Под мотивационно-личностной сферой понимается совокупность устойчивых мотивационно-смысловых образований [5], ориентирующих деятельность личности [1].
Известно, что для каждого молодого человека существует свой набор приоритетных ценностей и карьерных ориентаций [4]. Часто человеку не доступно, то, что он хочет иметь, то, что представляет для него ценность. Но бывает и наоборот, когда наличие чего-то в жизни человека не ценно и находится в избытке. И то, и другое состояние характеризуется как рассогласование мотивационно-личностной сферы [2]. Также можно встретить отсутствие устойчивого, ярко выраженного рассогласования, когда у человека есть все то, что имеет для него ценность. Это состояние характеризуется как гармонизация мотивационно-личностной сферы [3].
Цель исследования - выявление частоты состояний рассогласования мотивационно-личностной сферы и сравнение особенностей его картины у китайской и русской молодежи.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы наглядно увидеть различия мотивационно-личностной сферы между русскими и китайскими студентами, что поможет взаимодействию разных этнических групп.
Для данного исследования были выбраны студенты университета, разделенные по этническому признаку. Это студенты второго и третьего курсов, направление подготовки - «Экономика», средний возраст - 20-21 год. После проверки протоколов в исследование были включены результаты 109 человек, из них 53% - китайские студенты и 47% - русские студенты, 68% - девушки, 32% - юноши.
В исследовании использовалась методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД). Испытуемому предлагалось два бланка для заполнения (матрицы), в первом - он попарно сравнивал 12 жизненных сфер и выбирал наиболее ценную для себя, во втором - наиболее доступную. После обработки результатов выявлялся индекс рассогласования (R), наличие внутренних конфликтов и вакуумов, а также нейтральных зон. Также по результатам групп определяется, по каким сферам замечено наибольшее рассогласование мотивационно-личностной сферы молодежи.
В норме у мужчин R находится в промежутке от 33 до 50 единиц, у женщин: от 37 до 50. Если индекс равен меньше нормы, то можно говорить о низком уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, если больше нормы, то это говорит о высоком уровне. Дезинтеграция, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны [6].
Большее число китайских студентов имеют низкий показатель R, что говорит о малом рассогласовании в мотивационно-личностной сфере («Ценное» - одно и то же для студентов, что и «Доступное», и наоборот). А у русских студентов показатель R выше, то есть внутренних конфликтов или вакуумов больше, они ярче выражены, чем у представителей другой группы.
На рисунке 1 представлена степень выраженности личностных состояний: внутренний конфликт (ценно, но не доступно), внутренний вакуум (доступно, но не ценно) и нейтральная зона (доступно и ценно).
Анализ результатов показывает, что внутренние конфликты и внутренние вакуумы преобладают у студентов русской группы, что свидетельствует о большей степени рассогласования их мотивационно-личностной сферы. Это объясняет высокий показатель нейтральной зоны, более выраженную гармонизацию мотивационно-личностной сферы у китайских студентов, как было показано выше.
Рисунок 1. Зоны внутренних состояний мотивационно-личностной сферы у русских и китайских студентов
Картина рассогласования показала различия в мотивационно-личностной сфере у студентов разных этнических групп. Внутренние конфликты у китайских студентов обусловлены тем, что из-за языкового барьера и учебы, у них нет времени на «творчество», присутствуют проблемы со «свободой как независимостью в поступках и действиях», а также с возможностями устроиться на «интересную работу» без получения высшего образования. У русской группы в связи со студенчеством внутренним конфликтом выступает «материально обеспеченная» и «счастливая семейная» жизнь. Конфликтность сферы «здоровье», скорее всего, связана с тем, что большинство русских студентов совмещают учебу с работой, из-за чего чувствуют постоянную усталость, а также с высокой стоимостью медицинского обслуживания.
Внутренним вакуумом у обеих групп выступила «активная, деятельная жизнь». Это можно также связать с периодом студенчества. У китайской группы внутренним вакуумом так же выступили «любовь» и «познание», а у русской - «творчество», «красота природы и искусства».
