Современному миру, который изменяется под влиянием политических и экономических факторов, необходимы высококвалифицированные специалисты. Следуя данному требованию, проблема формирования высокой мотивации студента является наиболее актуальной задачей современного российского образования (О.В. Бубновская, М.С.Добрынина, 2011).
Общество ставит перед специалистами различных сфер все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь быстро адаптироваться в новых условиях и находить грамотное решение проблем, для чего необходимо в процессе обучения развить мотивацию учащихся, способствующую успешности будущей деятельности [4].
В данной работе целью исследования является оценка взаимосвязи уровня сформированности групповой мотивации студентов-психологов с особенностями их мотивационно-личностной сферы.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1. Теоретически проанализировать понятия «мотивационно-личностная сфера», «мотив», «групповая мотивация», «мотивация достижения успеха» и «мотивация боязни неудач».
2. Разработать план исследования (сформировать выборку, осуществить подбор методик для изучения предмета и проверки гипотез).
3. Измерить уровень групповой мотивации и выявить особенности мотивационно-личностной сферы студентов-психологов разных курсов.
4. Проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты, сделать выводы.
Объект эмпирического исследования - мотивация, рассматриваемая как ресурс для самоактуализации студента-психолога.
Предмет исследования - взаимосвязь групповой мотивации с особенностями мотивационно-личностной сферы студентов-психологов.
В исследовании в качестве респондентов выступили студенты ВГУЭС (1-3 курс), обучающиеся по направлению «Психология». После проверки достоверности и анализа ответов были отобраны бланки 45 испытуемых. Средний возраст - 19-20 лет.
Инструментарий исследования включают две группы методов:
1. Психодиагностические тесты: методика диагностики сформированности положительной групповой мотивации И.Д. Ладанова; методика для диагностики уровня личностной готовности к риску Шуберта; опросник для изучения мотивации достижения успеха и методика, направленная на диагностику мотивации успеха и боязни неудачи Т.Элерса.
2. Методы статистической обработки: критерий φ* Угловое преобразование Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В ходе научного исследования было выдвинуто две гипотезы
1.Уровень групповой мотивации повышается в ходе обучения студентов.
2.Существует взаимосвязь между показателями общегрупповой мотивации с особенностями мотивационно-личностной сферы студентов-психологов второго курса.
Всякая деятельность человека основывается на мотивации, которая формируется с мотивационной сфере. В общем понимании, мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма [3], определяющие ее направленность [1], мотивационно-смысловые образования личности [2]. Мотивированность действий проявляется, в первую очередь, через целенаправленность и осознанность. Поведение каждого человека будет отличаться в зависимости от его конкретных условий жизни, за счет которых и будут определяться действия, связанные с удовлетворением собственных потребностей побуждения к деятельности - мотивы [6].
Необходимость индивидуального стимулирования студентов, а также группового стимулирования групп учащихся, в последнее время становится все более актуальным вопросом поскольку у различных студентов - разные потребности и интересы. Качественная организация условий учебы способствует повышению мотивации учащихся вузов [8].
Следует учитывать, что главной особенностью групповой деятельности является наблюдение за влиянием группы на личностную мотивацию каждого из учащихся и наоборот.
Представим уровень групповой мотивации студентов-психологов первого, второго и третьего курсов (рис.1).
Рисунок 1. Средние показатели положительной групповой мотивации студентов-психологов разных курсов.
Полученные данные свидетельствуют о том, что многие опрошенные считают их группы недостаточно мотивированными на получение положительных результатов.
Так как мы не можем с полной уверенностью утверждать, что студенты-психологи второго курса в меньшинстве своем считают, что у их группы недостаточная мотивация, и при этом имеют более сознательное отношение к деятельности их группы, которое формируется через осмысление их учебной деятельности и ее общественной значимости в последствии, то для этого мы проверили статистическую значимость различий уровней групповой мотивации студентов-психологов разных курсов с помощью критерия Фишера.
