Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возросший интерес к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем.
Актуальность данной учебно-исследовательской работы состоит в том, что креативность способствует развитию творческой личности и индивидуальности, что очень важно для человека в современном обществе, а значит, мы должны знать условия, влияющие на ее развитие, и препятствующие этому.
В широком смысле, креативность – «способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Она охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству и творческому началу» [5, C.228].
Творческое начало рождает в человеке фантазию, живое воображение. По своей природе оно основано на желании сделать что-то, что до тебя существовало, но сделать по-своему, по-новому или лучше, или то, что до тебя никем ещё не было сделано. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к совершенству, к лучшему, к прогрессу. Без творческой фантазии, а именно креативности, невозможно двигаться вперёд ни в одной из областей человеческой деятельности.
Современным обществом, в связи с этим, предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
В создавшихся условиях важнейшим направлением современных научных исследований становится проблема креативности личности, источников и факторов ее развития.
Психологи считают, что креативность необходимо формировать, так как она способствует развитию индивидуальности, творческой личности и является основой концептуальных психологических принципов креативного обучения и воспитания.
В последнее время становятся актуальными исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию креативности ребенка и реализации творческого потенциала.
В настоящее время много внимания уделяется обеспечению эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка в процессе воспитания в общеобразовательных школьных учреждениях, но вопрос о развитии творческих возможностей детей также должен решаться и на уровне семейного воспитания.
Большинство исследователей влияния семейного окружения на способности детей сходятся во мнении, что семьи, в которых родители проявляют внимание и интерес к развитию ребенка, эмоционально общаются с ним, где поощряется нестандартное поведения без жесткого контроля со стороны родителей, способствуют наибольшему развитию креативных способностей детей.
В исследовании Л.Б. Ермолаевой-Томиной [3] делается попытка проследить, насколько достаточны и необходимы факторы социальной среды, в первую очередь семьи, для формирования творческой активности. Согласно этому автору, наиболее благоприятна деятельная, активная позиция взрослых. Автор рассуждает, что в семьях, где ребенок становится организующим началом, где родители проявляют искренний интерес к его способностям, уделяют достаточное внимание воспитанию, создается благоприятная среда для дальнейшего развития способностей детей. А если в семьях присутствует жесткий контроль за детьми, полная бесконтрольность или полное устранение от воспитания, то такие условия в одинаковой степени неблагоприятны для развития креативности.
В.С. Юркевич [7] пишет о важном «стратегическом средстве», влияющем на познавательную потребность как детерминанте способностей. Это средство – климат в семье. Автор "чаще замечает способных детей в интеллигентных семьях", и дело, как она считает, в особой семейной атмосфере, свойственной таким семьям.
Тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности оказывает негармоничное семейное воспитание. Так И. Хямяляйнен [4], Э.Г.Эйдемиллер и В.В. Юстицкий [6] считают, что значимые взрослые (родители, воспитатели) являются людьми, влияющими на творческие способности детей.
Таким образом, семейное воспитание рассматривается как специально организованный и управляемый процесс формирования личности ребенка в семье; другими словами, это целенаправленное воздействие родителей на детей.
Воспитание может также осуществляться помимо стремления и желания родителей, так как существует совокупность духовных, материальных условий деятельности и существования ребёнка в семье и в данном случае воспитание осуществляется помимо стремления и желания родителей. Такое косвенное воспитательное воздействие на ребёнка в семье теоретически обеспечивает его креативное развитие.
Психолог В.Н. Дружинин [2] считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
отсутствие образца регламентированного поведения;
наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
создание условий для подражания творческому поведению;
социальное подкрепление творческого поведения.
Ряд других исследователей говорят о влиянии среды и указывают на необходимость гармоничных семейных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой [1]: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности.
Формированию креативности в наибольшей степени также способствуют следующие факторы воспитательного воздействия: повышение самооценки ребенка со стороны взрослых, положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка, разрешение эмоционального самовыражения ребенка, удовлетворение потребностей и желаний ребенка, отсутствие наказаний и жёстких требований к ребенку.
В основу исследования легли следующие теоретические положения.
Креативность составляет относительно устойчивую характеристику личности, способную к творчеству. Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. При этом развитие всех творческих процессов связано с самореализацией личности в семье.
Креативность имеет большую средовую обусловленность. Наиболее благоприятными для развития креативности являются те способы воспитания, которые стимулируют ребенка к ориентации на собственные желания и мнения, а не на внешние стимулы.
Подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, отказу от стереотипов, независимости, однако недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям. Поэтому в экспериментальных исследованиях Е.Л. Солдатовой, Н.А. Тюрьминой, В.Н. Хазратовой, Е.Л. Яковлевой указывается на необходимость целенаправленного формирования креативности в подростковом возрасте, создания условий для ее развития.
Целью исследования является выявление влияния условий воспитания на уровень креативности детей.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) подобрать методики для определения уровня креативности подростков;
2) сформировать выборки испытуемых из учащихся общеобразовательной школы и реабилитационного центра;
3) осуществить диагностическое исследование уровня креативности;
4) провести анализ результатов, используя методы математической статистики;
5) обобщить результаты и сделать выводы.
Объектом эмпирического исследования являются 20 детей 14-15 лет: первая группа - 10 детей, воспитывающихся в реабилитационном центре «Парус Надежды» г. Владивосток, у которых очень сложные и конфликтные отношения с родителями; вторая группа - 10 детей - учащиеся общеобразовательной школы № 4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края, которые воспитываются в полноценных, благополучных семьях в благоприятных условиях и не имеют проблем и конфликтов со своими родителями.
В ходе исследования было выдвинуто две гипотезы:
H0 – группа детей из благополучных семей не превосходит группу детей из неблагополучных семей по уровню креативности.