Важно отметить, что для обеих групп «здоровье» и «счастливая семейная жизнь» занимают высокие позиции в рейтинге, но для китайских студентов это доступно, а для русских - нет.
Статистический анализ полученных данных представлен методами описательной статистики и сравнительным анализом (по Фишеру), результаты которого представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа состояний мотивационно-личностной сферы
Показатели |
Значение φ* |
Уровень значимости |
Внутренний конфликт |
1,379 |
Зона незначимости |
Внутренний вакуум |
1,414 |
Зона незначимости |
Нейтральная зона |
2,008 |
По результатам сравнительного анализа состояний видно, что внутренний конфликт и внутренний вакуум не достигли критических значений достоверности различий групп китайских и русских студентов (зона незначимости). Различия оказались статистически значимыми для нейтральной зоны мотивационно-личностной сферы юношества с преобладанием значений у группы китайских студентов, при р<0,05.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа уровней рассогласования
мотивационно-личностной сферы
Показатели |
Значение φ* |
Уровень значимости |
Низкий уровень |
5,084 |
|
Норма |
4,306 |
P<0,01, Зона значимости |
Высокий уровень |
2,05 |
P<0,05, Зона неопределенности |
Статистически значимые различия выявлены для доли лиц с высоким, средним и низким уровнями рассогласования мотивационно-личностной сферы в выборках китайских и русских студентов. Так, у китайской молодежи отмечается более низкий уровень рассогласования мотивационно-личностной сферы, чем у русских при р<0,01, у которых в свою очередь преобладает средний уровень гармонизации, входящий в «норму», при р<0,01. Это же можно отметить и для относительно высокого уровня рассогласования мотивационно-личностной сферы студенчества (при р<0,05).
По соотношению показателей «Ценности» и «Доступности» различных жизненных сфер значения разошлись. У китайской группы лиц с низким уровнем дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере больше, у русской группы больше студентов с уровнем нормы, а также с высоким уровнем рассогласования мотивационно-личностной сферы. Внутренними конфликтами выступили «свобода», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь». Внутренние вакуумы: «активная, деятельная жизнь» и « познание».
Главная гипотеза о том, что картина рассогласования мотивационно-личностной сферы представлена значимыми различиями между этническими группами, подтвердилась. Наличие внутренних состояний рассогласования преобладает у русской молодежи по сравнению с китайской. Этот показатель объясняет большое количество русских студентов, имеющих средний и высокий уровни дезинтеграции в жизненно важных сферах, то есть превышение «Ценности» над «Доступностью» (внутренние конфликты) и «Доступности» над «Ценностью» (внутренние вакуумы).
Более низкая степень выраженности внутренних рассогласований у китайской молодежи объясняется меньшей представленностью расхождения «Ценности» и «Доступности» жизненно важных сфер. Возможно, они менее требовательны и более адаптивны к изменяющимся условиям жизни, чем русские студенты, что помогает им более гибко реагировать на перемены.
Выявленные характеристики мотивационно-личностной сферы позволяют улучшить межкультурную коммуникацию молодежи. Результаты исследования, представляющие особенности личности в рамках мотивации китайских и русских студентов, полученные иерархии жизненно важных сфер следует учитывать при составлении учебных и адаптационных программ для студенчества.
Список литературы
1. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. - С. 147-153.
2. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2005.
3. Бубновская О.В. Развитие исследовательской компетентности как механизм гармонизации мотивационно-личностной сферы студенчества // В сборнике: Россия в ХХI веке: итоги вызовы, перспективы III Межднародная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. НОУ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА». 2012. - С. 236-243.
4. Бубновская О.В., Добрынина М.С. Психологические особенности мотивационно-личностной сферы и карьерных ориентаций студенчества // Казанская наука. 2011. № 3. - С.177-180.
5. Психология / Отв. ред. Б. А. Сосновский. - М.: Юрайт. - 660с.
6. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - САМАРА: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ БАХРАХ; М., 2001.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.