ДЕПРЕССИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЕРАПИЯ И ПРИМЕР ДИАГНОСТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕПРЕССИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТЕРАПИЯ И ПРИМЕР ДИАГНОСТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем современного знания являются вопросы, психического здоровья и патологии, аспекты которых отражены с разных сторон в социальном, психологическом, антропологическом и психиатрическом подходах. Исследователи отмечают значимость психофизического благополучия для эффективной жизнедеятельности личности [1, 2].

На сегодняшний день ярким примером данных проблем является такое психическое состояние как депрессия [3].

К основным симптомам этого расстройства относится сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий. Оно также характеризуется чрезмерной тоской и недостатком позитивных эмоций.

При депрессии, во всех фазах нового мотивационного процесса, типичной является чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей, то есть присутствуют длительные размышления перед формированием решения.

Осознание тоски, тревоги и других депрессивных эмоций могут вызвать «тяжесть страдания», которая впоследствии может стать мотивом для попытки изменения депрессивного состояния. Но следует заметить, что, если человек осознает, что рационального пути к изменению данного состояния не существует, то может в качестве чрезвычайного следствия к преодолению депрессии совершить самоубийство или его попытку [4].

Депрессивное состояние характеризуется и как расстройство восприятия. Обычно наблюдается искаженное восприятие цветов, которые воспринимаются как приглушенные, менее интенсивные. Ощущения иногда оказываются искаженными, как правило, неприятными. Например, человек может жаловаться на то, что у пищи горький привкус.

Следует дифференцировать психологическую и клиническую депрессию. Психологическая депрессия имеет обусловленность, то есть у сниженного настроения и печали всегда есть причина. У клинической депрессии, а именно, при депрессивном синдроме, постоянное угнетение настроения, не имеет оправданной причины. Часто может присутствовать чрезмерное чувство вины, обуславливать пациент свое состояние может признаками, не имеющими веской причины и являющимися, порой, абсурдными, например: «идет снег - это я во всем виноват».

Клиническая депрессия характеризуется депрессивной триадой (патологически пониженное настроение, замедление ассоциативного процесса, двигательная заторможенность). Окружающее воспринимается в мрачных красках, ничего не радует и не приносит удовлетворения.

Также, следует учитывать общее состояние организма пациента. При клинической депрессии частыми являются значительные расстройства аппетита (вплоть до анорексии), значительно нарушается сон, спазмы внутренних органов. Нередко отмечаются нарушения желудочно-кишечного тракта, нарушение кровообращения, учащение или урежение пульса, тахикардия [5].

Экспериментальные исследования психопатологии депрессии касаются главным образом взаимосвязи между настроением и памятью [3].

Депрессивное состояние для эмоциональной сферы характеризуется сдвигом в сторону тревоги, гнева, раздражительности, апатии, астении. Обычно эмоциональные расстройства включают в себя, кроме изменения настроения, ряд других компонентов, например, психомоторная заторможенность [6].

Настроение при депрессивном расстройстве связано чаще всего с большей доступностью печальных воспоминаний, чем счастливых.

Проблеме депрессии в психотерапии долгое время уделяли мало внимания относительно других психических расстройств, однако повышение интереса к данной сфере можно зафиксировать приблизительно с 1970 года, при восхождении двух направлений развития: разработка концепции депрессивных расстройств на базе психологии поведения и когнитивной психологии.

Особое внимание сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессии. Учитывая многомерную природу депрессивных расстройств, в терапии депрессий учитываются как биологические, так и психологические методы воздействия [4].

В случаях, когда депрессивное расстройство связано со стрессорами, зависящими от самого больного, например, с переутомлением вследствие чрезмерного усердия на работе или с чересчур запутанными социальными взаимоотношениями, следует настоятельно рекомендовать пациенту изменить свой образ жизни таким образом, чтобы вероятность развития повторных приступов заболевания в будущем уменьшилась. Облегчить подобную перестройку может индивидуальная, супружеская или групповая психотерапия.

В современной психологии разработаны различные подходы по диагностике и преодолению депрессивного состояния, которые позволяют сделать оказание психологической помощи более эффективным, исходя из индивидуальных особенностей личности [5].

 

В ходе данной работы проводилась диагностика психического состояния на наличие депрессии у студентов.

Исследователи подчеркивают кризисный характер периода студенчества (кризис ситуации и кризис развития), рассогласование мотивационно-личностной сферы [7], снижение показателей психофизического благополучия в данном возрасте [8].