Н1 – группа детей из благополучных семей превосходит группу детей из неблагополучных семей по уровню креативности.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) методики диагностики уровня развития креативности: тестовая методика Дж. Рензулли, опросник креативности Д. Джонсона;
2) методы статистической обработки данных (непараметрический статистический критерий U Манна–Уитни, позволяющий оценить достоверность различий в независимых выборках).
Обследование детей проводилось во внеурочное время в групповой форме. Предварительно была проведена беседа для установления контакта. Методики предъявлялись на индивидуальных бланках, где проставлялись необходимые сведения об испытуемом, учащиеся отвечали письменно.
В исследовании использовались объективный тест Дж. Рензулли, состоящий из десяти пунктов, включающих список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению, и опросник креативности Д. Джонсона, фокусирующий внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением.
Обе группы испытуемых с интересом отнеслись к обследованию, были заинтересованы в конечных результатах. На основании этого полученные эмпирические данные можно считать достоверными.
Основные результаты и выводы. При диагностике креативности, в соответствии с подходами Дж. Рензулли и Д. Джонсона в группе детей из реабилитационного центра и группе детей общеобразовательной школы был проведён анализ показателей самооценки и экспертной оценки уровня креативности, а затем определён средний уровень данных показателей и выявлен уровень креативности. Данные представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Показатели уровня креативности (методика Дж. Рензулли)
№ исп. |
Учащиеся реабилитационного центра |
№ исп. |
Учащиеся общеобразовательной школы |
||||||
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
||
1 |
17 |
26 |
22 |
Средний |
1 |
30 |
27 |
29 |
Высокий |
2 |
23 |
30 |
27 |
Высокий |
2 |
30 |
33 |
32 |
Высокий |
3 |
32 |
28 |
30 |
Высокий |
3 |
25 |
23 |
24 |
Средний |
4 |
32 |
26 |
29 |
Высокий |
4 |
37 |
35 |
36 |
Очень высокий |
5 |
34 |
24 |
29 |
Высокий |
5 |
33 |
32 |
33 |
Высокий |
6 |
19 |
25 |
22 |
Средний |
6 |
36 |
32 |
34 |
Очень высокий |
7 |
30 |
24 |
27 |
Высокий |
7 |
29 |
35 |
32 |
Высокий |
8 |
33 |
25 |
29 |
Высокий |
8 |
33 |
24 |
29 |
Высокий |
9 |
17 |
26 |
22 |
Средний |
9 |
33 |
29 |
31 |
Высокий |
10 |
19 |
19 |
19 |
Низкий |
10 |
36 |
22 |
29 |
Высокий |
Из таблицы 1 мы видим, что в обеих группах диагностируются высокий и средний уровень креативности, но очень высокий уровень выявлен только у учащихся общеобразовательной школы, а у воспитанников реабилитационного центра при этом диагностирован низкий уровень креативности.
Таблица 2. Показатели уровня креативности (опросник Д. Джонсона)
№ исп. |
Учащиеся реабилитационного центра |
№ исп. |
Учащиеся общеобразовательной школы |
||||||
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
||
1 |
20 |
25 |
23 |
Средний |
1 |
30 |
28 |
29 |
Высокий |
2 |
30 |
30 |
27 |
Высокий |
2 |
36 |
31 |
34 |
Очень высокий |
3 |
31 |
28 |
30 |
Высокий |
3 |
22 |
27 |
25 |
Средний |
4 |
31 |
25 |
28 |
Высокий |
4 |
33 |
36 |
35 |
Очень высокий |
5 |
15 |
22 |
19 |
Низкий |
5 |
37 |
34 |
36 |
Очень высокий |
6 |
24 |
23 |
24 |
Средний |
6 |
39 |
34 |
37 |
Очень высокий |
7 |
31 |
25 |
28 |
Высокий |
7 |
30 |
36 |
33 |
Высокий |
8 |
31 |
26 |
29 |
Высокий |
8 |
35 |
25 |
30 |
Высокий |
9 |
11 |
26 |
19 |
Низкий |
9 |
28 |
24 |
26 |
Средний |
10 |
8 |
20 |
14 |
Очень низкий |
10 |
31 |
24 |
28 |
Высокий |
Проанализировав полученные результаты диагностики, представленные в таблице 2, мы видим, что 40% учащихся общеобразовательной школы имеют очень высокий уровень креативности, тогда как у воспитанников реабилитационного центра такого уровня не выявлено, но при этом у них диагностируется креативность на низком (20%) и очень низком (10%) уровнях.
На этапе обработки результатов нашего исследования для проверки выдвинутых гипотез о превосходстве не превосходстве группы учащихся общеобразовательной школы воспитанников реабилитационного центра по уровню креативности нами был использован непараметрический статистический критерий U Манна-Уитни, который позволил оценить статистическую значимость различий двух групп. Результаты эмпирического исследования проведены в соответствии с этапами статистической обработки данных.
Выявлены достоверные различия между показателями уровня креативного развития у испытуемых из благополучных и неблагополучных семей по показателю "креативность" (тест Дж. Рензулли) - на 1% уровне значимости (U критерий Манна-Уитни, Uэмп=13,5; Uкр.≤19, р≤0,01). У детей первой группы креативность значимо выше, чем у детей второй группы.
При обследовании по опроснику Д. Джонсона также на 1% уровне значимости обнаружены достоверные различия между показателями креативности в обследуемых группах (U критерий Манна-Уитни, Uэмп=17,5, Uкр.≤19, р≤0,01);
Эмпирические данные по критерию U Манна – Уитни на 1% уровне значимости в обоих случаях меньше критических значений критерия (Uэмп