ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.

Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Наиболее точную трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. Толерантность - то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированны гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:

  1. формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

  2. развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

  3. сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).

  4. воспитание активной жизненной позиции на основе:

    • осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;

    • осознания своих возможностей;

    • формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

    • осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;

    • осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

    • формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

    • проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;

    • определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);

    • развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

    • углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Педагогам необходимо знать и учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности семейной культуры;

  • национальный состав коллектива учащихся;

  • проблемы в отношениях между детьми и их причины;

  • культурные особенности окружающей среды.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм и методов воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.

Этно-национальный состав в ХМАО-Югре представлен 136 национальностями. На территории автономного округа зарегистрировано 124 религиозных общественных объединения и 78 национальных общественных объединения. Все это свидетельствует о том, что уже сейчас необходимо уделять должное внимание формированию толерантного общества с гармоничным переплетением религиозных учений, политических взглядов, этнических особенностей населения современной Югры. В противном случае могут возникнут характерные для многих иностранных государств и регионов России этнические проблемы: религиозные конфликты, снижение престижности территории, отток денежных средств, рост преступности, разобщенности и т.д.

Представители религиозных организаций в отношениях с властными структурами автономного округа и между конфессиями, как на организационном, так и на личностном уровнях руководствуются следующими принципами:

  • открытости, справедливости, согласия и мира;

  • отказа от проповеди агрессии, ненависти, насилия;

  • готовности к диалогу, взаимопониманию и веротерпимости, неприятию социальной, расовой, религиозной розни и экстремизма.

Налаживание конструктивного диалога органов местного самоуправления, органов по делам молодежи муниципальных образований и учреждений, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры учреждений с религиозными организациями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- организация общественных дискуссий, связанных с общественной оценкой тех или иных событий этноконфессиональной направленности, с деятельностью различных направлений в рамках той или иной конфессии;

- популяризация в СМИ и Интернете позитивного опыта работы (в том числе мирового, исторического) по примирению сепаратистских течений в рамках различных конфессий.

Привлечение религиозных деятелей различных конфессий к общественным дискуссиям по следующим темам:

- история этноса как представление народа о своем прошлом, настоящем и будущем;

- традиции, которые играют роль хранителя социальных ценностей (выполняют функцию социального цензора);

- представления о будущем этноса и, в соответствии с этим, мнения и убеждения, находящие выход в поведении и деятельности человека, социальных групп и этноса в целом.

Это даст возможность противостоять попыткам реанимировать архаичное сознание, символы, инициативы; придать старым религиозным обычаям новое национально-политическое звучание.

Иным продуктивным методом утверждения толерантных отношений между религиозными объединениями с органами власти автономного округа, научными и образовательными учреждениями является проведение научно-практических конференций с участием представителей конфессий.

Программы и проекты по формированию толерантной культуры и профилактике экстремизма, реализуемые на территории автономного округа:

  • «Толерантность», МОУ «СОШ №7» г. Нефтеюганск;

  • «Школа № 7 – территория толерантности», «Толерантная среда образования», МОУ «СОШ № 7» г. Нефтеюганск;

  • «Школа – центр формирования толерантности у детей и подростков 8а микрорайона», МОУ «СОШ № 8» г.;

  • «Мы – Россияне», МОУ «СОШ № 8» г. Нефтеюганск;

  • «Права человека, права гражданина», МОУ «СОШ № 10» г. Нефтеюганск;

  • «Культура воспитания», «Толерантность», МОУ «НОШ № 5» г. Нефтеюганск;

  • Городская целевая программа г. Покачи «Молодежь города Покачи на 2009-2011 гг.»;

  • «Дети риска» на 2008-2011гг., программа «Здоровье» 10-11 классы, МОУ СОШ п.;

  • «Программа воспитания» 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Горноправдинск;

  • «Школа толерантности» 1-4 классы, МОУ НОШ п. Горноправдинск;

  • Программа гражданско-правового воспитания 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Красноленинский (тел.: 73-149);

  • «Воспитание» 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Красноленинский;

- «Семья и школа-социальные партнеры» 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ с. Цингалы;

- Программа воспитания и дополнительного образования «Русская классическая школа» на 2006-2011гг. 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ с. Цингалы;

- «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» 5-9, 10-11 классы,МОУ СОШ с.;

- «Нравственные уроки», «Уроки здоровья» 5-9 классы,МОУ ООШ п. Пырьях;

- Программа патриотического воспитания 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Кедровый;

- Программа развития воспитания 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ п. Выкатной;

- Программа воспитания и дополнительного образования «Экология души» на 2006-2011гг. 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ д. Шапша;

- «Образование и здоровье» на 2006-2011 гг. 5-9, 10-11 классы, МОУ СОШ с. Батово;

- Программа воспитания и дополнительного образования на 2010-2011гг., программа «Будь здоров!» 5-9, 10-11, МОУ СОШ д. Согом;

  • «Профилактика экстремизма в молодежной среде», г. Нижневартовск;

Нижневартовский профессиональный колледж:

  • «Профилактика экстремизма в молодежной среде»;

  • «Комплексные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся и студентов»;

  • «Программа развития волонтерского движения в рамках модернизации образования»;

  • «Программа адаптации обучающихся первого курса к условиям обучения»;

  • «Программа сопровождения обучающихся».

Школьный возраст – важнейший период в психо – социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – это значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Литература

  1. Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - С.150-155.

  2. Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.

  3. Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1

  4. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001

8

Просмотров работы: 29