Учебный курс «Английский язык для нефтяников» разработан в Научно-образовательном центре «Лингва» ТюмГНГУ 1 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2013 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» 2 и Приказом Министерства России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным профессиональным программам» 3. Программа курса включает в себя аутентичные тексты, аудио и видеоматериалы.
Цель курса:
- Совершенствование практических навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере нефтегазовой промышленности.
Задачи курса:
Формирование у обучающихся основной лексической базы в нефтегазовой деятельности.
Формирование у обучающихся уверенных переводческих навыков технической специальной литературы.
Формирование у обучающихся практических эффективных умений и навыков речевой деятельности.
Планируемые результаты обучения:
- овладение слушателями профессиональной терминологии в сфере нефтяной и газовой промышленности на английском языке на уровне Intermediate;
- свободное владение изученным материалом в процессе делового и профессионального общения;
- понимание устной и письменной речи в нефтегазовой области;
- умение правильно выстроить профессиональную коммуникацию, аргументированного отстаивания своей точки зрения в производственных дискуссиях, описания производственных процессов, выступлений на совещаниях.
Курс рассчитан для студентов и преподавателей Тюменского государственного нефтегазового университета. Трудоёмкость обучения: 102 академических часа, т.е. 51 занятие, рассчитанные на 26 дней. Программа курса состоит из 7 модулей. Форма обучения: очная, заочная, с отрывом от производства, без отрыва производства.
По окончании изучения курса проводится контроль знаний – экзамен в форме устного собеседования. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают Сертификат о прохождении обучения и аттестации. Учебный материал скомпонован по модулям, направленным на развитие навыков устной речи, аудирования, грамматики и письма.
При составлении программы учитывались следующие методологические и концептуальные подходы:
- актуальность: учебный материал охватывает ключевые темы: основные компоненты буровой, методов и особенностей бурения скважин; видов и характеристики сырой нефти; методов предотвращения выбросов; основные методы цементирования скважин и переработки нефти; сырая нефть и её транспортировка; типы топлива, нефтепродукты; проблемы экологии; борьба с пожаром и другие темы, необходимые студентам нефтегазовых специальностей, преподавателям и специалистам-практикам.
- системный подход: каждая тема содержит точно определённые цели и задачи, ориентируя студентов и преподавателей на определённый уровень языкового прогресса и определённые языковые компетенции.
- структурный подход:каждая тема содержит типовые блоки заданий, обеспечивая ясность в подаче материала и облегчая его восприятие.
Программа обеспечивает понимание основных компонентов нефтегазового дела благодаря профессионально направленным текстам, терминологии и структуре. Основой формируемой языковой компетенции является профессиональная терминология нефтегазового сектора.
Практическая ориентированность программы:коммуникативный метод, нацеленный на активацию, «вывод в речь» грамматических и лексических единиц и конструкция. Во время выполнения заданий, моделирующих реальные ситуации у слушателей, развиваются навыки монологической, диалогической и поли логической речи на иностранном языке, слушатели учатся работать в команде, учитывая культурные различия её членов. К программе прилагаются основные учебные материалы, глоссарий терминов в нефтегазовой сфере с переводом на русский язык.
В основе учебной программы курса - коммуникативная методика обучения иностранному языку и разработана она в соответствии с международными стандартами оценивания (Pre-Intermediane, Intermediane), что позволяет гибко организовать работу с группой, переходя от наиболее простых к сложным заданиям.
Формами контроля являются устные ответы и тесты. Определены критерии оценок. Знания оцениваются: 70% – 80% - «3»; 80% -90% - «4»; 90% – 100% - «5». Если 70% текста понято, то оценка не снижается; снижается на 10%, если понято более 50%; на 20%, если понято менее 50% прочитанного или прослушанного текста.
Устные и письменные сообщения обучающихся должны соответствовать заданной теме, быть логично построенными с использованием соответствующей лексики и грамматических структур, содержать аргументированные высказывания.
Данный учебный курс будет реализован в 2015 – 2016 учебном году.
Литература:
Научно-образовательный центр «Лингва» ИПК и ПК ТюмГНГУ, сайт - http://ipk.tsogu.ru/languages.
Высшая школа экономики: Реализация Федерального закона «Об образовании в РФ» - http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-30082013-no-1014
Российская газета. Документы. RG.RU - http://www.rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html.