ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье человека обладает сложной взаимосвязанной структурой, образованной физическими, психическими и духовными компонентами. Поэтому проблема формирования культуры здоровья является сложной и в то же время важной задачей многих общественных наук, в том числе и педагогики. В данной статье на основе практического материала рассматриваются проблемы формирования культуры здоровья у студентов.Современная политика РФ ориентирована не только на улучшение качества жизни человека, но и на сохранение здоровья.

Студенты составляют особую социальную группу, объединённую специфическими условиями учебного труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний. Процесс жизнедеятельности, а также факторы непосредственно связанные с учебной деятельностью (такие как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание, нарушение режима сна и отдыха, употребление спиртных напитков, увлечение видеоиграми и интернетом и др.) оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения.

В 2012-2014 гг. нами был проведан анализ состояния здоровья студентов 1 курсов «Нижнекамского химико-технологического института». Анализ показал, что наиболее распространенными заболеваниями являются: вегетососудистая дистония (в среднем по данным разных лет и курсов обучения в институте более 12% студентов отмечают у себя это нарушение здоровья); заболевания органов зрения (около 5-6%); сердечные заболевания (3-4% имеют каждое из этих нарушений здоровья); пиелонефрит (4,90%); заболевания опорно-двигательного аппарата (2,1%). Таким образом, было выявлено, что нарушения здоровья у студентов изменяется в худшую сторону. Но также имеются и заболевания со снижающей тенденцией, такие как: заболевания почек, заболевания эндокринной системы и заболевания желудочно-кишечного тракта.

С целью выявления факторов, влияющих на здоровье, был проведен опрос среди студентов, в котором нужно было определить место по значимости предложенных факторов (табл.1).

Табл.1 – Факторы влияющие на здоровье человека

Фактор

Место по значимости

%

Условия жизни

1-2

42,5

Условия самого человека

1-2

42,5

Наследственность

4

42,5

Природная среда

6

9

Качество медицинского обслуживания

5

11

Наличие вредных привычек

3

38,8

Согласно полученным данным мы увидели, что самыми значимыми факторами, влияющими на здоровье являются «условия жизни человека» и «усилие самого человека». Это отметили 42,5% опрошенных студентов. На третье место студенты поставили влияние такого фактора, как «наличие вредных привычек» (38,8%). На четвертое место – «наследственность» (33,3%), на пятое – «качество медицинского обслуживания» (11%) и на шестое место - «фактор воздействия природной среды» (9%).

Культура здоровья является одной из одной из самых важных человеческих ценностей. Сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, их мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

В связи с этим, обращает на себя внимание низкий уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Около 25% опрошенных студентов, например, считают допустимым пользование чужими предметами личной гигиены. Лишь 40% знают, что курение не наносит вред здоровью, 50% считают, что умеренное употребление алкоголя не вредит организму. Только 15% студентов занимаются в спортивных секциях или самостоятельно одним из видов физических упражнений.

Для решения этой задачи нужно сформировать отношение к культуре здоровья как первейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого человека знания и научить вести правильный образ жизни. Это требует вовлечения в работу врачей, биологов, физиологов, психологов, экологов, социологов. Это даст возможность ознакомить студентов с проблемой формирования их здоровья, наметить пути решения этой задачи для того, чтобы процесс осознания проблемы перерос в практическую плоскость. Для этого, кроме занятий физической культурой, необходимо: выполнять по утрам утреннюю гигиеническую гимнастику (ежедневно 10-15 мин); посещать клубы здоровья или оздоровительно-спортивные секции (2-3 раза в неделю), или самостоятельно заниматься физическими упражнениями по своей разработанной программе; на этажи подниматься пешком, лифтом не пользоваться; в выходной день проводить активный отдых на лоне природы: поездка за город, прогулка в лесу (зимой на лыжах), купание в реке (май – сентябрь), работа на даче, участие в играх, в турпоходах и экскурсиях по живописным местам; прогулки по вечерам в любую погоду: в парке, сквере и других живописных местах. Здоровый отдых – это общение с природой.

Наша мышечная система нуждается не только в физических тренировках, ею надо еще научиться управлять и давать возможность полноценно отдыхать. В этом помогает слово, обращенное к самому себе – самовнушение. Именно оно укрепляет волю и эмоциональную настойчивость. Практика показывает, что студент может самостоятельно овладеть приемами воздействия словом на свой организм, развить в себе механизмы саморегуляции, управлять вниманием, концентрировать его на положительных моментах. Начинать следует с малого, и такое действие необходимо превратить в систему.

Таким образом, сформировать отношение к культуре здоровья как первейшей ценности, дать необходимые для жизни каждого человека знания и научить вести правильный образ жизни – важные задачи для студентов НХТИ. Внедрение новых технологий, соответствующих форм организации учебной деятельности и нового ее содержания имеют большое практическое значение для развития всесторонне развитой здоровой личности. Эти задачи могут быть достигнуты с помощью разумного сочетания психолого-педагогического и медико-биологического подходов, а основной базой для формирования культуры здоровья у студентов должна стать физическая культура в образовательном процессе института.

Литераура.

1.Куделина, О.В. Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения: диссертация ... канд. пед. наук. – Москва, 2008. – 212 с.

2.Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2012.– Вып. 5 (120).– С. 161–165.

3.Мысина Г.А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей среде вуза //Теория и практика физической культуры, 2002. – №9. – С. 5-7.

Просмотров работы: 1930