СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ШИОД, Г. ВЛАДИВОСТОК) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТИПА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ШИОД, Г. ВЛАДИВОСТОК)

Воеводкина Е.С., Бубновская О. В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной работы продиктована современной ситуацией c профессиональным самоопределением старшеклассников. Если выпускник школы так и не определился с выбором профессии, это приводит к парадоксальной ситуации на рынке труда, когда, отучившись на определенном направлении специалист выбирает работу по абсолютно другому профилю. Данный феномен имеет масштабы общероссийской значимости, что в конечном итоге негативно сказывается на экономике страны. Исследователи отмечают, что если старшеклассники будут руководствоваться особенностями типа личности при выборе профессии, то они наиболее адекватно и эффективно впишутся в профессиональное сообщество [2].

 Цель работы - выявление и описание особенностей типа личности старшеклассников.

Объектом данной работы является личность школьника, а предметом - особенности типа личности старшеклассников.

Во всем множестве определений понятия «личность» отмечается, что - это индивид, имеющий социальную направленность, реализующий себя в деятельности, взаимоотношениях и в общении [4, 5]. При этом «тип личности» - это некий субъект, наделенный личностными качествами и отличающийся от остальных субъектов некими характерными данному типу свойствами [6, 7].

Для становления личности особое значение имеет подростковый возраст, когда личность подвержена влиянию внешних и внутренних факторов [1]. «Важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон), что выражается в стремлении понять себя, свои возможности, особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым» [3, С.474].   

В качестве основных методов диагностики в исследовании выступает метод наблюдения и тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» - проективная методика, целью которой является «выявление индивидуально-типологических различий» [8].

Исследование проводилось среди учащихся школы для одаренных детей, девятые классы в количестве 19 и 17 человек. Средний возраст школьников - 14 лет.

Согласно гипотезе исследования, наибольшую распространенность среди старшеклассников имеет тип личности «ученый», а самую меньшую  -  «контр-эмотивный тип».

Долевое соотношение типов личности старшеклассников представлено в исследовании с помощью диаграмм (рис. 1, 2, 3).

 


Рисунок 1. Долевое распределение типов личности старшеклассников («дано природой»)

Рассмотрим параметры «дано природой» сразу по двум классам, ранжируя типы в соответствии с востребованностью. Самый высокий процент набирает тип «ответственный исполнитель» - 31 %; на втором месте типы «ученый» и «руководитель» по 22%; далее следует тип «изобретатель» - 11%; тип «интуитивный» набрал 8%; по 3% набрали «тревожно-мнительный» и «эмотивный».

 

Рисунок 2. Долевое распределение типов личности старшеклассников («состояние сейчас»)

По параметру «состояние сейчас» на первое место вышел «тревожно-мнительный» тип - 33% и «ученый» - 22%; следующий тип «руководитель» - 17%; «интуитивный» тип набрал 11%; еще меньше «ответственный исполнитель» - 8%; «изобретатель» - 6% и «эмотивный» - 3%.

 

Рисунок 3. Долевое распределение типов личности  старшеклассников («проекция на будущее»)

Самый востребованным типом для будущего оказался «тревожно-мнительный» - 20%; далее следует «руководитель» - 22%; тип «ученый» набирает 19%; «ответственный исполнитель» -14%; «интуитивный» - 11%; «изобретатель» набрал всего 8% и «эмотивный» тип - 6%.

Таким образом, анализируя усредненную иерархию типов личности старшеклассников, следует отметить, что большую представленность у старшеклассников имеют типы «ученый» (21%) и «руководитель» (20%), а меньшую - «эмотивный» (4%) и «контр-эмотивный» (0%) типы личности. Выраженность типов «тревожно-мнительный» (19%) и «ответственный исполнитель» (18%), вероятно, обусловлена высокими школьными требованиями к подросткам и повышенной нагрузкой в образовательном процессе.

Сопоставляя результаты тестирования по классам, выделим, что тип «ученый» дан от природы в высоких значениях в обоих классах (по 4 человека), на сегодня востребован высоко в одном классе, в средних значениях в другом (3 человека), а в проекции на будущее хотят видеть этот тип 5 и 2 человека соответственно. Самую меньшую распространенность получил тип, который обладает тенденцией, противоположной эмотивному типу («контр-эмотивный» тип).

Гипотеза о том, что наибольшую распространенность среди старшеклассников имеет тип личности «ученый», а самую меньшую  -  «контр-эмотивный тип», подтверждена.

В дальнейшем полученные результаты будут проверены на согласованность выявленных типов личности старшеклассников и их профессиональных склонностей, что позволит помочь подросткам сделать осознанный профессиональный выбор с учетом их индивидуальных особенностей, делая упор в выпускных классах на профильных предметах.

 

Список литературы

1.                  Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. - 811с.

2.                  Бубновская О.В., Добрынина М.С. Психологические особенности мотивационно-личностной сферы и карьерных ориентаций студенчества // Казанская наука. 2011. № 3. - С.177-180.

3.                  Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд. - Мн.: Харвест, 2007. - 976с.

4.                  Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-изд. - СПб: Питер, 2009. - 464 с.

5.                  Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2006. - 416с.

6.                  Холл, Кэлвин С., Линдсей, Гарднер Теории личности. - 2-е изд. - М.: Психотерапия, 2008. - 672с.

7.                  Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2013. - 607с.

8.                  Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 672с.

Просмотров работы: 1036