Одной из актуальных проблем современного знания являются вопросы, психического здоровья и патологии, аспекты которых отражены с разных сторон в социальном, психологическом, антропологическом и психиатрическом подходах. Исследователи отмечают значимость психофизического благополучия для эффективной жизнедеятельности личности [1, 2].
На сегодняшний день ярким примером данных проблем является такое психическое состояние как депрессия [3].
К основным симптомам этого расстройства относится сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий. Оно также характеризуется чрезмерной тоской и недостатком позитивных эмоций.
При депрессии, во всех фазах нового мотивационного процесса, типичной является чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей, то есть присутствуют длительные размышления перед формированием решения.
Осознание тоски, тревоги и других депрессивных эмоций могут вызвать «тяжесть страдания», которая впоследствии может стать мотивом для попытки изменения депрессивного состояния. Но следует заметить, что, если человек осознает, что рационального пути к изменению данного состояния не существует, то может в качестве чрезвычайного следствия к преодолению депрессии совершить самоубийство или его попытку [4].
Депрессивное состояние характеризуется и как расстройство восприятия. Обычно наблюдается искаженное восприятие цветов, которые воспринимаются как приглушенные, менее интенсивные. Ощущения иногда оказываются искаженными, как правило, неприятными. Например, человек может жаловаться на то, что у пищи горький привкус.
Следует дифференцировать психологическую и клиническую депрессию. Психологическая депрессия имеет обусловленность, то есть у сниженного настроения и печали всегда есть причина. У клинической депрессии, а именно, при депрессивном синдроме, постоянное угнетение настроения, не имеет оправданной причины. Часто может присутствовать чрезмерное чувство вины, обуславливать пациент свое состояние может признаками, не имеющими веской причины и являющимися, порой, абсурдными, например: «идет снег - это я во всем виноват».
Клиническая депрессия характеризуется депрессивной триадой (патологически пониженное настроение, замедление ассоциативного процесса, двигательная заторможенность). Окружающее воспринимается в мрачных красках, ничего не радует и не приносит удовлетворения.
Также, следует учитывать общее состояние организма пациента. При клинической депрессии частыми являются значительные расстройства аппетита (вплоть до анорексии), значительно нарушается сон, спазмы внутренних органов. Нередко отмечаются нарушения желудочно-кишечного тракта, нарушение кровообращения, учащение или урежение пульса, тахикардия [5].
Экспериментальные исследования психопатологии депрессии касаются главным образом взаимосвязи между настроением и памятью [3].
Депрессивное состояние для эмоциональной сферы характеризуется сдвигом в сторону тревоги, гнева, раздражительности, апатии, астении. Обычно эмоциональные расстройства включают в себя, кроме изменения настроения, ряд других компонентов, например, психомоторная заторможенность [6].
Настроение при депрессивном расстройстве связано чаще всего с большей доступностью печальных воспоминаний, чем счастливых.
Проблеме депрессии в психотерапии долгое время уделяли мало внимания относительно других психических расстройств, однако повышение интереса к данной сфере можно зафиксировать приблизительно с 1970 года, при восхождении двух направлений развития: разработка концепции депрессивных расстройств на базе психологии поведения и когнитивной психологии.
Особое внимание сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессии. Учитывая многомерную природу депрессивных расстройств, в терапии депрессий учитываются как биологические, так и психологические методы воздействия [4].
В случаях, когда депрессивное расстройство связано со стрессорами, зависящими от самого больного, например, с переутомлением вследствие чрезмерного усердия на работе или с чересчур запутанными социальными взаимоотношениями, следует настоятельно рекомендовать пациенту изменить свой образ жизни таким образом, чтобы вероятность развития повторных приступов заболевания в будущем уменьшилась. Облегчить подобную перестройку может индивидуальная, супружеская или групповая психотерапия.
В современной психологии разработаны различные подходы по диагностике и преодолению депрессивного состояния, которые позволяют сделать оказание психологической помощи более эффективным, исходя из индивидуальных особенностей личности [5].
В ходе данной работы проводилась диагностика психического состояния на наличие депрессии у студентов.
Исследователи подчеркивают кризисный характер периода студенчества (кризис ситуации и кризис развития), рассогласование мотивационно-личностной сферы [7], снижение показателей психофизического благополучия в данном возрасте [8].
