «успешно продолжить обучение на последующих курсах»; 4 «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; «постоянно получать стипендию»; 6 «приобрести глубокие и прочные знания»; 7 «»быть постоянно готовым к очередным занятиям»; 8 «не запускать изучение предметов учебного цикла»; 9 Не отставать от сокурсников»; 10 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»; 11 «выполнять педагогические требования»; 12 «достичь уважения преподавателей»; 13 «быть примером для сокурсников»; 14 «добиться одобрения родителей и окружающих»; 15 «избежать осуждения и наказания за плохую учебу»; 16 «получить интеллектуальное удовлетворение».
Таблица 1. Данные по методике «Изучение мотивов учебной деятельности»
№ мотива по списку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Кол-во называний |
11 |
5 |
2 |
6 |
6 |
11 |
2 |
2 |
1 |
11 |
0 |
1 |
0 |
4 |
3 |
8 |
Частота называний |
0,7 |
0,3 |
0,1 |
0,4 |
0,4 |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
0,06 |
0,4 |
0 |
0,06 |
0 |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
Ранг мотива |
1 |
2 |
5 |
2 |
2 |
1 |
5 |
6 |
6 |
1 |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
3 |
Из таблицы 1 видно, что наиболее важными для группы респондентов являются мотивы под номерами 1, 6, 10 («стать высококвалифицированным специалистом; приобрести глубокие и прочные знания; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»). На втором месте по значимости «получить интеллектуальное удовлетворение» (№ 16) и на третьем месте «успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично» (№ 4), «постоянно получать стипендию» (№ 5).
Получив данные о результатах Единого государственного экзамена студентов, мы разделили их на 2 группы: с более высокими (группа А) и низкими баллами (Группа Б). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Соотношение мотивов с уровнем учебной успешности
(Методика «Изучение мотивов учебной деятельности»)
№ мотива |
Частота называний мотива (%) |
|
Группа А |
Группа Б |
|
1 |
40 |
33 |
2 |
13 |
20 |
3 |
0 |
13 |
4 |
26 |
13 |
5 |
26 |
13 |
6 |
33 |
40 |
7 |
13 |
0 |
8 |
0 |
13 |
9 |
0 |
6 |
10 |
40 |
40 |
11 |
0 |
0 |
12 |
6 |
0 |
13 |
0 |
0 |
14 |
13 |
13 |
15 |
6 |
13 |
16 |
40 |
13 |
Из таблицы 2 видно, что для студентов с высоким уровнем учебной успешности важно стать высококвалифицированными специалистами, обеспечить успешной будущей профессиональной деятельности, а так же получить интеллектуальное удовлетворение от учебы. Нельзя сказать, что эти же мотивы не важны для второй группы, но выражены они меньше. Удивительно, то, что для студентов с низким уровнем учебной успешности приобрести глубокие и прочные знания в процессе обучения важнее, чем для студентов группы А.
Далее мы решили определить, на что направлена мотивация студентов Групп А и Б. Использовался опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [6]. Методика состоит из 20 утверждений, по отношению к которым респондентам нужно было выразить согласие или несогласие.
Мы рассматривали результаты в тех же двух группах (Таблица 3).
Таблица 3. Мотивация успеха и боязнь неудачи
Группа |
Средний балл |
Группа А |
12,3 |
Группа Б |
13,1 |
Из таблицы 3 видно, что у студентов с высоким уровнем успешности средний балл мотивации (12,3) ниже, чем у студентов группы Б (13,1). Разница составляет 0,8 балла. У двух групп респондентов мотивационный полюс ярко не выражен. При этом, как пишет А.А. Реан, можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех [6].
В нашем случае, у студентов с высоким уровнем учебной успешности тенденция мотивации на успех меньше, чем у студентов с низким уровнем учебной успешности. А.А. Реан говорил о мотивации на успех, что она относится к позитивной мотивации. Такая мотивация направляет человека начавшего, какое-либо дело на конструктивный и положительный результат. В основе любой деятельности человека лежит надежда на успех и потребность в его достижении. Такие люди чаще всего уверены в себе, ответственны, активны и инициативны. Они особенно настойчивы в достижении цели.
Обратная ситуация происходит с негативной мотивацией, т.е. мотивацией на неудачу, при которой человек стремится избежать срыва, неудачи, неодобрения, наказания. Идея избегания и идея негативных ожиданий есть основа этой мотивации. То есть человек, приступая к делу, не думает о способах достижения успеха, а уже заранее боится возможной неудачи, ищет пути, которые помогут избежать предполагаемого срыва [6].
Люди, с такой мотивацией, обычно не уверенны в себе, в своих силах, для них характерна повышенная тревожность. Часто такие люди стараются избегать ответственных заданий, а когда нужно решить сложную, экстремальную задачу, они могут впадать в состояние, близкое к паническому. Однако, все это одновременно может сочетаться с чрезвычайно ответственным отношение к делу [6].
Итак, в ходе данного исследования, мы выяснили, что у студентов с разным уровнем учебной успешности, есть явное различие мотивов учебной деятельности.
В двух группах респондентов мотивационный полюс ярко не выражен, но существует тенденция преобладания мотивации на успех.
Вероятно, неярко проявленные отличия связаны с недостаточным количеством респондентов, а так же воздействием внешних факторов, которые не были учтены в рамках данного исследования.
Основной задачей общества, которое хочет получить опытных специалистов с реальными знаниями, является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы главной задачей стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. К процессу мотивирования – побуждения к деятельности, необходимо подходить с разных сторон исходя из того, что каждый человек имеет свои приоритеты.
Литература
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. Бодалева А.А. и др. - М.,1980. – 230 с.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. – 315 с.
Головин. С.Ю Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин –Минск.: 1998г. – 800 с.
Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: "Питер"., 2000 - 712 с.
Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.