РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Патокина М.А. 1, Забалуева Ю.С. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из приоритетных направлений школьного обучения является нравственное развитие и воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Что же такое нравственность, нравственное воспитание?

Термин «нравственность» является синонимом слову «мораль» (лат. «moralitas», термин введён Цицероном от лат. «mores» — общепринятые традиции, негласные правила), что обозначает принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый момент своей жизни.

Нравственные нормы, ценности – это высшие ценности человека, главными из которых являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех поступков, которые человек оценивает, одобряет, т.е. воспринимает их как добрые, благие, справедливые.

Нравственность младшего школьника – это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Но правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.

Конечно же, эти правила и требования ребенок усваивает с рождения в своей семье. Но и школе в данном процессе принадлежит большая роль: нравственные нормы и ценности продолжают усваиваться, развиваться, а нередко бывает и так, что ребенок, придя в школу, только начинает с ними знакомиться, потому что дома эти знания он не получил.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

В разном возрасте дети имеют неодинаковые возможности для нравственного воспитания, они по-разному относятся к различным средствам воспитания. Поэтому, в нравственном воспитании младших школьников, необходимо опираться на их мотивацию и учитывать их возрастные и психологические особенности:

1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений учащимся легче осваивать нормативное поведение.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Во время занятий им необходима частая смена видов деятельности.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений из-за небольшого опыта.

4. Частое несоответствие знаний моральных норм и правил реальным действиям ребенка. Особенно часто это проявляется в ситуациях, где не совпадают моральные нормы и личные желания ребенка.

Главная роль в нравственном воспитании младших школьников принадлежит классному руководителю. Именно он является носителем тех ценностей, которые необходимо прививать учащимся, именно он должен быть глубоко нравственным человеком, так как является примером для них.

Содержание и организация урочной и внеурочной деятельности по нравственному воспитанию прописывается в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Для реализации нравственного воспитания на основе программы, классный руководитель составляет план внеурочной деятельности, который обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через такие формы, как уроки, кинопросмотры, экскурсии, изучение исторического наследия, беседы, ролевые игры, часы общения, спортивные праздники, общение с учащимися и их родителями.

Мы составили примерный план внеурочной деятельности по нравственному воспитанию на полгода для учащихся первых классов:

Направления и виды деятельности.

Мероприятия

Участники

Отметки о выполнении.

СЕНТЯБРЬ – «Я и Я»

Задачи: осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.

Нравственное направление

Классный час на тему:

«Путешествие в страну доброты»

   

ОКТЯБРЬ – «Я и Школа»

Задачи:воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда

Нравственное направление

Классный час

Игра-путешествие «В стране вежливости»

   

НОЯБРЬ – «Я и Отечество»

Задачи: формирование стремления к усвоению правовых знаний, развитие общественной активности; воспитание чувства ответственности за будущее своего села, страны.

Нравственное направление

Внеклассное воспитательное мероприятие на тему: «Поговорим о дружбе»

   

ДЕКАБРЬ – «Я и Культура»

Задачи: воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

Нравственное направление

Классный час на тему: « Что такое дружба?»

   

Подробно рассмотрим одно из мероприятий:

Внеклассное мероприятие на тему:«Что такое Дружба?»

Цели: способствовать расширению знаний детей о дружбе, формированию нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Задачи:

1. образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах общения с друзьями.

2. развивающие: развитие уважительного отношения к окружающим, разностороннее развитие личности.

3. воспитательные: развитие нравственного воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников друг к другу;

Оборудование: памятка для учеников

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

Ведущий:Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы пришли сегодня на наш классный час. Надеюсь, что вы почерпнете себе много интересного и полезного себе.

II. Основная часть.

  1. Вступительное слово ведущего:

Ребята, о чём мы с вами сегодня поговорим, вы узнаете из этой пословицы: (На доске написана пословица).

«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». (Д)

Ведущий: Так о чём же мы будем говорить?

Ответы детей: О дружбе.

Ведущий: Да, ребята. Сегодня мы поговорим о дружбе.

2. Обсуждение вопросов, задаваемых по раскрытию понятия «дружба».

Ведущий: Как вы понимаете слово «дружба»?

Ответы детей:Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают, умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то. Вот такие отношения будут называться «дружбой».

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто, по-вашему мнению, считается настоящим другом?

Ответы детей:Настоящий друг также должен быть готовым прийти на помощь в трудную минуту.

Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым. Друга характеризуется наличием таких качеств как искренность и открытость. Друг должен уметь сопереживать и сочувствовать своему другу, умение выслушать и проявить искренний интерес к делам своего друга.

Кроме того, умение признавать свои ошибки, принимать советы и хранить секреты, быть готовым простить – все это качества настоящего друга.

Ведущий:Что значит дружить?

Ответы детей:Уважительно относиться к другу, доверять. Дружбе не помешает и наличие общих интересов и увлечений.

Ведущий:Молодцы, ребята! Теперь вам стало все яснее, ведь каждый человек должен понимать, что друзья - это очень важно.

Ведущий:Так как же надо «дружить»?

Ответы детей:Не предавать, не врать, не обижать, не ябедничать, не злиться, не бросать в беде, не грубить, не ссориться.

3. Познавательная игра «Найди конец пословицы».

Ведущий:Теперь, мы с вами поиграем в познавательную игру, которая называется «Найди конец пословицы». Я буду вам говорить начало пословиц и поговорок о дружбе, а вы соответственно, должны продолжить. Все поняли задание?! Ну, тогда начали. Итак, первая пословица:

Ведущий: Не имей сто рублей, а имей ...

Ответы детей:сто друзей.

Ведущий:Человек без друзей, что дерево ...

Ответы детей: без корней.

Ведущий:Друга ищи, а найдешь ...

Ответы детей:береги.

Ведущий:Дерево живет корнями, а человек ...

Ответы детей:друзьями.

Ведущий:Дружба не гриб, в лесу ...

Ответы детей:не найдешь.

Ведущий:Старый друг лучше...

Ответы детей:новых двух.

Ведущий:Дружба – как стекло ……

Ответы детей:разобьешь – не сложишь.

4. Проверка знаний сказок о дружбе

Ведущий: Ребята, главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали? ...

Ответы детей: Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Сказка про Винни-пуха; Б. Житков «Пудя»; Е. Чарушин «Никитка и его друзья», «Кай и Герда», «Малыш и карлсон».

5. Викторина «Кто с кем дружит?».

Ведущий: Молодцы, какие интересные и познавательные книги вы читаете! А значит, вы с легкостью ответите на вопросы викторины, которая называется «Кто с кем дружит?».

Викторина «Кто с кем дружит?»

Ведущий: Зеленый крокодил Гена и ...

Ответы детей: Чебурашка.

Ведущий:Доверчивый Буратино и ...

Ответы детей: Мальвина.

Ведущий:Смешной мишка Вини-Пух и ...

Ответы детей:Пятачок.

Ведущий:Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили -не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.

Ответы детей: Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.

Ведущий: Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?

Ответы детей:Герда.

Ведущий: Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону?

Ответы детей: Малиновое варенье.

Ведущий: Ребята, ведь правда, что друзьями могут быть и животные? У кого дома есть питомцы? Вы за ними ухаживаете? (молодцы)

Ответы детей: да, правда – животные могут быть друзьями. Да ухаживаем: кормим, выгуливать, ухаживать за ними.

6. Зачитывание законов дружбы

Ведущий: Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями!

Основные законы дружбы:

  1. Один за всех, и все за одного.

  2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

  4. Радуйтесь вместе с друзьями.

  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

  7. Помогай другу в беде.

  8. Умей с другом разделить радость.

  9. Не смейся над недостатками друга.

10.Останови друга, если он делает что-то плохое.

11.Умей принять помощь, совет.

12.Не обманывай друга.

13.Не предавай друга.

14.Относись к другу как к себе.

15Умей признавать свои ошибки.

Ведущий: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

III. Заключение. Подведение итогов.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше внеклассное занятие. Скажите, дети, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Я очень рада, что вам было интересно! И в конце нашего занятия я хотела бы добавить: помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь

Законы дружбы

  • Один за всех и все за одного.

  • Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает

  • Уважайте друг друга и помогайте друг другу

  • Радуйтесь вместе с друзьями

  • В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний

  • Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух

  • Помогай другу в беде

  • Умей с другом разделить радость

  • Не смейся над недостатками друга

  • Останови друга, если он делает что-то плохое

  • Умей принять помощь, совет

  • Не обманывай друга

  • Не предавай друга

  • Относись к другу как к себе

  • Умей признавать свои ошибки

Итак, можно с уверенностью сказать, что проблема нравственного воспитания является актуальной. Его эффективность зависит от мотивации учащихся и грамотных действий классного руководителя.

Смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Просмотров работы: 1992