Исследование было проведено на примере студентов второго курса направления подготовки «Психология», обучающихся во ВГУЭС (г. Владивосток). Данная диагностика проводилась у студентов в два этапа, два временных среза. Первое проведение диагностики происходило в обычные учебные дни, в середине семестра. Второй этап приходился на время сессии, так как этот период является одним из самых напряженных в студенческой жизни и характеризуется эмоциональным, когнитивным и психическим дисбалансом и напряжением у студентов. Исследуемая выборка состояла из 15 студентов. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.
Объект эмпирического исследования - депрессия как психическое состояние.
Предмет исследования: наличие и степень выраженности депрессивного состояния у студентов-психологов второго курса в обычные учебные дни и во время сессии.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень депрессивного состояния, фиксируемый у студентов-психологов в обычный период обучения, меньше уровня депрессивного состояния во время сессии.
В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, позволяющая определить уровень депрессии испытуемого на момент проведения диагностики. Опросник разработан для дифференциальной диагностики не только депрессивных состояний, но и и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Таблица 1.
Показатели уровня депрессии у студентов-психологов в середине семестра
№ испытуемого |
Количество баллов по уровню депрессии |
Наличие/отсутствие Депрессии |
1 |
45 |
- |
2 |
50 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
3 |
48 |
- |
4 |
31 |
- |
5 |
44 |
- |
6 |
40 |
- |
7 |
42 |
- |
8 |
27 |
- |
9 |
58 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
10 |
55 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
11 |
52 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
12 |
43 |
- |
13 |
40 |
- |
14 |
47 |
- |
15 |
30 |
- |
Средний балл по группе равен 43,5 балла.
По итогам проведения данного исследования и сравнения результатов испытуемых, приведенных в таблице 1, можно заметить, что средний уровень депрессивного состояния у студентов в середине семестра находится в состоянии нормы. Результаты четверых респондентов попали в диапазон, характеризующийся наличием легкой депрессии и сниженным настроением.
В ходе беседы с испытуемыми было установлено, что этот факт обусловлен индивидуальными причинами, зачастую это была тяжесть пробуждения утром и механизмы психики респондентов еще не успели активизироваться, за счет чего испытуемые чувствовали дискомфорт и снижение настроения.
Таблица 2.
Показатели уровня депрессии у студентов-психологов в период сессии
№ испытуемого |
Количество баллов по уровню депрессии |
Наличие/отсутствие Депрессии |
1 |
55 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
2 |
70 |
Истинное депрессивное состояние |
3 |
53 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
4 |
62 |
Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения |
5 |
39 |
- |
6 |
68 |
Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения |
7 |
44 |
- |
8 |
59 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
9 |
67 |
Субдепрессивное состояние |
10 |
63 |
Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения |
11 |
52 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
12 |
48 |
- |
13 |
50 |
Легкая депрессия, снижение настроения |
14 |
49 |
- |
15 |
67 |
Субдепрессивное состояние, значительное снижение настроения |
Средний балл по группе равен 56,5.
Обращаясь к результатам испытуемых во время сессии (табл.2), видно, что у большей части группы было зафиксировано наличие легкой и значительной депрессии, снижение настроения. Средний балл группы повысился (+13 баллов) и попал в диапазон присутствия легкой депрессии ситуативного или невротического происхождения с фиксацией отчетливо выраженного настроения. Студенты ссылаются на напряженный период в обучении и характеризуют свое состояние в данный период также напряженным, с наличием повышенной утомляемости, раздражительности, нарушением/недостатком сна, снижением настроения.
Проанализировав полученные данные, можно сказать о том, что уровень депрессивного состояния у студентов-психологов в обычный период обучения меньше данного показателя в период сессии. Состояние студентов во время сессии характеризуется плохим самочувствием, повышенным утомлением, снижением настроения. Это свидетельствует о том, что гипотеза, поставленная изначально, была успешно подтверждена.
Хочется обратить внимание на то, что стоит учитывать данные проведенной диагностики. В такой напряженный период, как сессия, студентам стоит чаще обращать внимание на изменение состояния, настроения. В случае напряжения рекомендуется использовать техники релаксации и обязательно контролировать режим питания, сна, а также труда и отдыха.
Список литературы
1. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individuals psychological well-being at students age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. - С. 230-236.
2. Бубновская О.В. Когнитивный фактор и проблема аномального поведения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы всерос. науч. конф. М.; Пенза, 2001. - С. 151-155.
3. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001.
4. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. - СПб: Питер, 2002
5. Гельдер М. Оксфордское руководство по психиатрии. - М.: Издательство Сфера, 1999.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Е. Егереевой. - СПб.: Питер. - 2013.
7. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. №13 A. С. 48-52.
8. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2005.