Статистические гипотезы:
: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа уровней групповой мотивации студентов-психологов
Сравнение по курсам |
Значение φ* эмп |
Результат |
1 и 2 курсы |
1.509 |
опровергается |
2 и 3 курсы |
1.509 |
опровергается |
1 и 3 курсы |
2.437 |
опровергается |
Анализ результатов показал, что показатели групповой мотивации у студентов 1-ого курса ниже показателей 2-ого и 3-его курса, то есть уровень групповой мотивации растет в процессе обучения. В свою очередь данные 2-ого курса существенно выше данных 1-ого и 3-ого курса. Полученное, возможно, является исключительным, так как в проведенном исследовании опрашивались существенно различающиеся группы. Соответственно, гипотеза, предполагающая о том, что уровень групповой мотивации повышается в ходе обучения студентов, доказана.
Можно предположить, что формирование положительной группой мотивации напрямую зависит от внутренних отношений между членами группы, влияние на которые оказывает временной фактор, но с другой стороны, одного времени недостаточно, необходимо учитывать уровень развития и социально-психологический климат группы. Так, например, в случае с опрошенными студентами третьего курса оказалось, что группа имеет недостаточную сплоченность, за счет чего в данный период времени уровень групповой мотивации снижен.
В перспективе исследование было бы интересным продолжить с использованием лонгитюда для оценки динамики групповой мотивации.
Для определения взаимосвязи между показателем групповой мотивации с особенностями мотивационно-личностной сферы у студентов-психологов был проведен корреляционный анализ результатов второго курса с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (табл. 2).
Исходя из полученных сведений, было выдвинуто предположение о том, что корреляционная связь между групповой мотивацией и мотивацией достижения успеха выступает в роли критерия развития мотива стремления к успеху, понимаемого как способность переживать гордость и удовольствие при достижении успеха, субъективная вероятность и побудительная ценность успеха, то есть относительная ценность успеха в специфической деятельности [5].
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа уровня групповой мотивации
с особенностями мотивационно-личностной сферы студентов-психологов
Также было выявлено, что между групповой мотивацией и личностной готовностью к риску, а также с мотивацией успеха и боязнью неудач, очень слабая отрицательно направленная и слабая положительно направленная корреляция соответственно.
Следует отметить, что в мотивации и деятельности человека в целом, можно выделить два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой в деятельности положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Исходя из этого, можно предположить, что студенты, мотивированные на успех, проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только положительных результатов при достижении поставленных целей, активно включаются в процесс достижения, выбирают средства для успешного выполнения задач. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Но при этом совершенно иначе ведут себя учащиеся, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Они изначально мотивированны на неудачу, и поэтому проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность достижения успеха. С работой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывает удовольствия от деятельности, тяготятся ею [7].
Так как групповая мотивация подразумевает собой постановку общих целей, к достижению которых группы студентов должны идти вместе, проходя через все препятствия и пытаясь улучшить результат, следует учитывать некоторые существующие факторы, оказывающие влияние на групповую мотивацию: цель в достижении, проблемы при достижении цели, дух товарищества, ответственность за выполнение совместной работы, профессиональный рост (как группы, так и каждого отдельно взятого студента), хороший лидер группы.
При повышении уровня групповой мотивации немаловажное значение для достижения успеха и оценки полученных результатов деятельности будет иметь представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Индивиды, считающие что соответствующие способности у них слабо развиты, в случае неудачи в деятельности переживают больше, чем те, кто имеет высокое мнение о наличии у них таких способностей.
В целом отмечается нехватка мотивации у студенчества, что требует определенных коррекционных воздействий для формирования навыков эффективного поведения будущего специалиста. Возможно, влияние группы и повышение групповой мотивации позволит облегчить решение данной задачи.
Полученный результат имеет практическую значимость, так как является поводом для разработки определённого рода тренингов, способствующих повышению групповой мотивации в студенческом коллективе, гармонизации мотивационно-личностной сферы.
Список литературы
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Словарь психиатрических терминов. - М.: Модэк. - 1995.
2. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. - С. 147-153.
3. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2005.
4. Бубновская О.В. Развитие исследовательской компетентности как механизм гармонизации мотивационно-личностной сферы студенчества // В сборнике: Россия в ХХI веке: итоги вызовы, перспективы III Межднародная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. НОУ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА». 2012. - С. 236-243.
5. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. № 5.- C.161-168.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
7. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. - М.: Владос, 2003. - С.487-488.
8. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.