Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.
Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Наиболее точную трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. Толерантность - то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.
Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированны гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
воспитание активной жизненной позиции на основе:
осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
осознания своих возможностей;
формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;
осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);
развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.
Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Педагогам необходимо знать и учитывать:
индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности семейной культуры;
национальный состав коллектива учащихся;
проблемы в отношениях между детьми и их причины;
культурные особенности окружающей среды.
Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм и методов воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.
Этно-национальный состав в ХМАО-Югре представлен 136 национальностями. На территории автономного округа зарегистрировано 124 религиозных общественных объединения и 78 национальных общественных объединения. Все это свидетельствует о том, что уже сейчас необходимо уделять должное внимание формированию толерантного общества с гармоничным переплетением религиозных учений, политических взглядов, этнических особенностей населения современной Югры. В противном случае могут возникнут характерные для многих иностранных государств и регионов России этнические проблемы: религиозные конфликты, снижение престижности территории, отток денежных средств, рост преступности, разобщенности и т.д.
Представители религиозных организаций в отношениях с властными структурами автономного округа и между конфессиями, как на организационном, так и на личностном уровнях руководствуются следующими принципами:
открытости, справедливости, согласия и мира;
отказа от проповеди агрессии, ненависти, насилия;
готовности к диалогу, взаимопониманию и веротерпимости, неприятию социальной, расовой, религиозной розни и экстремизма.
Налаживание конструктивного диалога органов местного самоуправления, органов по делам молодежи муниципальных образований и учреждений, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры учреждений с религиозными организациями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
- организация общественных дискуссий, связанных с общественной оценкой тех или иных событий этноконфессиональной направленности, с деятельностью различных направлений в рамках той или иной конфессии;
- популяризация в СМИ и Интернете позитивного опыта работы (в том числе мирового, исторического) по примирению сепаратистских течений в рамках различных конфессий.
Привлечение религиозных деятелей различных конфессий к общественным дискуссиям по следующим темам:
- история этноса как представление народа о своем прошлом, настоящем и будущем;
- традиции, которые играют роль хранителя социальных ценностей (выполняют функцию социального цензора);
- представления о будущем этноса и, в соответствии с этим, мнения и убеждения, находящие выход в поведении и деятельности человека, социальных групп и этноса в целом.
Это даст возможность противостоять попыткам реанимировать архаичное сознание, символы, инициативы; придать старым религиозным обычаям новое национально-политическое звучание.
Иным продуктивным методом утверждения толерантных отношений между религиозными объединениями с органами власти автономного округа, научными и образовательными учреждениями является проведение научно-практических конференций с участием представителей конфессий.
Программы и проекты по формированию толерантной культуры и профилактике экстремизма, реализуемые на территории автономного округа:
«Толерантность», МОУ «СОШ №7» г. Нефтеюганск;
«Школа № 7 – территория толерантности», «Толерантная среда образования», МОУ «СОШ № 7» г. Нефтеюганск;
«Школа – центр формирования толерантности у детей и подростков 8а микрорайона», МОУ «СОШ № 8» г.;
«Мы – Россияне», МОУ «СОШ № 8» г. Нефтеюганск;
«Права человека, права гражданина», МОУ «СОШ № 10» г. Нефтеюганск;
«Культура воспитания», «Толерантность», МОУ «НОШ № 5» г. Нефтеюганск;
Городская целевая программа г. Покачи «Молодежь города Покачи на 2009-2011 гг.»;
«Дети риска» на 2008-2011гг., программа «Здоровье» 10-11 классы, МОУ СОШ п.;
«Программа воспитания» 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Горноправдинск;
«Школа толерантности» 1-4 классы, МОУ НОШ п. Горноправдинск;
Программа гражданско-правового воспитания 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Красноленинский (тел.: 73-149);
«Воспитание» 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Красноленинский;
- «Семья и школа-социальные партнеры» 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ с. Цингалы;
- Программа воспитания и дополнительного образования «Русская классическая школа» на 2006-2011гг. 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ с. Цингалы;
- «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» 5-9, 10-11 классы,МОУ СОШ с.;
- «Нравственные уроки», «Уроки здоровья» 5-9 классы,МОУ ООШ п. Пырьях;
- Программа патриотического воспитания 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Кедровый;
- Программа развития воспитания 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Выкатной;
- Программа воспитания и дополнительного образования «Экология души» на 2006-2011гг. 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ д. Шапша;
- «Образование и здоровье» на 2006-2011 гг. 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ с. Батово;
- Программа воспитания и дополнительного образования на 2010-2011гг., программа «Будь здоров!» 5-9, 10-11, МОУ СОШ д. Согом;
«Профилактика экстремизма в молодежной среде», г. Нижневартовск;
Нижневартовский профессиональный колледж:
«Профилактика экстремизма в молодежной среде»;
«Комплексные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся и студентов»;
«Программа развития волонтерского движения в рамках модернизации образования»;
«Программа адаптации обучающихся первого курса к условиям обучения»;
«Программа сопровождения обучающихся».
Школьный возраст – важнейший период в психо – социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – это значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.
Литература
Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - С.150-155.
Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.
Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1
Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001
8