Исследование было проведено на примере студентов второго курса направления подготовки «Психология», обучающихся во ВГУЭС (г. Владивосток).  Данная диагностика проводилась у студентов в два этапа, два временных среза. Первое проведение диагностики происходило в обычные учебные дни, в середине семестра. Второй этап приходился на время сессии, так как этот период является одним из самых напряженных в студенческой жизни и характеризуется эмоциональным, когнитивным и психическим дисбалансом и напряжением у студентов. Исследуемая выборка состояла из 15 студентов. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Объект эмпирического исследования - депрессия как психическое состояние.

Предмет исследования: наличие и степень выраженности депрессивного состояния у студентов-психологов второго курса в обычные учебные дни и во время сессии.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень депрессивного состояния, фиксируемый у студентов-психологов в обычный период обучения, меньше уровня депрессивного состояния во время сессии.

В качестве психодиагностического инструментария использовалась методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, позволяющая определить уровень депрессии испытуемого на момент проведения диагностики. Опросник разработан для дифференциальной диагностики не только депрессивных состояний, но и и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Таблица 1.

Показатели уровня депрессии у студентов-психологов в середине семестра

№  испытуемого

Количество баллов

по уровню депрессии

Наличие/отсутствие

Депрессии

1

45

-

2

50

Легкая депрессия, снижение настроения

3

48

-

4

31

-

5

44

-

6

40

-

7

42

-

8

27

-

9

58

Легкая депрессия, снижение настроения

10

55

Легкая депрессия, снижение настроения

11

52

Легкая депрессия, снижение настроения

12

43

-

13

40

-

14

47

-

15

30

-

 

Средний балл по группе равен 43,5 балла.

По итогам проведения данного исследования и сравнения результатов испытуемых, приведенных в таблице 1, можно заметить, что средний уровень депрессивного состояния у студентов в середине семестра находится в состоянии нормы. Результаты четверых респондентов попали в диапазон, характеризующийся наличием легкой депрессии и сниженным настроением.

В ходе беседы с испытуемыми было установлено, что этот факт обусловлен индивидуальными причинами, зачастую это была тяжесть пробуждения утром и механизмы психики респондентов еще не успели активизироваться, за счет чего испытуемые чувствовали дискомфорт и снижение настроения.

Таблица 2.

Показатели уровня депрессии у студентов-психологов в период сессии

№  испытуемого

Количество баллов

по уровню депрессии

Наличие/отсутствие

Депрессии

1

55

Легкая депрессия, снижение настроения

2

70

Истинное депрессивное состояние

3

53

Легкая депрессия, снижение настроения

4

62

Субдепрессивное состояние,

значительное снижение настроения

5

39

-

6

68

Субдепрессивное состояние,

значительное снижение настроения

7

44

-

8

59

Легкая депрессия, снижение настроения

9

67

Субдепрессивное состояние

10

63

Субдепрессивное состояние,

значительное снижение настроения

11

52

Легкая депрессия, снижение настроения

12

48

-

13

50

Легкая депрессия, снижение настроения

14

49

-

15

67

Субдепрессивное состояние,

значительное снижение настроения

 

Средний балл по группе равен 56,5.

Обращаясь к результатам испытуемых во время сессии (табл.2), видно, что у большей части группы было зафиксировано наличие легкой и значительной депрессии, снижение настроения. Средний балл группы повысился (+13 баллов) и попал в диапазон присутствия легкой депрессии ситуативного или невротического происхождения с фиксацией отчетливо выраженного настроения. Студенты ссылаются на напряженный период в обучении и характеризуют свое состояние в данный период также напряженным, с наличием повышенной утомляемости, раздражительности, нарушением/недостатком сна, снижением настроения.

Проанализировав полученные данные, можно сказать о том, что уровень депрессивного состояния у студентов-психологов в обычный период обучения меньше данного показателя в период сессии. Состояние студентов во время сессии характеризуется плохим самочувствием, повышенным утомлением, снижением настроения. Это свидетельствует о том, что гипотеза, поставленная изначально, была успешно подтверждена.

Хочется обратить внимание на то, что стоит учитывать данные проведенной диагностики. В такой напряженный период, как сессия, студентам стоит чаще обращать внимание на изменение состояния, настроения. В случае напряжения рекомендуется использовать техники релаксации и обязательно контролировать режим питания, сна, а также труда и отдыха.

 

Список литературы

1.    Bubnovskaya O.V. Special aspects of individuals psychological well-being at students age //  Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. - С. 230-236.

2.    Бубновская О.В. Когнитивный фактор и проблема аномального поведения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы всерос. науч. конф. М.; Пенза, 2001. - С. 151-155.

3.    Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001.

4.    Перре М., Бауман У. Клиническая психология. - СПб: Питер, 2002

5.    Гельдер М. Оксфордское руководство по психиатрии. -  М.: Издательство Сфера, 1999.

6.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Е. Егереевой. - СПб.: Питер. - 2013.

7.    Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. №13 A. С. 48-52.

8.    Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2005.

Просмотров работы: 2041